Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

РЕЛИГИЯ

«ЗНАЙ больше» №1, декабрь 2006

То, о чем мы будем говорить сегодня, многими воспринимается неоднозначно. Это то, что поддерживает здоровье общества, дает жизнь и веру всему человечеству. Кто-то настораживается при упоминании об этом явлении, у кого-то эта тема вызывает живой интерес. Надеемся, что тема нашей встречи никого не оставит равнодушным, поскольку разговор у нас пойдет о религии. С чего начинается настоящая религия? Как люди становятся верующими? Какие принципы объединяют все религии? Ответы на эти и другие вопросы – сегодня в нашем журнале.

Сегодня мы сделаем попытку разъяснить, углубить понимание религии. Для этой цели мы пригласили Александра Хакимова – проповедника, философа и знатока Вед.


Александр Хакимов. Писатель, художник, философ, проповедник. Более 20 лет изучает и практикует Ведическое знание. Приезжая в города, Александр Хакимов собирает большие аудитории, где сердечно делится с людьми полученными знаниями, которые помогают им стать счастливыми.

Корреспондент: Что такое религия?

Александр Хакимов: Есть много точек зрения на этот термин. Есть разные люди, разные верующие и неверующие, которые могут по-разному это объяснять, понимать слово «религия». Для кого-то это означает нечто не очень положительное, негативное и даже пугающее. Для кого-то это кажется совершенно иным. Очень-очень разные точки зрения. Но если все же говорить о сути религии – скорее всего это будет идея веры. Вера присуща всем религиям, поэтому определение религии в целом – это идея веры. Если человек верит в Бога, то это уже религиозный человек. Сила веры бывает разной степени; степень веры тоже разная, поэтому и религии на этой почве тоже могут быть разными; количество знаний может быть разным и понятие, представление о Боге может быть разное.

Но в целом это все объединяется одним словом – религия. Это могут быть группы, секты, какие-то генеральные направ-ления религии, классические направления, основополагающие направления религии.

Есть индивидуальные религии – у каждого есть Бог. Это тоже относится к понятию «религия». Любой человек, который принимает Бога на веру, уже считается религиозным. Поэтому мир религии становится очень сложным, разнородным понятием.

Также мы не можем сказать, что православная церковь думает так, а ислам думает так, а сознание Кришны думает так, потому что там великое разнообразие мнений – и в христианстве, и в исламе, и в ведической культуре, т.е. это еще зависит от индивидуальности человека, его восприятия, личной веры, личного знания. Если мы говорим о том, как религия себя распространяет, находит прибежище в людях, представлениях о жизни – все это в целом можно назвать миром религии.

К.: Вы сказали о вере. Часто у людей восприятие веры – это верить во что-то, что не существует. Как определяется слово вера в соответствии с ведической культурой,ведическим знанием? Как можно это определить более научным языком?

А.Х.: Как еще возникает вера? Конечно, иногда можно верить в то, что не существует, но можно верить, что это осуществится, например, есть мир фантастики.

Когда я был ребенком, то были такие рассказы, романы о путешествиях на другие планеты, о черных дырах, об интеллектуальной компьютерной технике, которая сейчас воплощена. И люди верили в это и добились этой реализации, хотя, возможно, в то время это было чрезвычайно смелым предположением даже для мира науки. Тем не менее, именно благодаря вере люди осуществили эти желания. Это один момент – то, что сейчас у людей есть тенденция верить во что-то несуществующее. Благодаря этому мы можем продвигаться дальше: прогрессировать в технике, в науке, искусстве и прочее, то естьмы видим это как положительное явление. Но также мы можем верить в то, что нам не приносит никакой практической пользы. Например, мы верим во что-то ложное, ошибочное, в какие-то плохие вещи, вкладываем усилия, которые в конечном счете против нас и оборачиваются. За что боролся – на то и напоролся. Такая вера тоже бывает. Поэтому у нас есть опыт положительных и отрицательных вещей. Но когда мы говорим о вере в Бога, то она обычно возникает тогда, когда человек сталкивается с какой-то превосходящей его силой. И он не может ее преодолеть, превозмочь. Например, какая-нибудь болезнь. Человек может верить в науку, во врачей, медикаменты, современный прогресс, но если никто не может помочь, то у человека возникает мысль: «Ну, на всякий случай, вдруг, может быть, Бог существует. Может быть, Он поможет?!Эта болезнь совершенно непреодолима. Ведь есть какая-то сила –она сильнее меня, сильнее науки».

Почему такое происходит? У человека возникает вопрос уже на порядок выше. Он размышляет над уровнем обычных человеческих возможностей, т.е. если есть что-то сильнее науки, и если я обращусь к этой силе – может быть, это и есть Бог? Такая тенденция тоже существует. И люди, которые испытывают сильные серьезные страдания и лишения в жизни, испытывают экономические потря-сения, имеют плохое здоровье или просто очень любопытны (им все нравится изучать, заглядывать куда-то) – эти люди, частенько, обраща-ются к Богу. Какая-то вера есть у этих людей.

В Ведах описывается, что есть такая категория людей, которые по-разному смотрят на религию, приходят к пониманию религии, обращаются к ней. Люди могут приходить к религии через страдания, лишения, потери или просто из любознательности. Человек, испытывая финансовые затруднения, тоже иногда обращается к Богу за поддержкой.

Но есть особая категория людей, которая редко встречается. Эти люди ищут Бога буквально с детских осмысленных лет. Уже в раннем возрасте они начинают задумы-ваться,кто такой Бог. Такие примеры есть в жизни.

К.: В чем различия между людьми, которые верят в религию или Бога, и людьми, которые не верят в Бога, но во что-тоони тоже верят.

А.Х.: Если просто говорить о вере как таковой, как о факторе,то вера может быть и нерелигиозной. Все что окружает нас в жизни, звязано с верой. Вера присуща любому поступку, любой тенденции человеческого существования. Когда мы верим – мы счастливы.

Например, вы решили отдохнуть в кресле. Ваш отдых не будет полноценным, если у вас не будет веры в то, что кресло под вами не развалится. Когда вы приходите в парикмахерскую, вы верите (или по крайней мере хотите верить)в то, что выйдете оттуда красивее. Если вы пришли в магазин, то вы должны быть уверены, что покупаете полезные для здоровья продукты. Ваша вера распространяется на людей, которые эти продукты произвели и продают их вам.Вы верите в этих людей, в их компетенцию, вы верите в свои знания о том, что покупаете.

Таким образом, вера помогает нам действовать в этом мире и получать удовольствие.

Когда вы включаете телевизор, вы тоже верите, что вас не обманут, верно же? Вы все смотрите и принимаете. Если там все красиво показано, то, естественно, мы это принимаем. Но под этой эгидой красоты и привлекательности мы иногда принимаем и что-то неполезное. Например, реклама табака.

Не случайно эту рекламу всячески ограничивают. Под верой в романтическую, безоблачную жизнь люди покупают сигареты. Люди в это верят.

То есть, можно пробудить у человека веру даже в плохую вещь. Нужно просто показать, что она привлекательна.

Без веры ни одно научное открытие не имело бы место. Ученый вначале верит, укрепляет свою веру в то, что он ещеточно не знает, а потом уже собирает доказательства и описывает явление, т.е. дает людям знания.

Все, что я хочу сказать, это то, что вера присуща природе человеческого существа. Природа же имеет не только материальную сторону, но и духовную, божественную. И я хочу показать привлекательную сторону именно божественной природы, что не только материальная природа привлекательна и имеет цену, но еще есть и внутренняя божественная природа живых существ, человеческая природа, которая естественно связана с какой-то высшей духовной природой. Этот мир может быть наполнен ей до краев, т.е. человек как личность может иметь глубокое масштабное развитие в своей жизни. Цена жизни может увеличиться многократно благодаря вере и трансцедентному знанию, благодаря двум факторам – вере и знанию.

Наукатоже имеет веру, потому что там есть знания, но эта вера без Бога. Наука должна задать еще такой вопрос: почему законы именно такие, какими мы их видим? Почему законы материальной природы именно такие?

Как индивидуум, я не могу согласиться с некоторыми законами природы. Например, мне не нравится постоянно сидеть в кресле под силой тяжести, иногда хочется отдохнуть и зависнуть в пространстве. Почему я не могу по собственной воле немножко зависнуть в кресле и отдохнуть? Но тем не менее этот закон не подчиняется мне.

Или, мне иногда хочется парить в пространстве, как птица, но закон опять не подчиняется мне, и я с этим несогласен. Нужно задуматься, почему законы такие? Почему они не всегда приносят мне исполнение желаний и счастья? А иногда причиняют мне и какие-то неудобства? Это тоже наука. И эту науку мы тоже должны знать.

В чем же смысл устройства этой вселенной, этого мира? И тут необходимо знание. И первый шаг в знании – это вера.

К.: Получается, вера и знания – очень близкие понятия? То есть, я знаю, что этот стул выдержит меня, я знаю, что когда делаю шаг, то земля не провалится – это и есть вера и знания? Можно ли сказать, что вера – это есть знание, если да, то как это применить по отношению к религии, религиозным людям?

А.Х.: Вера – это еще не само знание. Вера – это шаг в этом направлении. Например, альпинисты поднимаются по скалам. У них есть такой тросик с крючками, который называется «кошка». Если спортсмен где-то не может выбраться, то он берет эту «кошку», раскручивает и бросает наверх, желая зацепиться за что-то – вот это можно сравнить с верой человека. Вера впереди: я не знаю – зацепится или не зацепится «кошка», но иногда она может зацепиться, т.е. какую-то твердую веру я могу обрести.

Меня держит эта вера. Если она крепка, то мне удастся подняться на уровень выше и уже посмотреть, что там. Я смогу уже на другой платформе воспринимать окружающий мир. Затем еще выше, я снова «забрасываю кошку»–вот это и есть вера.

Вера должна быть впереди, она должна иметь там определенную опору. Я не знаю, что это за опора, но эта вера, как инстинкт, есть у меня. Я все-таки надеюсь, что жизнь моя будет удачна. Каждый надеется на это, иначе человек вообще бы не жил с таким энтузиазмом. Люди с большим энтузиазмом действуют, работают, так много деятельности совершают, потому что верят, что в будущем все-такипридет желаемое счастье. Это их вера двигает туда. А если мы сейчас возьмем и докажем всему человечеству, что всех нас ждет гибель в ближайшее время. Если люди поверят в это, то они бросят заниматься всякой деятельностью. Они потеряют смысл жизни. Если я не верю в будущее, то я просто теряю смысл жизни. Я не могу жить, потому что у меня нет ни во что веры: ни в деньги, ни в близких людей, ни в отношения.Если правительство обо мне не заботится, я никому не нужен, то что происходит? Если люди теряют веру, они долго не живут, т.е. мы живем благодаря вере.

Но речь идет о том, что вера бывает на разных уровнях. Что касается Абсолютной Истины – в нее тоже нужно верить. Одно из важных условий – уважать Абсолютную Истину, только тогда мы сможем продвигаться в духовном знании, и это главный момент. С чего начинаются ведические книги? Все они начинаются с предложения почтения Абсолютной Истине. Это и есть первый шаг в веру. Мы выражаем почтение Богу, даже если не знаем Его. Тем не менее таков этикет: Высшие Силы существуют, и я должен выразить им почтение, не враждовать с ними, а сотрудничать. Вот это настроение надо сменить человеку, а это происходит благодаря вере.

К.: Какова цель религии?

А.Х.: Цель всех религий известна, я думаю, что это не секрет: самая высшая заповедь религиозного мира – это возлюбить Бога. Когда речь идет о Боге, мы склонны об этом говорить больше философски (например, на телепередачах). В своих кругах мы можем применять более эзотерические моменты. Но мы не хотим говорить сейчас о том, чего люди сейчас не поймут. Мы должны понять, что есть вещи очень эзотерические, которые могут быть понятны только для практикующих людей. Это не вопрос пренебрежения или высокомерия, это вопрос практики. А философский принцип доступен каждому человеку. Каждый человек может мыслить философски, и это объединяет нас всех как людей. Т.е. на уровне знаний мы можем общаться. Поэтому мы сейчас определим Бога как философию, как философский принцип: Бог – это Абсолютная Истина. И цель религии – осуществить эту связь вот этой маленькой частички жизни – меня как живого существа – с Абсолютным Целым. Моя жизнь, мой опыт, процесс и путь познания и творчества – все это должно быть как связь с Богом.

В отрыве от Бога человек утрачивает даже те свои достояния, которые имеет. Часто люди теряют свои таланты, попадая в плохую среду; теряют деньги, попадая в плохую среду; теряютлучшие качества; поэтому нужна хорошая среда, духовная среда, где высший принцип – ненасилие. Не убивай – это тоже принцип религии. Таким образом, религия толкает нас к хорошим условиям жизни – моральным, религиозным; к чистоте, для того чтобы мы могли осуществить эту связь с Богом, жить с Богом. Это не так сложно, как кажется на самом деле. Если освободиться от пороков, хотя бы на 75% (относительно всех человеческих пороков), то мы уже ощутим эту связь с собственным сердцем. Это не какая-то сложная вещь.

К.: Интересно. Вот сейчас Вы только что говорили о вере, о знании. И как вдруг человек, который воспитывался в атеистических воззрениях, переходит в веру? У людей есть представление, что вера – это значит верить во что-то такое несуществующее, по крайней мере с точки зрения атеизма.

А.Х.: Это говорит о том, что религии могут меняться, как вера меняется. Я был атеистом,и тоже верил...

К.: У вас тоже была какая-то религия?

А.Х.: Да. Мой вождь был Владимир Ильич Ленин. Я в детстве пел ему песни, глядя на портрет в детском саду. Мы пели все вместе – это была наша вера, наша религия. Это был наш вождь – идеал самопожертвования, чистоты, добродетели и любви. Он был самый лучший. Когда мы пели песни, то мы плакали. А потом я сменил веру, потому что я стал слышать критику от старших. Со временем мы были все более и более неудовлетворены, и вера в коммунизм стала ослабевать, потому что не было практического результата.

Теперь для того чтобы поверить, нужно на практике подтвердить истинность этой веры. Коммунизм так и не приходил, и люди устали спрашивать: «А когда же придет коммунизм?» Это был главный вопрос. Стали ссылаться на то, что идет гонка вооружения, поэтому мы сейчас не можем построить коммунизм,мы все работаем на вооружение: терпите, продолжайте работать и все будет хорошо.Дальше – больше. Постепенно энтузиазм стал ослабевать.Люди начали находить прибежище в водке, развлечениях, начали отходить от активной деятельности, обманывать, тащить все с производства. В обществе появилось целое движение несунов. Вера стала разлагаться.

И вот среди поисков чего-то другого, какой-то другой жизни я, например, начал находить ответы уже в философии буддизма и христианства. Мне нравилась личность Иисуса Христа, она очень сильно привлекала меня, хотя я не причислял себя ни к какой вере, религии илиБогу. Но мне нужно было понять все это с точки зрения знания. И когда я увидел с точки зрения знания, что там все более логично, все более связно, что эта философия намного сильнее любого коммунистического атеизма, что она превосходит на много порядков любую материалистическую философию – естественно,у меня пробудилась вера в то, что Бог может быть, но я еще не знал, кто такой Бог. Конечно, это был постепенный процесс – процессперемены веры. Я как бы менял убеждения религии, потому что религиявременна по своей природе. Она возникает, а потом уходит в неизвестность, в небытие,также как что-то рождается, а потом уходит, т.е. любой религии свойственно приходить в упадок.

Но есть вечные принципы, которые никогда не меняются, и мы хотим больше об этом говорить. Когда мы говорим о вечной религии, то имеем в виду принцип служения.

Вот смотрите, я служил как коммунист; потом я стал служить как философ, буддист; потом стал служить как христианин, как мусульманин, как кришнаит и т.д. Но я слуга при всех обстоятельствах. Вот в чем дело. Поэтому нас и все религии может объединить именно принцип служения Богу, обществу. Это принцип самоотдачи, самопожертвования.

Все религий обретут мир и гармонию, когда будет установлен принцип служения: служение Богу и всем живым существам.

Например, мы не согласны с тем, что люди говорят о любви к человеку и к Богу, а животным режут глотки. Я лично с этим не согласен, поэтому я выбираю религию ведическую, ведическую культуру, потому что там не нужно резать глотки животным, там понятие добродетели шире – меня это больше устраивает. Это принцип ахимсы (ненасилия). Это моя личная позиция.

К.: Я надеюсь, что очень многим людям эта беседа доставила удовольствие. Мы надеемся, что продолжим беседы, обсуждения на эти темы в ближайших наших номерах.

Цель любой религии – установить связьчеловека как маленькой частицы жизни с единым целым – Богом. И эта связь начинается с веры в то, что это Абсолютное Целое существует. В нашей следующей публикации мы поговорим о том, возможно ли доказать существование Бога. Существуют ли истинные и ложные религии? Каким образом возникает религиозный фанатизм? И о многом другом.

Студия «Самоосознание», 2004 г.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz