Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

МУЖ И ЖЕНА: ЛЮБОВЬ ИЛИ ВОЙНА?

«Вечные ценности», 28 августа 2007

Сегодня мы публикуем отрывок из книги Дхьяна Кунды деви даси «Роль и положение женщин в сознании Кришны»

Кто виноват

Я расскажу вам историю, которую использовал Джая Шила Прабху в своем семинаре о семейной жизни. Это история двух преданных Лакшми и ее мужа Кришна-даса, работающего в храме. Лакшми несколько дней назад родила ребенка. У нее были очень сложные роды, после которых остались болезненные последствия в теле. Ей приходилось каждый день принимать болеутоляющие. Кроме того, ее ребенок постоянно плакал, будил ее по ночам. Она была полностью измотана. Муж обычно оставался с ней и помогал ей, но через некоторое время ему пришлось вернуться в храм, чтобы продолжить там свое служение. Это был первый день, когда она осталась дома одна. Как раз в этот день у нее кончились болеутоляющие лекарства. Несомненно, она хотела позвонить своему мужу и попросить его принести их. Но, так как в этот момент пришел брат ее мужа, она попросила его принести это лекарство. Однако он ушел за ним и не вернулся, потому что забыл об этом. Поэтому весь день она провела в жутких болях, вся измучилась и при всем этом еще заботилась о новорожденном.

В конце дня возвратился домой муж. Она, вся измученная, увидела его, и ей стало немного полегче. Она пожаловалась ему: «Ты знаешь, сегодня у меня кончились болеутоляющие, и весь день я так мучилась, мне было так больно, но никого не было рядом, кто мог бы мне помочь». Муж, вернувшийся после тяжелого служения, услышав такую речь, воспринял ее как упрек в свой адрес, как будто бы он не позаботился о жене, и подумал: «Но я ведь не виноват в этом, потому что я даже не подозревал о том, что у нее кончилось лекарство». Затем он спросил: «Почему же ты не позвонила мне и не сказала об этом?». И жена, услышав такие слова, восприняла их так, как будто он говорит: «Это твоя собственная проблема. Почему ты страдала? Почему не сказала мне об этом?». У них начинается ссора, муж встает и просто направляется к двери. Затем жена, которая сидела на кровати, поступила очень правильным образом. Когда он направился к двери, она сказала: «Пожалуйста, не уходи, останься со мной. Теперь я нуждаюсь в тебе больше всего. Когда я выгляжу хорошей и любящей, ты тоже очень добр ко мне, но, как только у меня сложности и я переживаю, ты сразу же уходишь и хочешь бросить меня. Пожалуйста, приди ко мне, сядь со мной и просто побудь рядом, просто обними меня. Я нуждаюсь всего лишь в этом, даже нет необходимости говорить что-либо». Она плакала, говоря все это. Муж подумал: «Но каким же образом это решит проблему?». Но, тем не менее, он подошел, сел рядом и обнял ее. Она в течение нескольких минут просто плакала и ничего не говорила, а он сидел и ждал, что же дальше будет происходить. Спустя несколько минут она закончила плакать и сказала: «Сейчас я чувствую себя гораздо лучше. Спасибо тебе большое».

Полная майя?

«Шримад-Бхагаватам» (песнь 3, гл. 31, текст 42, комментарий): «В этих стихах Господь Капила говорит, что не только женщина для мужчины является вратами в ад, но и мужчина для женщины. Все зависит от привязанности. Мужчину привлекают в женщине ее служение, красота и многие другие достоинства, а женщина привязывается к мужчине потому, что он обеспечивает ее уютным домом, дарит ей украшения, наряды и детей. Все дело в характере привязанности, которую они испытывают друг к другу. Пока в основе взаимной привязанности мужчины и женщины лежит стремление к чувственным наслаждениям, женщина представляет опасность для мужчины, а мужчина - для женщины. Но если они перенесут свою привязанность на Кришну и разовьют в себе сознание Кришны, их семейная жизнь принесет благо им обоим. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: «Когда вы видите материальную природу вещей, материальные объекты и видите их в связи с Кришной, и занимаете их в служении Кришне, то это является настоящим отречением». В следующем стихе Рупа Госвами говорит: «Когда вы отвергаете вещи, думая, что они материальные, то это еще не настоящее отречение».

Поэтому, если вы думаете, что взаимоотношения мужчины и женщины все время материальны, и поэтому не хотите жениться или выходить замуж, то это еще не полное отречение. Настоящим отречением вы обладаете тогда, когда вы видите, что взаимоотношения мужчины и женщины тоже могут быть заняты в служении Кришне. Конечно, это не означает, что все брахмачари немедленно должны жениться. Если вы можете оставаться брахмачари, обладая хорошим сознанием, то это просто удивительно, но, если кто-то остается брахмачари, при этом думая, что семейная жизнь это полная майя, то, в конце концов, он либо падет, либо его сердце станет черствым как камень. И как он с таким сердцем сможет развить в себе любовь к Кришне? И поэтому преданный, который всю жизнь хочет остаться брахмачари, должен с почтением относиться к людям, которые женятся, и он может также просить их благословений.

Культурный фон

Я специально прочитала эти стихи, чтобы вы поняли, что это касается не только женщин, но и мужчин. Но теперь вы можете задать вопрос: «Почему из десяти стихов, которые говорят о привязанности, девять - о женщинах и только один - о мужчинах?». Это можно объяснить несколькими методами. Во-первых, если женщины менее разумны, более привязаны и более исполнены вожделения, то проблема привязанности мужчины к женщине намного серьезнее привязанности женщины к мужчине. В «Шримад-Бхагаватам» (песнь 3, гл. 31, текст 41, комментарий) говорится [не забывайте что тема здесь - ведическая культура, а не сознание Кришны непосредственно]: «Привязанность женщины к своему мужу способствует ее духовному развитию и помогает ей в следующей жизни получить мужское тело. Однако мужчина, привязанный к женщине, деградирует и в последующей жизни получает тело женщины». Поэтому в шастрах повсюду есть утверждения, что мужчина должен быть чистым преданным, а женщина - его хорошим последователем. Во-вторых, «Шримад-Бхагаватам» был написан пять тысяч лет назад, когда женщины, в большинстве своем, не принимали инициации, ее принимал муж, а жена следовала за ним. Таким образом, те, которые изучали священные писания под управлением своих гуру, обычно были мужчинами. Священные писания первоначально были написаны для мужчин. Идея была такова: мужчины узнают все о духовной жизни и научат своих жен и дочерей. Таков культурный фон этих утверждений. Мы должны помнить об этом при чтении шастр. […]

Желания Прабхупады

Шрила Прабхупада много раз подчеркивал, что семейная жизнь становится удивительной, когда в центр ее помещается Кришна. Он говорил в комментарии к одному из стихов, поведанных Капиладевой: «Займите жену или мужа, займите детей в сознании Кришны, и тогда все будет совершенным». Такое видение должно быть самым важным для нас.

Первые два видения образа женщины: 1 - женщина менее разумна, более привязана, более исполнена вожделения; 2 - женщина как источник привязанности, от которой необходимо отказаться; относятся более к системе варнашрамы.

Когда мы слышим о варнашрама-дхарме, мы думаем, что каждый в варнашраме обязан быть чистым преданным, но, на самом деле, истина не такова. Люди в варнашраме были благочестивыми и религиозными, но не все из них были преданными. Поэтому все эти опасности - стать грихамедхи, привязаться и пасть в колодец материального существования - были реальными, это могло случиться с каждым. Но когда в нашем обществе каждый думает о самосознании и служении Господу, то это общество отличается от общества варнашрамы. Это называется дайви варнашрама-дхарма, здесь дайви - означает [божественная]. В этой системе люди действуют в разных ролях варнашрамы, но они не отождествляют себя с этими ролями. Почему же они принимают эти роли? Из-за двух причин:1. Каждый имеет какую-то материальную обусловленность и материальные качества, которые необходимо учитывать и действовать в соответствии с ними. Например, в ведические времена женщины никогда публично не выступали, а в движении сознания Кришны каждый преданный имеет такую возможность, и, более того, проповедь является его долгом. Шрила Прабхупада хотел, чтобы и юноши, и девушки читали лекции.

Однако все должно быть разумно. Женщины могут и должны проповедовать, но начинать проповедовать им лучше среди женщин, грихастх или в небольших группах. Не должно быть такого, чтобы молоденькая, симпатичная и незамужняя девушка выходила читать лекцию для брахмачари. Это может делать взрослая, замужняя и уважаемая преданная. Это не дискриминация это здравый смысл. Мы должны учитывать материальную природу девушки и природу брахмачари, которые слушают ее.

2. Каждое общество нуждается в организации, это также касается и общества преданных. А какая же модель может быть лучше той, которую создал Кришна? Преданный думает так: «Если мой духовный учитель попросил меня действовать, исполняя роль брахмана, то я могу это делать, как служение своему духовному учителю. Но если на следующий день духовный учитель попросит меня совершить преданное служение, которое относится к разряду шудры (мыть пол или чистить овощи), то я буду это делать, так как я не отождествляю себя с этими ролями, я просто слуга». Такое общество, в котором все так действуют, становится удивительным. […]

В поисках пандита

«Позиции мужчины и женщины в этой истории типичны, то есть типичный мужчина действовал бы так же как Кришна-дас, а типичная женщина - как Лакшми. Естественно, они не хотели причинять боль друг другу, наоборот - старались как-то помочь, но из-за не знания, как это правильно делать, получился конфликт.

Как же возникают конфликты, из-за которых потом рушатся семьи? Ведь нельзя сказать, что человек намеренно что-то делает, чтобы повредить другому. Он думает, что поступает хорошо, но, тем не менее, то, что он делает, почему-то не воспринимается противоположным полом. Причина этого противоречия заключается в том, что муж думает, будто жена обладает такой же природой, которая свойственна ему, а жена - будто муж обладает природой, свойственной ей. Мы любим своего партнера и даем ему то, что нам хотелось бы получить от него, если бы мы были на его месте. Таким образом, и муж, и жена могут любить друг друга, у них могут быть дружные взаимоотношения, но из-за того, что они не понимают нужд друг друга, что-то у них не получается. И каждый из них думает так: «Я люблю своего мужа (жену), я столько много служу ему (ей), но я, тем не менее, не получаю взаимности. Какая неблагодарность!».

Проблема заключается в том, что мужчина и женщина - это совершенно «разные живые существа, и то, что одному кажется приятным, другому может причинить боль. Мужчина нуждается в том, чтобы занимать положение лидера, то есть управляющего, чтобы руководить женой, быть выше. Ему необходимо чувствовать себя нужным кому-то и естественно при этом думать: «Моя жена не сможет выжить без меня. Без меня она просто растеряется, ей необходима моя помощь. Она слабее меня, она менее разумна». Кришна сделал женщин менее разумными, и именно это делает их более привлекательными [смех]. Вам, наверное, знакомы примеры девушек, которые чрезмерно умны. Разве легко такой девушке выйти замуж? Она должна бегать по всему миру и искать пандита - [ученого], который будет думать, что она менее разумная [смех].

Женщине необходимо ощущать любовь со стороны мужа, внимание и заботу. Если у жены возникла проблема, ее муж, видя это, пытается быть очень логичным, рациональным, пытается дать ей четко сформулированное решение этой проблемы, но единственное, в чем она нуждается - во внимании. Ей не нужно поначалу даже решение - только внимание. Она хочет, чтобы он просто выслушал ее и посочувствовал ей. Если девушка обращается к другой девушке со своей проблемой, то сразу же получает отклик, потому что та знает, как помочь и что требуется женщине. В ответ на причитания от нее можно услышать нечто подобное: «Ой, бедняжка! Расскажи мне побольше об этом. В чем твоя проблема? Что произошло? Не плачь». И они обнимаются. Даже если вы ничего не говорите, а ходите с грустным видом, то девушки обычно сразу спрашивают: «Ты так грустишь, может у тебя неприятности? Что с тобой случилось?»

Женская катастрофа

Когда жена говорит мужу о своей проблеме, он думает: «Ну вот, на самом деле, в этом она обвиняет меня, потому что я несу ответственность за нее, и, если у нее неприятность, это значит, что я не позаботился о ней должным образом». Сразу же вырастает большое ложное эго, и он либо пытается как-то упрекнуть ее, либо - предоставить ей хорошее решение вопроса, либо говорит: «Не плачь, все это пустяки». Жена эти слова может воспринять так: «Чего ты тут плачешь? У тебя нет никаких причин для этого. Перестань». И тогда эта проблема усугубляется.

