Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

В МОЕЙ ПРОБЛЕМЕ КТО-ТО ВИНОВАТ?

«Вечные ценности», 22 ноября 2008

Когда мы ищем виноватых, мы лишь хотим оправдать свои слабости, пытаясь казаться лучше, чем мы есть.

Некоторым начинающим заниматься духовной практикой иногда кажется, что их духовное продвижение зависит от разного рода внешних факторов и обстоятельств. Они думают, что их успех или неудача во многом определяются поведением других людей, определенным расположением звезд, кармической предрасположенностью и другими подобными ситуациями.

Когда у нас начинаются проблемы или нам становится слишком сложно следовать своим обетам и ограничениям, к нам сразу же приходят беспокойства в форме заниженной самооценки и угрызений совести. Чтобы хоть как-то избавиться от них, наш ум тут же соблазняется подвести под это какую-нибудь философскую аргументацию или, что еще проще, найти виноватого. Это необходимо для того, чтобы каким-то образом найти себе успокоение, оправдать свою слабость и не занизить мнение о себе в глазах окружающих, поскольку мы всегда хотим быть лучше, чем есть. Этим же мы пытаемся сохранить ощущение внутреннего спокойствия и должной самооценки. Другими словами, все это является скрытой формой самообмана, где наш ум пытается защитить или оправдать себя от своего же собственного неправильного поведения.

Когда мы совершаем какой-то проступок, то сразу начинаем испытывать чувство собственного внутреннего унижения, или стыд. В таких случаях мы часто предпочитаем приписывать неудачи неким внешним факторам или людям, но никак не самому себе. Словно жертву, мы выбираем для себя виноватого, чтобы иметь возможность списать на него возможный провал, оставляя за собой ощущение невиновности. При этом наш ум всегда убежден: "Виной тому стали определенные люди, либо обстоятельства, на которые и нужно списать свой гнев, свою ошибку, либо опрометчивость". Примером такого поведения может послужить ситуация из обычной монашеской жизни: молодой монах-брахмачари обращается к привлекательной и уважаемой матаджи в агрессивной и оскорбительной форме. Она отвечает ему такой же негативной реакцией. В этом случае такую реакцию он может приписать тому, что она слишком много о себе возомнила и не до конца понимает, что такое настоящий джентльмен, вместо того, чтобы усомниться в своей мужской привлекательности и бескультурии.

Найти виноватого порой бывает так соблазнительно, что, когда у нас возникают проблемы и нам не на кого списать свою вину, то им может оказаться даже Сам Господь. При этом мы начинаем всячески убеждать самого себя: "Это произошло потому, что Господь несправедливо обошелся со мной, или Ему просто нет до меня никакого дела. Поскольку я, по всей видимости, недостоин Его внимания, Он допускает все, что бы со мной ни происходило. Или у Него не все под контролем, или Ему нет до меня никакого дела. Иначе почему Он до сих пор не поможет мне и не исправит мою ситуацию? Ведь я стал Его преданным, а Он обещал преданных защищать?".

Когда такие ожидания не оправдываются, а заветные желания не удовлетворяются, то это начинает вызывать в нас разочарование, раздражение или обиду. Часто эти чувства переходят в агрессию, направленную на "обидчика", якобы виноватого в нашей проблеме. Следствием этого становится внутренняя критика, которая вытесняет наше душевное равновесие и уничтожает вкус к духовной практике, ибо одно должно уступить место другому. На смену критике и раздражению приходят материальные желания, поскольку именно они раньше приносили нам счастье и давали прибежище. В итоге наш духовный рост резко замедляется, либо останавливается вообще.

Однако давайте посмотрим на эту ситуацию глазами Бога. Если представить, как бы Господь стал отвечать на наши претензии, то скорее всего это был бы вопрос: "Если ты однажды стал моим преданным, то наверняка хотел бы стать при этом и смиренным, - не так ли?". Естественно, что каждый из нас не отказался бы от этого. Тогда Господь бы добавил: "Так Я как раз для этого все и сделал: поставил тебя в определенную ситуацию и послал тебе тех самых людей, которые в наибольшей степени способны разрушить твою ложную гордость. Зачем же ты обвиняешь и осуждаешь всех и вся, ведь такие ситуации Я создаю именно для твоего блага? Вместо того, чтобы ругать их, ты можешь воспринимать окружающих тебя людей как своих лучших учителей и помощников в преодолении своей гордости. Просто перенастройся и разгляди в этом наивысшую пользу для очищения собственной души".

Ошибка ума в этом случае состоит в том, что мы не можем признать свою вину и свое неправильное отношение к ситуации. Из-за нашего ложного эго и завышенного самомнения мы скорее предпочтем быть несчастными, чем неправыми, - так на подсознательном уровне мы стараемся удерживать свою самооценку или какую-либо ложную концепцию типа "Я же наслаждающийся". Однако такое умонастроение будет всегда работать только против нас, поскольку кроме как утонуть в собственной критике и самобичевании, мы больше ничего сделать не сможем. Ситуация в этом случае не изменится, пока не будет изменено отношение к ней. Пока мы не признаем, что виноват только я и моя ложная гордость, наша проблема будет только усугубляться.

Каким же образом можно реально перенастроить себя? Прежде всего, нужно научиться трезво оценивать ситуацию и понимать: "Все дело не в людях и внешних обстоятельствах, якобы виноватых в моих несчастьях, а во мне, желающем за счет их оправдать свои слабости и неудачи. Привычка к критике не приносит мне ничего, кроме вреда. Если даже у меня и есть причина для подобных чувств, от того, что я все время буду искать виноватых и терзать себя мучительными переживаниями, мне лучше не станет. Разве могу я так поступать по отношению к таким редким и великим душам, которые, несмотря на свои недостатки, все же пытаются посвятить свою жизнь Господу? Гораздо разумнее направить свои силы на улучшение ситуации, в которой я оказался, и немедленно исправить то, что можно исправить сейчас. Что бы это ни было: просьба о прощении или страх перед унижением - я должен пересилить свою ложную гордость и сделать это, не расходуя свое драгоценное время на бессмысленные терзания и переживания. В конце концов, на карте стоит моя духовная жизнь и, чего бы мне это ни стоило, я должен стремиться вернуться к Богу и достичь вечного счастья. Если я этого не сделаю, я не только не решу свою проблему, но и сделаю больно моему Господу. Только Ему, как единственному и непогрешимому, дано право решать кто виноват, а кто нет, и который очень расстраивается, когда я оскорбляю Его преданных. Это от начала и до конца находится в сфере моих личных интересов, поэтому нельзя больше медлить ни минуты и немедленно попросить у всех прощения, кого я осознанно или не осознанного мог обидеть". Подобными размышлениями можно избавиться от попадания в эту коварнейшую ловушку и не стать ее жертвой.

Часто критика, в которую мы уже попали и не можем остановиться (но все же понимаем, что этого делать нельзя) приобретает тонкую или скрытую форму сделать это. В наших разговорах это может выглядеть примерно так: "Я никого не осуждаю и не хочу этого делать, я просто констатирую факт, что он такой-то и такой-то и делает это не так как надо". За такими высказываниями стоит все то же желание осуждать или давать свою "непогрешимую" оценку...

Враджендра Сута дас, "Семь основных ловушек необузданного ума"

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz