Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!
Благотворительный Фонд «Пища жизни» (Казань)

Уникальные мешочки для джапа-медитации. Доставка по всему миру

Проект Общее дело





Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

Мадана-Мохан прабху:
"ОШИБКА КАМЕРОНА,
ИЛИ АВАТАР В 4D"

«Вечные ценности», 28 февраля 2010

В декабре на российские и мировые экраны вышел новый полнометражный фильм Джеймса Кэмерона "Аватар". Новый Аватар долго ждал своего нисхождения. Время самое подходящее. Человеку нужна сказка. Кэмерон честно признается, что Аватар родился в его изощренном воображении под влиянием фантастических книжек, читанных им когда-то в детстве. Но смысл в том, что название фильма сигнализирует о все более настойчивом вторжении современного искусства в сферу религиозных канонов. Взлом вечных вероисповедных канонов сродни хакерским атакам, но он может быть объясним не только зловредностью или коммерческим интересом, а еще и дошедшей до своих предельных границ обедненной и стремящейся к новым животворящим источникам культурой. Кто-то раздвигает тесную бытовую реальность и входит в мир духа осторожно, а кто-то вламывается в него словно взбесившийся слон в лавку антикварного фарфора. Но, так или иначе, отделить светский мир от религии, светское искусство от религиозного, классическую национальную культуру от ее классической вероисповедной составляющей становится все сложней. Да это даже и не требуется - богословы есть и то хорошо. И уж совсем разделение бессмысленно, когда речь заходит об индийской культуре. (Krishna.ru)

Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для восторга. Киноманы млеют от осязаемости созданного им CGI-мира, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов - на полном серьезе! - особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вайперволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей птерозаврам и широкополосным интер-джунглям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в "Аватаре" полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий "супер", "здорово" и "круто" после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.

Однако один просчет Камерон все же допустил - и ни где-нибудь, а в самом названии фильма. Нет, не потому, что название - это единственное, что роднит "Аватар" с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин "аватар" с точностью до наоборот.

И даже неважно, что в индуизме слово "аватар" (с санскрита "нисхождение") забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший, и по окончании просветительской миссии продолжает свой путь по мирам иным.

Между тем, почти сразу по воплощении "аватара" Джейка Салли на свирепой Пандоре "высший" мир землян в его глазах - и заодно и в наших- начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев. На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, "зажравшимися", алчными и жестокими циниками - что особенно заметно сквозь призму их технологического развития - в то время как "мартышки-аборигены" предстают благородными, чуткими и человечными ... хм ... людьми.

Так вместе с героем-"аватаром" мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синекожем, длиннохвостом и почти пещерном обличии.

Несостоявшийся "аватар" Джейк признаётся самому себе в видеоблоге: "Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность - за сон". При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель - облагодетельствованным. Низошедший "аватар" вдруг избирает участь беженца среди "дикарей" настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары "богов с неба" - даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из "Матрицы", Джейк, подключившись к "низшему", "иллюзорному" миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный - и решает в нем остаться.

Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое "культура", "цивилизация", "человечность"?

Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Камерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего 3D-фильма - и сам убедительно на него отвечает: Только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах, и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.

Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: "Как это обычно делается - если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами" и "Они [земляне] уже убили свою мать". Вот вам портрет дикаря - плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.

Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам "Бхагавад-гиты" (16.1-4):

"Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аскетичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы качества достойных людей".

"Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - этими качествами отличаются нецивилизованные варвары".

Чтобы "нисходить" - то есть, чтобы быть Аватарой - сперва нужно быть на высоте. К несчастью для нашей цивилизации, пародией на которую стала колония землян-конкистадоров на Пандоре, оттуда, куда мы себя радостно загоняем, мы сможем только выкарабкиваться.

Закончился фильм, погас экран, и сняты с глаз 3D-очки. Если среди нас есть настоящий Аватар, поднимите, пожалуйста, руку. Или хвост.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 
Hosted by uCoz