Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

МОЯ ПЕРВАЯ ИНИЦИАЦИЯ

Доял Нитай дас,
«Вечные ценности», 22 ноября 2008


Поездка

И дружно своей кришнаитской гурьбой
Набьемся в вагон под завязку!
Кто рядом - скорей "Харе Кришна" подпой!
Мы едем с вайшнавами в сказку!


Поезд через два дня, билеты куплены, но денег на руках еще нет. Такое странное чувство. Вроде бы хочется радоваться, что снова окунешься в семейную атмосферу вайшнавского фестиваля "Садху-Санга-2008", проходящего в Кринице, но в то же время понимаешь, что радоваться не имеешь права, поскольку еще не все решено. Вот в таком подвешенном состоянии подошел я к этой поездке. Противоречивость чувств усиливалось еще и тем, что я собирался попросить посвящение у моего духовного учителя Бхакти Чайтаньи Свами, но в то же время какой-то странный голос внутри говорил мне: "Не торопись! Ты не справишься! Ты еще не готов! Ты слишком слаб!". Иногда он звучал громко, иногда затихал совсем. Мой духовный брат Ачарья Ратна сказал мне: "Мы можем 10 лет ждать, когда очистимся, но этого может так и не произойти! Только по милости гуру мы способны избавиться от анартх, поэтому нужно принять у него прибежище!" Эти слова меня успокаивали. Хотя не очень сильно.

Садимся в поезд. Преданных - порядка 30 человек. Мы с Романом - на боковушке. Наш сосед - средних лет парень с бутылкой пива сразу же начинает интересоваться, кто мы такие? Услышав в ответ: "Кришнаиты!", он почти по Станиславскому удивляется: "Не верю!" Но четки, Харе Кришна-мантра, кантхималы и книги Шрилы Прабхупады - неопровержимые доказательства и наш сосед начинает выпытывать: как мы дошли до жизни такой, при этом иногда вставляя что-то типа: "Кришнаитов я уважаю, против них ничего не имею и всегда ем их еду, когда они меня угощают!" Перед сном любитель пива просит скинуть ему на телефон, что-нибудь из "Харе Кришна". Перекачиваю ему киртан Ваясаки и с чувством выполненного долга ложусь спасть.

Утро. Поезд - такое место, что если с утра не успел прочитать джапу, то потом будешь дочитывать ее целый день и не факт, что дочитаешь. Поэтому преданные в еще кромешной тьме достают мешочки и начинают повторять святые имена, как бы намекая остальным: "Проснитесь, спящие души!"

Встаю, читаю круги, вкушаю прасад, выхожу на харинаму! Да именно на харинаму. Ачарья Ратна взял с собой гармошку и мридангу и проводил в поездке около 4-х харинам в день, что соответствует месячной норме в Казани! Людям нравятся наши песни и танцы. Кто-то из них начинает пританцовывать, кто-то достает фотоаппарат, а кто-то просто говорит теплые слова. Хотя находятся и те, кому святые имена вовсе не по вкусу.

- Вот ты скажи, почему вы - русские, поете на чужом языке, - подходит к нам вечером подвыпивший мужчина.

- Вам нравится петь на русском, а нам нравится петь на санскрите, - пытаюсь что-то объяснить ему…

Перед сном у нас по плану - "азартные игры". Отгадываем слова, связанные с сознанием Кришны. Кто больше всех отгадал - получает приз в виде сладкого прасада. Когда уходим к себе, Рада говорит мне:

- Путь вам присниться Кришна!

- Не хочу Кришну, - упрямлюсь я. - Хочу гуру!

- Хорошо, пусть гуру приснится!

И действительно ночью мне приснился Махарадж. Как будто намечается какая-то программа, которая будет проходить, почему-то в школе, и мы ждем приезда Гурудева. И вот он приезжает! И мы радуемся, встречаем его и я почему-то оказываюсь рядом с Гурудевом и сижу рядом с ним. На этом сон обрывается…

Второй день в пути. Все ждут - ну когда же! Забираемся в соседний вагон и поем, поем, поем! Поезд останавливается, выходим на перрон и поем, поем, поем! Дима и Александр распространяют нашу духовную литературу. Так незаметно подъезжаем к Новороссийску. В этот день я принимаю решение: буду просить Махараджа о посвящении. В конце концов, уже нет смысла оглядываться назад, лелеять надежду на счастливую материальную жизнь. Уроков было предостаточно. Я уже связал свою судьбу с обществом преданных и предстояло сделать еще один шаг на этом пути. Без милости гуру - невозможно приблизиться к Кришне. Что касается материальных соблазнов и прочих искушений - то они будут всегда. Но духовный учитель знает, как помочь преодолеть эти преграды…

Гуру

4.30. Лишь встаю с кровати,
И солнца не видать еще в окне.
Моя молитва первая: "Шримате
Бхакти Чайтанья Свамин ите намине!"


Когда мы приехали на фестиваль, я понял, что самое главное, чего я хочу на этом фестивале, это быть рядом с духовным учителем, служить ему. Я просил Кришну об этом. Молился Божествам Шри Шри Нитай Гаура Хари, которые отправились в это путешествие с нами из квартиры Ачарья Ратны. Так в итоге и получилось. Во многом благодаря милости слуги Гурудева - Гриши прабху.

Махараджа встречало порядка 25 учеников и доброжелателей. Он прилетел в Анапу на самолете, а оттуда его привезли в Криницу. В номере гостиницы "Чайка", где он остановился, было достаточно холодно, тем не менее Гурудев жил там в течение всего фестиваля и давал даршаны.

Первый даршан. Еще перед первой лекцией, в разговоре с президентом нашей ятры Расабихари прабху Махарадж соглашается принять нас с Татьяной, супругой Ачарья Ратны, в ученики. На даршане спрашиваю у Махараджа, о том, как строить свою духовную жизнь после инициации. Гурудев объясняет:

- Надо рано вставать и читать утром джапу. Если мы встаем рано и читаем круги, мы прогрессируем в духовной жизни, если мы встаем поздно и читаем круги поздно, нашей духовной жизни со временем приходит конец!

Говорю Махараджу о том, что я уже слышал об этом в лекциях.

- Да, - улыбается он. - Я все время говорю об этом! Вы читаете свои круги утром?

- Частично, - смущаюсь я.

- Сколько именно?

- Где-то половину с утра, остальные дочитываю в течение дня…

Удивительно, но хотя мой английский остался на уровне школьной программы, не малую часть того, о чем говорит Махарадж, я понимаю без переводчика. Если будет говорить кто-то другой, то я практически ничего не пойму, но мой гуру как будто говорит специально для меня! И языковые барьеры начинают стираться…

У Бхакти Чайтаньи Свами на фестивалях есть удивительная духовная традиция - читать по утрам Харе Кришна Маха-мантру со своими учениками (хотя если быть честным, на джапу приходят не только его ученики). Во время фестиваля я три раза был на джапе с Махараджем. И все три раза читал ее невнимательно. Только прошу, не судите меня строго. Представьте ситуацию, что вы целый год не видели своего духовного учителя и тут встречаете его! Естественным образом все ваше внимание будет сосредоточено на нем. Во время джапы я всегда садился недалеко от Махараджа и начинал повторять святые имена. И даже если мне удавалось поначалу сконцентрироваться на звуке, то потом все равно все мое внимание переходило на гуру и я начинал думать о нем. Я пытался возвращать ум. Мне это удавалось на какое-то время, то потом он снова переключался на гуру. И так было всегда. Я понимаю, что так нельзя, но тем не менее моя первая в жизни джапа с Махараджем проходила именно так.

Второй даршан прошел в форме интервью. "Почему Видура не заступился за Драупади?", "Почему Бхишма сражался на стороне кауравов?" "Куда уходит Параматма, когда душа направляется в духовный мир?" Гурудев терпеливо отвечал на эти и другие вопросы.

Лекции Махараджа проходили в малом пандале. Начинались они в 10.30. Сначала мы вместе с Гурудевом пели бхаджан, потом шел семинар, а потом мы синхронно читали один круг джапы. Вообще на этом фестивале можно было погрузиться в Океан святого имени в обществе Бхакти Чайтаньи Свами!

Вторая лекция. Конец. Махарадж объясняет:

- Мы должны воспевать внимательно. Одним из признаков невнимательной джапы является неправильное произношение святых имен. Один преданный повторял мантру на четках при Прабхупаде. Он читал настолько быстро, что от него слышалось: "Снек, снек, снек!" Прабхупада подошел к нему и сказал: "Будь осторожен! Иначе в конце жизни ты отправишься на Снек-локу!".

Махарадж также говорит о том, что некоторые преданные пропускают бусинки или читают по две мантры на одной бусинке. Такого быть не должно. Перед повторением Гурудев предлагает проверить: все ли преданные закончат свои круги одновременно или у кого-то останутся лишние бусинки. Начинаем читать. Нервничаю. Пытаюсь сосредоточиться, но у меня ничего не получается. Боюсь: вдруг мне не удастся закончить круг вместе с Махараджем. Но волнения напрасны. Так мы читаем джапу после каждой лекции. И все же моя самоуверенность меня подводит: в предпоследний день фестиваля, во время чтения джапы после заключительной лекции, у меня остаются три лишних бусинки!

Третий даршан. За день до него у меня состоялся разговор с Расабихари прабху. Меня снова начали одолевать сомнения, относительно того, смогу ли я взять на себя такую ответственность как получение посвящения, смогу ли я строго следовать своим обетам, чтобы без оскорблений служить Гурудеву до конца своих дней. Выхожу из корпуса мрачный. Встречаю Расабихари прабху, который с суровым выражением лица мне говорит: "Ты хорошо подумай! Это серьезный шаг! Ты потом уже не сможешь нарушать принципы! Нужно будет терпеть!" И при слове "терпеть" в моем сознании вырисовывается мое мрачно будущее, некая серая жизнь, вокруг всякие соблазны от майи, пинки, удары, а весь такой побитый, но терплю! Мне почему-то стало не по себе. И если бы не третий даршан, то не знаю, смог бы я выйти из этого состояния.

Махарадж с радостью принял меня.

- Если у Махараджа есть какие-то дела, то я готов придти попозже, - говорю я переводчице.

- Единственное мое дело сейчас - это отвечать на ваши вопросы, - улыбается Махарадж.

- Ну, это займет какое-то время, - отвечаю я, памятуя о том, что это уже третий мой даршан, и возможно есть ученики, которые еще не виделись с Махараджем.

- Как долго? До конца фестиваля мы управимся? - Шутит Гурудев, и тут я понимаю, что все в порядке.

Мы разговариваем о моей жизни, о препятствиях на пути преданного служения.

- Если нарушать принципы после инициации - придут очень большие реакции, - объясняет Махарадж.

Я говорю о своих волнениях перед инициацией. Прошу наставлений на будущее. Гурудев отзывается.

Он объясняет, как можно наладить свою духовную жизнь, живя дома, говорит о важности утренних программ.

Махарадж также дает благословления на развитие "Пищи жизни" в Казани. "Нужно применить разум!" и "Постарайтесь удвоить число тех, кого вы кормите!" - эти фразы я запомнил лучше других.

Я смутно помню свою первую встречу с Гурудевом. Это было в 1994 году во время его первого визита в Казань. Я был тогда еще ребенком. И спустя 12 лет, я снова встретился с ним, когда пришел брать у него интервью для газеты. Гурудев тепло принял меня и ответил на все мои вопросы. А когда я собрался уходить, Махарадж остановил меня и начал расспрашивать о моей жизни. Меня это тронуло тогда. Почему Махарадж интересовался моей личностью? Кто я такой? Эти вопросы я долго задавал себе после той встречи. И так вот в этот вечер, в Кринице Махарадж также тепло принял меня и развеял все мои сомнения…

Четвертый даршан оказался незапланированным и состоялся вечером, накануне инициации. Я помогал Гурудеву сортировать письма для заседания Джи-би-си. Когда я собрался уходить, он остановил меня.

- Какое у вас мирское имя?

- Денис.

- А кто дал вам имя Дравида?

- Прабхавишну Свами.

- Вы привязаны к этому имени? Хотите оставить его?

- Да я привязан, но хочу, чтобы вы дали мне новое имя.

- Нет проблем.

- А с чем и с кем связанно будет это имя?

- Я еще не думал об этом. А вы хотите, чтобы с кем оно было связано?

- С Господом Нитьянандой!

- О! Не так просто найти имя связанное с Господом Нитьянандой на букву Д.

- Пусть оно будет на другую букву!

- Все же принято, чтобы новое имя начиналось на первую букву старого имени. Хорошо, я подумаю.

Таким был последний разговор с Гурудевом перед инициацией.

Инициация

Браман читает
из слов комбинации,
Зерна грехов
огнем съедены!
Это, товарищи, -
инициация!
За духовную жизнь теперь
в ответе мы!


Сижу в пандале. Начало затягивается. Первым приходит Говинда Махарадж, вторым - Рохинисута прабху, третьим - Гурудев! Потом подходят Бхакти Вайбхава Махарадж и Локанатха Свами.

Каждый из духовных учителей произносит речь о важности принятия посвящения. Бхакти Чайтанья Свами заостряет внимание собравшихся на 10 оскорблениях святого имени. Локанатха Свами поет всем нам на английском известную песенку: "Happy Birthday to you":

- Поздравляю вас с Днем рождения! Желаю, чтобы вы больше не рождались в материальном мире!

После важных напутствий начинаетcя самое главное - принятие обетов и раздача имен. Первый ученик Локанатхи Махараджа по имени Виталий получает духовное имя Витал дас. Оказывается, в Индии есть Божество Кришны с таким именем. Более того, этому божеству поклонялись в Древней Руси.

Доходит очередь до нашего Махарад-жа и до меня в частности. Обещаю соблюдать четыре принципа, читать как минимум 16 кругов Харе Кришна мантры ежедневно.

Гурудев смотрит мне прямо в глаза. Он тоже очень рад. Он как бы поддерживает меня своим взглядом, мол, давай, произноси свои обеты увереннее, не бойся, я рядом!

- Ваше имя будет связано с Господом Нитьянандой, - с улыбкой на лице произносит Махарадж. - Господь Нитьянанда очень милостив! С сегодняшнего дня вас будет звать Доял Нитай дас! Хари Бол!

- Хари Бол, - кричу я в полном экстазе и делаю поклон. Мне больше ничего не надо.

Если честно я думал об этом имени накануне, но оно как-то мимолетно пробежало у меня в голове. Но когда Махарадж произнес его, это была настоящая милость: и его и Господа Нитьянанды! Я был счастлив!

Татьяна, супруга Ачарья Ратны также произносит свои обеты.

- Ваше имя будет связанно с гопи, - говорит Махарадж. - С сегодняшнего дня вас будут звать Таравали деви даси! Хари Бол!

В качестве небольшого отступления нужно заметить, что за два дня до этого у Джаяпатаки Махараджа приняла прибежище супруга Кости - Люция. Ее стали звать Лиларани Гауранги деви даси. А днем позже у Гопала Кришна Госвами получила посвящение Лейсан, чье новое имя - Лалита Наяки деви даси…

Потом начинается ягья. Брахман читает различные мантры. Мы бросаем в огонь зерна. Доходит очередь до бананов, и огонь оказывается потушенным. Но никто не расстраивается.

По традиции, поле получения посвящения ученики должны собирать гуру-дакшину - пожертвования для духовного учителя. У меня на этот счет был свой план. Который впрочем не совпал с планом Кришны. Как вы думаете, чей план в итоге осуществился?

Я запланировал пойти на площадь перед столовой. Это очень удобное место для того, чтобы собирать пожертвования. За несколько дней до этого, я распространял на этой площади за пожертвования музыкальные диски. Так что место было "насиженным". "Сейчас встану здесь и буду стоять", - думал я, подходя к знакомому месту. Однако первый же преданный, который сделал мне пожертвование для гуру на этой площади, с довольно сердитым выражением лица произнес:

- Вы, прабху, должны ходить, а не стоять на месте. Смысл гуру-дакшины в том, что она учит смирению. Это очень выгодная позиция - встать здесь и собирать деньги с проходящих. Вы должны ходить!

Его слова меня задевают, поскольку полностью рушат мой план. К счастью, встречаю Ананда Сварупу прабху и он уже более мягко повторяет:

- Да, тебе лучше все же походить!

Что ж, отрываю от себя очередную привязанность и иду. Сначала на морское побережье, потом к пандалу, потом снова на площадь перед столовой, потом на рынок, в итоге возвращаюсь к пандалу на обед. Преданные - очень отзывчивые люди. Большинство из них останавливались и делали пожертвование или просто желали удачи. Бывали, конечно, исключения, но в целом они проникались состраданием ко мне. Были такие, кто сначала не давал, но потом догонял меня и все же делал пожертвование. К одному молодому человеку я подходил два раза. И оба раза он лез в карман за кошельком, как будто так и должно было быть!

* * *

Едем обратно. Кришнаиты буквально оккупировали шестой вагон, поскольку нас там около сорока человек. Привыкаем к новым именам. Александр, Дима и Рустем - Люди ждут книги - Самитов распространяют духовную литературу работникам железной дороге. Харинамы - более мощные, участников стало больше. Предлагаем Божествам арбузы и различные фрукты. Маленькая девочка по имени Юля настолько привязывается к преданным, что просит называть ее не Юля, а Гопи! Перед расставанием она плачет - ведь ей ехать дальше - в Пермь. Так заканчивается наше путешествие в святую обитель…

Фестиваль "Садху-Санга-2008" оказался для меня самым насыщенным из всех трех Криницких фестивалей. Да, по утрам, когда дул сильный ветер, было аскетично лезть в холодный душ, да, цены на продукты у местных жителей были подняты до небес, и т.п. Но самое главное - это общение с духовным учителем и преданными. Этого было предостаточно. На этом фестивале я хотя бы на чуть смог понять, что из себя представляет принцип садху-санга - общение со святой личностью и служение ей.

Могущество Имени Бога

В Движении сознания Кришны мы даем ученикам новые имена, которые напоминали бы им о Вишну. Если преданный, умирая, вспомнит хотя бы собственное имя - например, Кришна дас или Говинда дас, - то ему нечего будет страшиться. Поэтому перемена имени - очень важная часть обряда посвящения в ученики. Поистине, Движение сознания Кришны предоставляет человеку все возможности для того, чтобы помнить о Кришне.

Шрила Прабхупада, "Еще один шанс"

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz