Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

CЕКТОБОРЦЫ РАЗЖИГАЮТ ВРАЖДУ

«Вечные ценности», 22 ноября 2008

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами:

- Само по себе название "антикультовые организации" подразумевает отсутствие позитивного содержания. Любая религия имеет свою апологетику, систему доказательств того, почему именно эта религия, этот путь является верным, и, в конце концов, может привести к Богу. Антикультовые же организации по самой своей идее должны бороться со всеми религиями. Как правило, за ними стоит либо идея атеизма - это название также является в высшей степени негативным, оно просто отрицает существование Бога, не неся никакого позитивного содержания,- либо, как в случае с господином Дворкиным, подобные организации выражают интересы какой-то одной религиозной конфессии.

На мой взгляд, сам факт того, что некоторые религиозные организации прибегают к услугам людей, подобных господину Дворкину, свидетельствует об их слабости. Бороться со своими конкурентами или учениями, которые, с точки зрения какой-то религии, являются ложными, нужно лишь утверждая истину своего учения. Попутно, безусловно, можно вступать в открытую и честную полемику с чужими взглядами. Но так уж сложилось, что сама по себе культура богословского диалога в антикультовых движениях крайне низкая и сводится исключительно к черному пиару. Поэтому вся деятельность антикультовых организаций приводит лишь к дестабилизации общества, к разжиганию вражды. Люди, которые уже обрели веру, в большинстве случаев не обращают на эту деятельность никакого внимания.

Она обращена в основном к тем, кто идет другим путем и призвана вызвать у них враждебное отношение к представителям другой конфессии.

Индия по своему религиозному ландшафту, пожалуй, самая многоконфессиональная страна. Эта тысячелетняя многоконфессиональность, являясь исторической данностью, закреплена в Конституции, и там никогда не было ничего аналогичного современному антикультовому движению, которое порождено в недрах США.

В делении религий на "традиционные" и "нетрадиционные" само по себе нет ничего предосудительного. Действительно, в России есть религии, которые существуют на ее территории на протяжении более долгого срока, тогда как другие духовные традиции появились здесь сравнительно недавно. Все зависит от того, какое содержание в эти понятия вкладывается и какими последствиями подобное разделение религий чревато.

Если "традиционные", "нетрадиционные" - чисто академический, научный термин, который необходим историкам для того, чтобы определить роль и место той или иной религии в стране, то никто с этим спорить не будет. Если же данные понятия являются поводом для того, чтобы разделить религии на "чистые" и "нечистые", с точки зрения государства, которое, согласно Конституции, должно занимать заведомо нейтральную позицию в религиозной сфере, то тогда это ничто иное, как завуалированное нарушение конституции.

Чем проповедь отличается от прозелитизма?

- Разница между прозелитизмом и проповедью в том, что на стезе прозелитизма все методы хороши и цель оправдывает средства. Люди, которые любой ценой пытаются обратить других в свою веру, не гнушаются насилием, обманом, подкупом и т. п. Ими движет фанатичное понимание того, что спастись можно только у них. В этом сама суть прозелитизма и любой нормальный, уважающий себя человек не может с ним иметь ничего общего. Проповедь Истины или Слова Божьего - самое достойное дело любой религиозной традиции - отличается от прозелитизма, прежде всего, уважением к личности человека, которому мы проповедуем, уважением к свободе, данной ему Богом. Проповедь - это обращение к разуму человека, тогда как прозелитизм - это обращение к животным инстинктам, будь то страх, желание выгоды и так далее. Разум подразумевает сохранение свободы личности, потому что все люди созданы свободными.

Как правило, за борьбой с прозелитизмом стоят смешанные мотивы. С одной стороны, она вполне оправдана, когда конкурирующие организации используют сомнительные проповеднические методы, что, естественно, вызывает возмущение. И если какая-то организация настроена на то, чтобы обращать людей в свою веру любой ценой, то такой подход к пастве воспринимается как агрессия, которая, в свою очередь, вызывает ответную агрессию. Но к этой борьбе с прозелитизмом очень часто, к сожалению, примешиваются не самые благородные мотивы, такие, как например, неуверенность, чувство собственничества. Такого рода мотивы суть проявление тех же тенденций, которые, в свою очередь, приводят к прозелитизму. Защита от прозелитизма в этом случае превращается в тот же прозелитизм со знаком минус, становится такой же бесчестной, не уважающей свободу личности борьбой за души людей при помощи мошенничества и клеветы. В этом случае мы ничем не лучше тех, с кем боремся. Но, если бороться с прозелитизмом, стоя на позициях уважения к свободе личности, то это достойная борьба, и она должна вестись.

Нет никакого сомнения, что люди могут получить спасение в разных духовных традициях. К истинным религиозным традициям относятся те, которые помогают человеку поменять свое сердце к лучшему, т. е. дают ему возможность обрести качества святости. Спасение означает отказ от бремени грехов, которые привязывают нас к материальному существованию. В Ведах говорится, что Бог принимает не оболочку, не обряд, не формальную принадлежность к той или иной религиозной организации, но чувства, эмоции верующего. И если у человека есть чистая, искренняя эмоция любви, то она будет принята Богом. А раз Бог примет искреннюю веру и искреннее чувство, то душа, вне всякого сомнения, спасется вне зависимости от того, к какой религии она принадлежит.

Вадим Дышкант, "Жизнь в России: что об этом говорят религиозные лидеры".

Терпимость вайшнавов

Для индуизма в целом и для вайшнавизма в частности характерна высокая степень терпимости и концептуального плюрализма в отношении других религиозных традиций (христианства, ислама, буддизма и др.). "Единство в многообразии" - уникальный универсальный тезис, присущий индуизму и закладывающий основу для уважения и сотрудничества последователей разных религий.

Вайшнавы оценивают любое проявление религиозности в соответствии с тем, насколько в нем отразилась универсальная идея бхакти. Бхактивинода Тхакур считал, что в храме любой другой религии поклоняются тому же Богу, хотя и называют Его другим именем.

Вайшнавы убеждены, что каждое вероучение дается Богом в соответствии со временем, страной и степенью подготовленности людей к восприятию вечных принципов религии. Поэтому Общество сознания Кришны не отвергает другие вероучения, не занимается прозелитизмом и избегает каких-либо споров с верующими других конфессий.

Участники движения сознания Кришны всегда готовы идти на контакт со всеми, будь то верующие или неверующие, для того, чтобы обсуждать и решать важнейшие вопросы современности - как предотвратить религиозную и национальную рознь, как устранить последствия военных конфликтов и стихийных бедствий, как решить проблему детской и подростковой преступности, наркомании и т. д.

Сергей Иваненко, "Вайшнавская традиция в России"

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz