Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!
Благотворительный Фонд «Пища жизни» (Казань)

Агентство SEDA заказать шелкография
Уникальные мешочки для джапа-медитации. Доставка по всему миру

Проект Общее дело





Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ЧАТУРМАСЬЯ, ПОСТЫ И ЭКАДАШИ

«Вечные ценности», 28 февраля 2010

Цель постов

Ни для кого не секрет, что тот, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны, должен следить за своим весом. Если человек сильно полнеет, значит, он остановился в своем духовном развитии. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур беспощадно критиковал своих учеников, которые начинали тучнеть. Отсюда следует, что человек, желающий продвигаться по духовному пути, не должен много есть. В прежние времена преданные, совершая паломничество, шли в леса, поднимались на высокие холмы и горы, но в наши дни никто не способен на такие суровые аскезы. Наша аскеза заключается в том, чтобы питаться только прасадом и не есть больше, чем нужно. В вайшнавском календаре указано много постов, например в экадаши, а также в дни явления и ухода Господа и Его преданных. Цель таких постов - уменьшить количество жира в организме, чтобы человек не спал больше положенного и не становился ленивым и апатичным. Из-за переедания человеку приходится спать больше, чем необходимо. Человеческая жизнь предназначена для аскезы, а совершать аскезы - значит ограничивать себя в сексе, еде и т.д. Это позволит человеку сберечь время для духовной деятельности и очиститься снаружи и внутри. Только так можно очистить свое тело и ум.

(Шрила Прабхупада, "Шримад Бхагаватам", 4.28.35-36, комментарий)

Прабхупада о Чатурмасье

Период чатурмасьи начинается в месяце Ашадха (июнь-июль) в день экадаши, который называется Шаяна-экадаши, во время растущей луны. Заканчивается чатурмасья в месяце Картика (октябрь-ноябрь) в день экадаши, который называется Уттхана-экадаши, во время растущей луны. Этот период продолжительностью четыре месяца называется чатурмасья.

Некоторые вайшнавы соблюдают его с полнолуния Ашадхи до полнолуния Картики. Это также составляет четыре месяца. Этот период, рассчитанный по лунному календарю, называется чатурмасья, но другие тоже соблюдают чатурмасью, только по солнечному календарю со Шраваны до Картики.

Весь этот период, по лунному или по солнечному календарю, выпадает на сезон дождей. Чатурмасью должны соблюдать все слои населения. Не имеет значения, грихастха человек или санньяси. Соблюдение чатурмасьи обязательно для всех ашрамов.

Истинная цель этого обета, соблюдаемого в течение этих четырех месяцев, заключается в том, чтобы свести к минимуму количество чувственных удовольствий. Это не очень трудно. В месяц Шравана человек не должен есть шпинат.

В месяц Бхадра не следует есть йогурт, а в месяц Ашвина нельзя пить молоко. Во время Картики человек не должен есть рыбу и другие невегетарианские продукты.

Невегетарианская диета - это употребление в пищу рыбы и мяса. Подобно этому, масура-дал и урад-дал также считаются невегетарианскими. Эти два вида дала содержат большое количество протеина, а пища, богатая протеином, считается невегетарианской.

В течение всего периода чатурмасьи человек должен избегать любой пищи, которая предназначена для удовлетворения чувств.

("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 4.169, комментарий)

"…Да, ты можешь соблюдать чатурмасью, если по утрам ты будешь заниматься вопросами управления. Божествам нужно предлагать обычный Прасад. Божества - это не преданные. Они - Боги. Это факт, что Господь Чайтанья соблюдал чатурмасью, об этом написано в Чайтанья-чаритамрите, но в вашем храме Им нет необходимости поститься".

(Письмо Мадхудвише Свами, 4 августа 1975 года)

Значение Чатурмасьи

Ведическая традиция основана на Ведах - знании, то есть, знание стоит на первом месте, а наши чувства стоят на 2-м месте. Нам говорят, что что-то нельзя есть, но объясняется почему. Пример: когда идет Чатурмасйа, в каждый месяц мы от чего-то воздерживаемся, но мы знаем почему. Хотя эти причины указывают на то, что Чатурмасйя в строгом смысле слова связана с климатическим особенностями Индии в этот период.

1. В первый месяц не едят Шак - так как насекомые в это время едят листву и откладывают на ней личинки.

2. Во второй месяц в Индии не пьют йогурт, т.к. это самый дождливый и холодный месяц Чатурмасьи. А йогурт - это средоточие капха-доши, которой и там много в это время в окружающей среде.

3. Третий месяц - пост на молоко - в этот месяц самые низкие надои и молоко водянистое. Чтобы не эксплуатировать коров - воздерживаемся от молока.

4. Четвертый месяц - не едим Урад дал и масур дал (красная чечевица), т.к. они очень богаты протеином и стимулируют вожделение, мешая выполнять духовные обеты в месяц Картику.

Вот вам вполне рациональное объяснение этой традиции. Мы можем либо слепо верить в необходимость Чатурмасйи, а можем знать, почему эти ограничения существуют.

(Враджендра Кумар прабху)

Правило Господа

Будучи еще совсем ребенком, Господь (Чайтанья - прим. ВЦ.) ввел правило поститься в дни экадаши. В "Бхакти-сандарбхе" Шрила Джива Госвами приводит цитату из "Сканда-пураны", в которой человек, не соблюдающий это правило, приравнивается к убийце собственной матери, отца, брата и духовного учителя и где утверждается, что такого человека ожидает падение, даже если он вознесется на Вайкунтху. В экадаши для Вишну готовят обычную пищу, включающую зерно и бобовые, но вайшнав не должен в этот день есть даже вишну-прасад. Считается, что вайшнав должен есть только то, что было предложено Господу Вишну, однако в экадаши вайшнав не должен касаться даже маха-прасада Вишну - этот прасад нужно оставить на следующий день. Таким образом, в экадаши запрещен любой вид пищи из зерновых, даже если эта пища была предложена Господу Вишну.

(Шрила Прабхупада, "Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, глава 15, текст 9, комментарий)

Пост в Пандава-экадаши

Мой духовный учитель говорил, что во времена Шрилы Прабхупады никто не следовал нирджала экадаши (включая Прабхупаду) и большинство преданных даже не знало ничего про полный пост. Он даже говорил, что наш пост - это пир (по английски: our fasting is feasting). Шрила Прабхупада никогда не настаивал на особых аскезах. Он говорил, что 4-х рег.принципов и активного служения вполне достаточно. Аскеза сама по себе без практики бхакти просто иссушает и ожесточает сердце, что полностью противоречит принципам религии, которая должна смягчить наши сердца. Все эти полностью сухие посты начались уже после ухода Шрилы Прабхупады. Возможно они и полезны, если тело легко выдерживает их и при этом человек полностю погружен в воспевание или чтение. Но это невозможно навязать всем в обязательном порядке. Поэтому это не является обязательным правилом. Принцип "место, время, обстоятельства" сохраняет свою силу.

(Враджендра Кумар прабху)

Назад в раздел     Ваш комментарий

 
Hosted by uCoz