А что происходит, когда у мужчины проблема? Каждая женщина имеет некоторое количество качеств шудры, а каждому мужчине свойственно какое-то количество качеств кшатрия. Мужчина ощущает себя героем, способным сражаться и позаботиться обо всем. Что же делают его друзья, зная о его проблеме? Обычно они помалкивают, так как видят, что он - «не так-то прост» и, наверняка, хочет решить все сам. И иногда, если они видят, что дело зашло слишком далеко, то могут спросить у него: есть ли у него проблема? Он может ответить: «Нет, нет, нет. Никаких проблем». Каждый мужчина, когда получает такой ответ, понимает, что проблема, безусловно, существует, но она не настолько серьезна, и он сам способен ее решить. Если же жена видит озабоченного мужа, то сразу же выпытывает: «О, у тебя проблема?» - «Нет, нет, никаких проблем, ничего не произошло», - «Но ведь я же вижу, что у тебя что-то не то. Почему же ты не раскрываешь мне свое сердце, ты что, не доверяешь мне?» - «Отстань, уйди! У меня никаких проблем нет! Все в порядке!».

Но проблема еще заключается в том, что муж хочет решить ее сам, и если ему кто-то предоставляет готовое решение, он будет чувствовать свое поражение, так как не смог справиться своими силами. Отказ жене не является ее отвержением, просто она это воспринимает так, будто он прогоняет ее, будто она не нужна ему: «Ты не любишь меня больше!» - для нее это катастрофа. И затем муж думает: «О, Боже, у меня была одна проблема, а теперь еще другая появилась!».

Огнедышащий дракон

Женская природа очень изменчивая. Иногда женщины находятся на волне оптимизма, вся жизнь видится в ярких красках, кажется все замечательным, они полны энтузиазма, готовы сейчас же сделать все, а когда эта волна опускается, тогда весь мир кажется серым и безнадежным. Такое свойственно каждой женщине, но для одних это выражено более ярко, для других - менее. Обычно это происходит раз в месяц, раз в месяц - ужасный период, и раз в месяц - большой взлет. Это может происходить из-за месячного цикла, но не обязательно.

Так что, муж должен знать эти вещи. И если у жены плохое настроение, подавленность, то ему необходимо понять, что в данный момент она не нуждается в каком-то конкретном совете или решении проблемы, - все, в чем она нуждается - это сочувствие, забота и ласка. Если я прихожу к своему мужу, начинаю плакать, и он видит, что я не успокаиваюсь от его аргументов, то он обычно смотрит в календарь и говорит: «Не будут ли у тебя скоро месячные? Ага, теперь я понимаю. Все в порядке. Иди сюда», - и он обнимает меня, любезно улыбаясь. Женщины, также, сами должны предвидеть эти состояния, пронаблюдав, когда у них возникают эмоциональные взлеты и падения, и, узнав, связаны ли они с месячным циклом.

В мужской природе есть нечто схожее с природой женщин. Женщины испытывают внутренние переживания, когда ощущают себя то очень хорошо, то вдруг очень плохо, но для мужчин эти взлеты и падения связаны не с эмоциональными переживаниями. Иногда мужчина хочет побыть со своей женой, поговорить с ней, а иногда - просто отойти куда-то, закрыться в своей комнате и что-то изучать или что-то делать в одиночестве. Бывает, что жена хочет поговорить со своим мужем, а он в это время находится в своей пещере и не хочет никого видеть, даже ее. Он думает: «Если в этот момент жена оставила бы меня всего на несколько часов, то через какое-то время это настроение у меня прошло бы, и я сам подошел бы к ней и поговорил». Но он об этом не говорит вслух. Проблема в том, что мужчины не такие утонченные, то есть у них не достаточно развита интуиция во взаимоотношениях. Жена должна научиться искусству, знать ум своего мужа, то есть угадывать, чего же он хочет в данный момент. Есть такая поговорка о том, что когда муж следует в свою пещеру, то жена не должна следовать за ним, иначе оттуда быстро выскочит огнедышащий дракон...

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz