Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ПОЙТИ НА ПРИНЦИП. ЧЕТВЕРТЫЙ

Бхакта Дравида,
«Вечные ценности», 10 ноября 2007


На злободневные вопросы, касающиеся проблем грихастха ашрама ответил региональный секретарь Российского общества сознания Кришны по Приморскому краю, известный проповедник Враджендра Кумар прабху.

- В чем главная проблема вайшнавских семей в России?

- Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать статистику. Но есть общая психология обусловленности. Душа в этом мире развивает эгоизм. На первый план выходят свои интересы. Такое эгоистическое мышление является корнем всех проблем, не только в семейной жизни. Объективная реальность такова, что центром всего является Бог, а мы – его слуги. Непонимание этого принципа, рождает ложную философию эгоизма, которая не согласуется с реальными законами жизни. Когда мы нарушаем законы жизни, мы получаем проблемы. Спектр их может быть любой, но корень – мирское эгоистическое мышление.

Присутствие Бога

Враджендра Кумар дас. Фото: бхакты Дравиды - Каковы плюсы вайшнавских семей в сравнении с семьями обычных людей?

- Плюс есть в том случае, если слово «преданный Бога» соответствует реальному значению. Бог – совершенная личность и его присутствие в доме делает нас – несовершенных более или менее совершенными. Бог как высокая цель облагораживает все вокруг. Когда у нас есть такая цель, мы можем терпеть трудности, несовершенства друг друга. Мы понимаем, что семья – это место, которое должно привить нам дух служения, любви, жертвы. Бог смягчает все. Он является источником благости - энергии, которая дает нам понимание. В этом очевидный плюс. Жизнь семьи, цель которой - Бог, становится более чистой. Присутствие Бога в доме делает его храмом. Естественно, когда человек находится в храме, он ведет себя несколько иначе, чем на улице. Сама атмосфера храма меняет менталитет человека, его поведение.

- Почему в семьях преданных большой процент разводов?

- Потому что люди называют себя преданными, но внутри не принимают этих духовных ценностей. Принять сознание Кришны можно на трех уровнях. Первый – уровень информации. Можно выучить основные философские постулаты и говорить правильные вещи. Второй – уровень навыков. Вы можете выучить мантры, молитвы, научиться играть на музыкальных инструментах, делать пуджу, надевать дхоти или сари. Но самый важный уровень – это принять Кришну в сердце. В таком случае Господь как голос совести и голос Высшего разума направляет нас, корректирует наши шаги, дает нам правильное понимание. Человек может называться преданным в строгом смысле слова, когда он принял Кришну на уровне ценностей. Если бы такого уровня преданных было много, тогда разводов было бы не много. Но значительное число преданных еще находится на двух первых уровнях. Такой человек внешне может отличаться от материалиста, но, по сути, не далеко от него ушел. Поэтому говорить, что в семьях преданных много разводов – не совсем корректно. Нужно делать поправку и говорить «в семьях начинающих или незрелых преданных». В семьях зрелых преданных такого не может быть.

Брак или лотерея?

- Как следует знакомиться преданным?

- Все зависит от уровня развитости ятры, есть ли там установленные стандарты. Например, в Индии и Англии это делается через старших семейных людей, у которых есть определенный опыт. И они могут передать просьбу матаджи или прабху противоположной стороне. Следует выяснить, является ли интерес обоюдным. К тому же, если человек получит отказ напрямую, это будет болезненным для его ложного эго. Старшие преданные помогут это сгладить. Это происходит в храмах, где подобная традиция устоялась. Но где этого нет, люди знакомятся непосредственно обращаясь друг к другу. Иногда эти попытки оказываются успешными, иногда нет. Правильнее, по-ведически, делать это через старших. Но в нынешнюю эпоху ведические традиции не всегда принимают на ура. Иногда лучше предоставить свободу в этом вопросе. Конечно для совсем молодых людей лучше какое-нибудь посредничество старших.

- Если преданный, который серьезно практикует сознание Кришны, женится на непреданной девушке, каковы перспективы такого брака?

- Если человек серьезно практикует духовную жизнь, то вряд ли он совершит такой шаг. Потому что общение – это очень могущественная вещь. Особенно с противоположным полом. Но если такой брак все же состоялся, здесь возможно несколько сюжетов. Если девушка благочестива и принимает сознание Кришны, то перспективы у брака вполне хорошие. Ведь всему можно обучиться. Но если нет, тогда будет борьба систем ценностей: кто кого. Если у них совершенно разные интересы, как они будут общаться? Начнется все с проблем на кухне: что готовить? Потом: куда идти, что смотреть? И так далее. Если даже у преданных, у которых авторитет Кришны не вызывает сомнений, не все ладится, то что уж говорить о браке, где для одного из супругов сознание Кришны – полная неожиданность. Такой брак – рискованная лотерея.

- Если у пары преданных не все ладится в семейной жизни, допустимо ли вмешательство в их жизнь старших преданных? Стоит ли выносить сор из избы?

- Только если они сами этого хотят. Старшие могут вмешаться, если эти люди ждут этой помощи. Любая пара проходит через конфликты, притирки. Это неизбежно. Если они серьезные люди, то это помогает им вырасти духовно, у них появляется зрелость. В каких-то форс-мажорных обстоятельствах можно вмешаться в ситуацию и без приглашения. Но в целом, семья должна учиться решать свои проблемы самостоятельно. Потому что через это осуществляется их рост. Но иногда преданные могут обратиться за помощью к другим, и это может только пойти на пользу.

Кто нравится мужчинам

- Если старшие преданные видят проблемы у молодой семьи и пытаются насильно вмешаться, навязать свою точку зрения, насколько это допустимо?

- Ничто насильственное не может принести блага. Благо приносят только естественные и желанные вещи. Если происходит насильственное вмешательство, то, как правило, люди не воспринимают этого. Чтобы воспринять наставление, нужно его искать. Но если человек этого не ищет, а кто-то навязывает ему наставления, у него возникнет реакция отторжения. Это психология обусловленной души. Даже если она понимает, что ей дают правильный совет, из упрямства, она будет его отвергать. Поэтому помощь должна быть желанной.

- Нарисуйте портрет идеальной супруги и супруга.

- Это сложно. Есть разные типы жен и мужей. Нет единого стандарта для всех. Иногда люди думают, что идеальная жена – это служанка, которую не видно. Муж приходит домой, а все уже убрано, постирано, приготовлено. Она ему кланяется, делает все, что он хочет, все терпит. Это такой идеалистический образ, который какое-то время бытовал среди преданных. Не обязательно жена должна быть такой. Бывает жена типа «мать», которая заботится о своем муже как мать. И некоторым мужчинам нравится именно такой подход. Есть жена типа «сестра», которая ждет какого-то понимания, общения. Есть жена типа «друг», когда у нее с мужем общие интересы. Например, для меня жена – это друг. Мне не интересно, чтобы она была служанкой. А кому-то хочется жену-служанку. Какой-то идеал – это утопия. Но главная черта мужа или жены по ведическим стандартам - это желание помогать, служить, создавать условия для развития любви, отношений. Это общая черта. А типажи могут быть разными.

Паранджа не нужна

- Ваш взгляд на процесс женской эмансипации.

- Женская эмансипация – это естественная реакция на моральную и духовную слабость мужчин. Женщина делает шаг в сторону независимости просто потому, что ей не хочется быть зависимой от человека неквалифицированного. Никакая женщина не будет противостоять авторитету любящего и серьезного мужчины, который обладает качествами. Какой смысл с ним бороться? Он ведь не пытается загнать женщину в какую-нибудь кабалу, надеть на нее паранджу. Но когда мужчина становится внутренне слабым, он пытается компенсировать это внешней силой: авторитаризмом, ограничениями, деспотизмом, вплоть до рукоприкладства. Внешнее проявление силы является показателем внутренней слабости. И вполне естественно, что любая уважающая себя женщина долго терпеть этого не будет. Поэтому бороться нужно не со своей эмансипированной женой, а с собственными внутренними качествами, которые побуждают жену быть такой эмансипированной. Если жена была нормальной, а потом стала такой, значит дело в муже, ему нужно меняться. Естественно она будет отбиваться. Но если мужчина предоставляет жене все условия для нормального развития, для реализации своих интересов, зачем ей бороться?

- Если жена видит слабость мужа, что он перестал, о ней заботится, как ей быть? Следуя вышеуказанной логике, получается, она сама виновата?

- Может быть дело в ней. Может она не следит за собой, перестала представлять интерес для мужа. Но может быть дело в муже. Может он увлекающийся, нетвердый человек. По законам прикладной психологий есть внутренний круг влияния и внешний круг забот. Единственный способ подойти к решению этой проблемы – усилить свой круг влияния. Она должна стараться максимально тщательно выполнять свои обязанности, быть максимально привлекательной для мужа и понять чего он хочет. И нужно делать то, чего он хочет, не ожидая пока он этого попросит. Стоит активно идти навстречу. Но это возможно только в том случае, если женщина действительно хочет сохранить отношения. Нужно проявлять терпение и давать какой-то шанс на исправление. Может быть, ей стоит мобилизоваться, вспомнить, какой невестой она была до брака. Когда человек проявляет интерес и искреннее желание позаботиться, наверное, только бесчувственный не ответит на это.

Разве муж - судья?

- В Ведах говорится, что муж может выгнать жену, если она не выполняет своих обязанностей. Как преданным относиться к этому утверждению?

- В Ведах дается много разных наставлений, но невозможно их все применить в Кали югу, потому что в нынешнюю эпоху не существует ведического общества. Поэтому мы сейчас следуем не столько ведической культуре, сколько вайшнавской. И она, с одной стороны, является более возвышенной – с точки зрения цели, но с другой – более лояльной. Поскольку вайшнав – это не просто человек жесткой ведической культуры, культуры правил. Если жена такая, я ее выгоняю, если другая – не выгоняю. Жена – это не какая-то вещь, которую можно выбросить на улицу. Но если говорить о нашем обществе, то люди должны вести себя с уважением, давать другу шанс. Крайние меры – для крайних случаев! А не так, что жена мне что-то не приготовила, и я гоню ее на улицу. Это абсурд! Потому что если к женщине применять жесткие меры, тогда и к мужчине нужно применять такие же меры. Если он совершает ошибки, кто будет судить его? А так получается, что мужчина берет на себя роль судьи, который решает все. Это дикость какая-то. Поправка на нашу эпоху безусловно должна быть. Недостатков у всех нас хватает.

Обет – это серьезно!

- Если в семье преданных муж склоняет жену к нарушению четвертого принципа, а она тверда в своей практике, как ей быть?

- Все зависит от уровня зрелости людей. Чтобы семья была стабильной, муж и жена должны находиться примерно на одном уровне развития, или муж должен быть впереди. Если мужчина отстает в духовном развитии, возникают такого рода проблемы. И ситуации бывают разными. Какие-то женщины ради сохранения семь пойдут на компромисс, потому что в каком-то смысле в семье человек получает лицензию на какое-то дозированное чувственное наслаждение. Если этого нет то, что остается мужчине? Идти на сторону? В семейной жизни такие обстоятельства часто являются неизбежными. Жизнь есть жизнь. Тут подходит утверждение из «Бхагаватам», что семейная жизнь – это крепость, а жена – командир этой крепости, который защищает чувства мужа. Например, у мужчины возникло вожделение. С одной стороны даны обеты, а с другой существует реальная потребность чувств. И живое существо разрывается между чувствами и обетами. Поэтому Кришна и говорит в одиннадцатой песне «Шримад Бхагаватам», что мой преданный, который имеет твердую веру в Меня, если он даже иногда не может совладать со своими чувствами, тем не менее он продолжает счастливо выполнять преданное служение. Потому что главный принцип духовной жизни – это полная преданность Богу. Есть мистические йоги, которые очень строги в обете брахмачари, но при этом они не имеют никакой привязанности к Кришне. Поэтому Господь Чайтанья говорит, что вы не можете купить Кришну ни за брахмачарью, ни за чистоту, ни за ведическое знание, только за чистую преданность… Этот момент, связанный с половым желанием, можно трактовать по-разному. В прошлом году кто-то из преданных представил на суд GBC полный обзор писем и наставлений Шрилы Прабхупады по поводу этого принципа. Оказалось, что когда Прабхупада говорил о незаконном сексе, только в пяти процентах случаев он упоминал, что имеет в виду секс только для зачатия детей. Во всех остальных случаях он говорит о сексе в пределах брака, не делая акцентов на зачатии детей. Конечно, из этого утверждения можно сделать очень далекоидущие выводы. Но каждый сделает их сам, в зависимости от уровня своей зрелости. По меньшей мере, когда подобный вопрос задали моему духовному учителю Прабхавишну Свами, он ответил так: «Существуют законы развития сознания. И никто не может вас заставить следовать регулирующим принципам. В какой мере человек им следует, в той мере он и получает духовное понимание и блаженство. В той мере, в которой он им не следует, в той мере он лишает себя духовного сознания. Ни духовный учитель, ни Кришна не могут заставить нас им следовать. Мы сами принимаем эти обеты». Степень строгости зависит от человека. Людям, в которых от природы больше благости, легче следовать этим вещам, в которых больше страсти – труднее. Поэтому слабость на чувственном уровне может быть простительна, если человек сохраняет практику и не меняет философию. Прабхупада относился терпимо к вопросам чувственной слабости. Менее терпимо он относился к искажению философии. Если люди поддавались чувственной слабости, Прабхупада напоминал им, что они обещали, что они должны стараться. Но он не проклинал их и не выгонял из общества!.. Муж и жена должны понимать, что самый главный принцип - это всегда помнить о Кришне. Остальные принципы подчинены ему. Семейная жизнь возникает как некий компромисс с материальной природой. И если чувственная слабость проявляется в рамках семьи, это гораздо меньшее отклонение, чем подобная ситуация за ее пределами. И обе стороны должны понимать это. Если один человек будет железно держаться какого-то принципа, но при этом разрушится семья и будет много беспокойств, то преданность тоже пострадает. Я естественно не призываю ни к каким компромиссам, но раз вопрос такой задан, я просто пытался прояснить его. Вообще все эти вещи лучше решать заранее. Не стоит получать посвящение и связывать себя обетами до тех пор, пока нет уверенности, что сможешь строго следовать им. Потому что обет – это очень серьезно. Он дается пред Кришной. И если человек не связан им, он не будет так страдать на уровне совести. Люди могут не думая, в гуне страсти принимать ограничения и давать обеты, чтобы не просто называться Петей, а иметь духовное имя. Но Кришна говорит, что аскезы и ограничения в гуне страсти – недолгие и непостоянные. Может быть, стоит ввести определенный возрастной ценз при инициации – давать посвящение людям, в определенном возрасте, когда эти половые проблемы уже отошли на второй план. При этом неинициированный преданный не должен считаться каким-то не таким. Он вполне может служить Кришне. Ведь Харе Кришна мантра в любом случае очищает нас. И когда преданный поднимется на платформу благости, когда он сможет взять на себя эти обеты, тогда он и должен их принимать. Иначе, какой смысл?

Трансформация желаний

- Тут такой момент. Легко давать обеты, когда эти желания отошли у тебя на второй план, когда тебе за сорок. Но в том-то и аскеза, что ты отказываешься от этого для Кришны, когда ты еще молодой, когда ты можешь, но не делаешь. Получается, что ты от этого не отказываешься, просто у тебя прошло это с возрастом. В чем же тогда аскеза?

- Понимаете, смысл нашей духовной жизни не в аскезах. Аскеза не является частью бхакти и она не дает бхакти. Наша аскеза в том, чтобы задействовать чувства в служении Кришне. Поэтому особая любовь к аскезе, что мол, я молодой, у меня могла бы быть жизнь полная чувственных наслаждений, но я от нее отказываюсь и в этом мое геройство, это другая форма вожделения. Если человек не занимается сексом, но гордится этим, значит, просто вожделение надело другую маску. И, как правило, вожделение в виде гордыни рано или поздно ставит подножку такому человеку, и он все равно падает с этого уровня. Поэтому у этого принципа есть внешняя сторона и внутренняя. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что вожделение живет в чувствах, уме и разуме. И если из чувств я его выгнал, чувства контролируются, то оно переходит в более глубокие сферы. Если я болезнь лечу не в корне, а снимаю лишь внешние симптомы, то она просто уходит внутрь и приобретает другие черты. Я не призываю к тому, чтобы человек реализовал эти вещи через чувства, чтобы вожделения не было в уме и разуме. Нет. Вожделение оно как огонь: чем больше масла в него льешь, тем больше он горит. Поэтому решение этой проблемы заключается в усилении практики и духовного вкуса, в трансформации желаний.

- Каким вы видите грихастха ашрам в России через 15 лет?

- В семье основная часть людей проводит основную часть своей жизни. Проповедь будет продолжаться, количество преданных будет увеличиваться и, соответственно, число семейных преданных будет расти. Всегда будут люди серьезные и строгие, но их будет не много. Основную часть будут составлять благочестивые преданные, которые, может быть, не будут являться строгими последователями абсолютно всех принципов, но Кришна будет их целью, и они будут искренне к Нему стремиться. Трудно предсказать степень чистоты и строгости людей. Я думаю, что, несмотря на вкрапление зерен золотого века, Кали-югу никто не отменял. Конечно, многое зависит от обучения. Если серьезно будут решаться такие вопросы как развитие системы наставничества, бхакти-врикши, то это повысит процент серьезных людей в грихастха ашраме!

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz