Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

«ЗНАЙ больше» №1, декабрь 2006

Очевидно, что дети вырастают и заменяют сегодняшних взрослых во всех сферах деятельности общества. Впоследствии они сами становятся родителями и в свою очередь передают своим детям знания, полученные от своих родителей. Что мы сегодня можем передать своим детям? Можно ли быть спокойным за будущее цивилизации?

Развитие наклонностей ребенка согласно его типу характера

Некоторые родители думают – если они воспитают ребёнка более образованным или более влиятельным в обществе или богатым, то они обеспечат ребёнку светлое будущее, иэто главное, что нужно сделать. Но это ошибка. Надо больше заботиться о воспитании хороших качеств характера, а также сделать ребёнка специалистом, но по его наклонностям и типу личности. Иначе не будет прогресса. Когда уже есть 2 руки, третья расти не будет, так и наклонности. Успех воспитания – в понимании этих вопросов. По закону кармы, если Вы не даете должного развития ребенку, то получите точно такую же проблему в следующей жизни. Вас будут воспитывать также. Но если поступить со своими детьми правильно, то у Вас в следующей жизни, несомненно, проявятся все самые лучшие черты характера.

Если ребёнок 4 типа будет простым рабочим с хорошими качествами характера и очень квалифицированным специалистом, то его жизнь будет очень счастливой. Возможно, его при этом не будут сильно интересовать ни власть, ни наука, ни что-то другое. Конечно, у человека бывает другое хобби, но это не сильно меняет основную направленность в жизни. Как маленький ручеек не способен изменить русло реки.

Если человек с детства склонен к бизнесу, если его и правильно воспитывают в этом направлении, то он становится хорошим специалистом в своём деле и щедрой личностью. Он становится полезным для общества, очень уважаемым человеком и счастлив в жизни. Для такого человека очень важно развивать такие качества, как бескорыстие, сострадание, а умение делать деньги само собой разовьётся. В данном случае этому не надо сильно учить – все это происходит само собой, по опыту с прошлых жизней. Однакоесли не развивать щедрость и сострадание, то богатство не сделает его счастливым. Скорее, он будет страдать от зависти и подхалимства других людей. Это неизбежно для людей данной категории.

Если человек склонен управлять, то его надо учить справедливости и защите слабых. А как командовать над другими, его учить не надо, он и так это уже знает. С самого рождения такие люди склоны добиваться победы над противником или отстаивать то, что он считает нужным,отстаивать свои или чьи-то интересы. Такой человек везде установит свои порядки и т.д. Но если в этом ребёнке не воспитают стремление к справедливости и склонность заботиться о подопечных, то он будет приносить везде и всем одни только беспокойства.

А ребенка, склонного быть учёным, не надо заставлять учить уроки. Он их в любом случае будет делать. В нём надо воспитывать честность. Надо говорить: “Не важно, что ты получишь: “2” или “5”. Важно, чтобы ты все делал с любовью и не для себя, а для других людей”.

Чтобы воспитывать детей 1 типа, надо давать им знание. Найдитедостойного человека, который смог бы дать им знание. Таким образом, суть воспитания детей,стремящихся к знанию –этонайти достойного человека. Достойный человек –не тот, кто имеет в своей голове несколько энциклопедий или знает 50 языков. Достоинство заключается в обладании хорошими качествами характера, и он одновременно должен иметь практическое знание – хорошее знание какого-то предмета. В отличие от нашей системы образования, Веды считают, что самое главное – воспитать в человеке не специализацию, а прежде всего человека. Надо чтобы он обладал хорошими качествами характера. Таким образом, в человеке 1 типа воспитывается само желание давать людям знание.

Воспитание детей второго типа – это с самого детства дать им юридическое знание, знание как управлять, как заниматься менеджментом, но в позитивном ключе. Даётся понимание, кого надо защищать, как заботится о подопечных, как достигать целей. Даётся принцип управления, для чего надо управлять или руководить людьми. Хороший руководитель постоянно думает, как сделать своих подопечных счастливыми, а не о том, как лучше из них выжимать соки. Прежде всего, нужно чтобы в обществе был порядок, тогда будет процветание, и все будут счастливы. Опять же нужна личность, которая способна передать свои качества характера ребенку, но уже обладающая качествами руководителя общества.

Воспитание детей третьей категории –это воспитание способности заниматься правильно бизнесом, честно, не обманывая, воспитание способности вести учёт средств, не распыляя их и не транжиря и, самое главное – способности правильного использования средств для улучшения жизни общества. Их также надо учить помогать малоимущим, совершать правильно пожертвования и т.д.

Воспитание детей рабочего склада заключается в том, чтобы дать возможность человеку раскрыть свои творческие способности. Необходимо углублять его способности с самого детства, учить его делать то, что он любит. Таким детям надо покупать всякие конструкторы, давать им возможность мастерить или учиться что-то делать полезное, практическое, чтобы они становились хорошими специалистами в своих областях. Очень важно понять, что наклонности у ребенка определяются не тем, что ребенок хочет сделать для себя, а тем, что он хочет сделать для других. Не надо пытаться заставлять делать то, чему противится их природа. Если воспитывать правильно, эти дети также вырастают талантливыми людьми в своей области.

Как завоевать послушание ребенка

Теперь разберём главный принцип воспитания. Он очень простой. Если Вы способны сделать так, что ребёнок будет Вас слушать, просто слушать и делать выводы, то это означает, что Вы достигли успеха в воспитании ребёнка. Всё остальное произойдёт автоматически. Слушание больше всего проникает в разум, а именно разум управляет психикой и волей человека. Этот принцип по другому звучит так: если ребёнок Вас не слушает, то что бы Вы ниделали, то ваше участие в воспитании ребёнка равно нулю. Необходимо понять, что такое слушать. Если вас слушают, это значит, Вам доверяют, считают Вас своим авторитетом и пытаются делать в соответствии с тем, как Вы говорите. Как сделать так, чтобыребёнокслушал? Для этого существует огромное знание, как надо строить свои отношения, общение и с ребёнком, и с людьми. Если человек не культивирует в себе это ведическое знание, то 100% – он не способен завоевать авторитет ребёнка. У каждого живого существа и у ребёнка внутри есть Сверхдуша – проявление Бога в сердце, которая даёт понимание человеку, что такое правда, а что неправда. Мы называем это интуицией. Если мама обманывает, ребёнок не сможет слушаться. Если папа говорит зло, с ненавистью, ребёнок не сможет его слушать. Если перед ним лукавят, занимаются политикой, ребёнок слушать не будет. Если папа говорит одно, а делает другое, ребёнок тоже слушать не будет. Если мама говорит ребёнку быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок тоже не будет слушаться. Таким образом, Вы должны понять, что цель жизни родителей – научиться вести себя так, чтобы ребенок слушался. И это сделать непросто. Это невозможно сделать без сотрудничества и работы над собой. Прежде всего, Вы должны вести себя перед ребёнком точно так же, как мы пытаемся правильно вести себя перед чужим человеком. Перед чужим человеком мы ведём себя правильно, но перед своим, родным человеком мы не пытаемся вести себя хорошо. Откуда берётся это качество? Самая главная опасность находится в плохих отношениях с самыми близкими людьми, а не в тех, кого мы, может быть, больше никогда не увидим. Мы можемпрогуляться очень культурно по улице и сказать что-то вежливо какому-то прохожему, но этот человек сегодня здесь, а завтра там, и мы его больше никогда не увидим. Если же мы расслабляемся перед своими родственниками, считая, что они так и так “свои в доску”, поймут, в этом случае постепенно накапливаются проблемы, отвращение, ненависть и начинаются истерики, скандалы, ругань. Другими словами, если мы не уважаем близких: жену, ребёнка – то начинаются проблемы. Уважать – значит, вести себя очень воспитанно, культурно и осторожно. Не надо показывать себя в самом плохом свете, а стараться быть хорошими перед своими родственниками. Необходимо в совершенстве знать свои обязанности и обязанности родственников, которые вытекают не из того, что мне взбрело в голову, а из природы мужчины, женщины, матери, отца, бабушки, деда. Наша роль в жизни определяет законы, по которым мы должны себя вести. Эти законы подробно описаны в Ведах, но сегодня нет возможности подробно их разобрать. Точно также, в соответствии с правилами поведения родителей, надо правильно вести себя перед своим ребёнком. Это вполне определенный стиль поведения. Не надо давать своему ребёнку видеть себя в плохом состоянии, когда у нас какой-то нервный срыв или мы недостаточно прилично одеты. Некоторые родители способны даже без штанов ходить перед своими детьми, извините меня за выражение. Если мы недостаточно хорошо одеты, если мы сорвались, если есть какой-то серьёзный разговор, который может повлечь за собой грубый тон, допустим, с женой или с мужем, в этом случае надо очень нежно, аккуратно дать понять своему ребёнку, чтобы он вышел из комнаты, что он не должен этого слушать. Очень важно вести себя безукоризненно. Это невозможно играть, как актер в кино, нужно воспитывать в себе хорошие качества характера. Воспитание хороших качеств характера требует постоянной работы над собой, что в свою очередь побуждает в ребенке желание делать то же самое. Желание подражать родителям у ребенка проявляется всегда сильнее, чем желание выполнять сказанное. Но если Вы хотите активно воспитывать ребенка, очень важно,чтобы онслушался. Все это описывает ведическая мудрость. Все правила есть, им просто надо следовать.

Следующий момент очень важен: если Вы сказали ребёнку, что будете что-то делать, Вы должны обязательно сделать это. И если Вы что-то требуете от ребёнка, то надо от себя требовать то же самое.

Далее, с ребёнком не должно быть никакой политики. Понимаете, что такое политика? Говорим одно, а на самом деле всё по-другому. Он спрашивает: “А какое вечером будет кино?” А мы говорим: “А не будет никакого кино, иди спать”. А на самом деле кино есть. Все садятся смотреть кино, а он не спит и видит, что все смотрят кино. Ребенку становится обидно, что он лежит в постели. Ребёнок до 7 лет не воспринимает от родителей сами слова, до 7 лет он воспринимает в основном лишь только поступки. Вы его обманули, и он делает вывод: значит надо обманывать. Если Вы говорите одно, а делаете другое, то онделает такой же вывод.

Если мы грубо говорим ребёнку, то он воспринимает не то, о чём говорят, а саму грубость. Он думает, что надо быть грубым. Т.е. его ложное эго действует зеркально. Если мама грубит, то я тоже буду грубить. Ложное эго так действует. Ребёнок не понимает смысл слов. Он воспринимает тонус мысли. Т.е. до 7 лет ребёнок настолько чувствительный, что он впитывает только тонус мысли. Поэтому если у мамы с папой плохие мысли, то он, даже не разбираясь, о чём говорят родители, просто плачет. Он чувствует несправедливость и плачет. А что такое справедливость или несправедливость, он не знает. Родители начинают что-то доказывать: “Это неправильно, ты зачем плачешь?” Но он не понимает, что правильно, а что нет. Он видит, что папа ненавидит маму, и он плачет. Или он видит, что папа собрался кого-то надуть, и он плачет. Т.е. ребёнок плачет оттого, что видит несправедливость, а не оттого, что кто-то что-то сказал и он просто капризничает.

Поэтому надо понять, что такое слушание. Слушание – это самый важный процесс. Слушать и слушаться – это разные вещи. Ребёнок часто слушается, потому что в противном случае его могут наказать. Но слушать – это желание понять и поступить в соответствии с тем, о чем говорят. Если Вы добились такого результата, то нет необходимости делать что-либо еще. Ни наказывать, ни доказывать, надо просто дать ребёнку полную свободу, как ему действовать и когда он совершает ошибку, надо невзначай очень деликатно ему сказать: “Вот ты совершил ошибку. Так делать не надо, потому что так-то и так-то. А если бы сделал так-то и так-то, то было бы гораздо лучше”.

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Мы также остановимся на моменте, который не всегда учитывается, но мы должны иметь его в виду. Существует ведическая система воспитания мальчиков и девочек. Это воспитание совершенно разное. Мальчиков с пяти лет в ведическом обществе отдавали в духовную школу. В воспитании мальчиков и девочек есть разница, так же как есть разница между мужчиной и женщиной. Эта разница заключается в том, что в мальчике надо воспитывать ответственность за общество, за свою будущую жену, за своих будущих детей и увеличивать в целом силу разума, силу познания, силу навыка, т.е. воспитывать положительные качества, связанные с ответственностью. Воспитание девочки – это дать ей понимание значимости, что такое семья, зачем она нужна, чтобы она ориентировалась во всех семейных делах и семейных отношениях как рыба в воде. В ведической культуре девочка воспитывалась дома, и часто маме помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, в вышивании и т.д. И также качества характера у девочки воспитывались в соответствии с поведением взрослых женщин, на которых она смотрела.

Мальчика же воспитывал в духовной школе его духовный учитель – человек, который обладает высочайшими качествами нравственности, и для ребёнка было самое ужасное не то, чтобы не сделать уроки, а сказать что-то поперёк духовному учителю или отнестись к нему непочтительно. Здесь очень важно понять, что воспитание – это сложная наука, а не просто приказ что-то сделать. Ребёнок всегда склонен идти за тем, кто обладает хорошими качествами. И духовным учителем становился тот, кто обладал хорошими качествами: честностью, ответственностью, добротой, простотой, знанием законов, смирением, эрудицией, аскетизмом, отсутствием зависти и критицизма, твердостью характера и т.д. И ребёнок, попадая в такую среду, где культивируются практическое, реализованное знание, с самого детства становился похожим на своего духовного учителя. Он начинал серьёзно себя вести, он понимал, что такое честность, что такое долг, что такое обязанности, он понимал, чем отличается мужчина от женщины, что он должен быть более твёрд во всём, более решителен, защищать женщину и т.д.

В ведическом обществе мальчик воспитывался в духовной школе до 25 лет, соответственно он овладевал всем практическим знанием, необходимым для него, а также получал профессию, т.к. его воспитывали в соответствии с его типом характера. Т.к. он обучался практическому знанию узконаправленно, то он становился очень хорошим специалистом. И в 25 лет он был уже достаточно зрелой личностью.

Ещё имеет значение то, что у человека после полового созревания, если он не имеет излишнего контакта с противоположным полом, быстро формируются положительные качества характера. Он становится склонным культивировать в себе нравственность, чистоту и т.д. Все хорошие качества очень сильно развиваются у человека, если он не контактирует с противоположным полом до женитьбы. И наоборот, если он активно контактирует с противоположным полом до женитьбы, то у молодого человека неуклонно развиваются плохие качества. Это связано с тем, что с 13 до 25 лет мальчик не может управлять своей половой энергией. Т.е. он идёт просто у неё на поводу, его тянет воспользоваться противоположным полом и испортить себе нравственность таким образом. Поэтому детей ещё в пять лет изолировали друг от друга, не давая им повода общаться, и они росли в своём кругу. Но им давали знание, как надо вести себя с девочками, со своей будущей женой, и им давали знание обо всех аспектах отношений: как надо разговаривать, как контролировать себя и т.д. Это знание давалось подробно.

Мужчина женился где-то в 25 лет, девушка обычно выходила замуж с 14 до 17-18 лет, не позже. Согласно ведической концепции, считалось и считается сейчас, что женщина способна быть хорошей женой и матерью только в том случае, если тот мужчина, с которым она встречается близко в самый первый раз, остаётся её мужем. Здесь надо понять такую вещь, что у женщины половые функции развиваются более сильно уже в юном возрасте, до 18 лет, а затем постепенно угасают. У мужчины же они сначала нарастают, до 25, а затем угасают. Поэтому у женщины этот инстинкт – жить с семьей и желание любить –очень сильный с 14 до 18 лет. В это время у неё формируется глубокая привязанность к мужу. Если до этого времени она не выходит замуж, то начинаетсяугасание необходимости иметь защитника в жизни, быть замужем для неё становится не самым важным в жизни. Если девушка выходит в раннем возрасте замуж, то она испытывает глубокие чувства к своему мужу. В ведическом обществе было правило, чтобы девушка была младше мужа на 7-12 лет. И если она видела, что её муж– уже зрелая личность, обладающая всеми хорошими качествами, она естественным образом становилась склонной слушать его, служить ему и что-то делать для него. И если складывалась такая семья, то она становилась идеальной.

Если женщина чувствует постоянную заботу, поддержку и защиту, если она видит самые лучшие качества личности перед собой, то она гордится своим мужем и считает себя абсолютно защищенной и счастливой. А мужчина видит перед собой красивую, молодую особу со всеми хорошими качествами, неиспорченную, очень нежную и верную. Это очень важно, потому что женщина не может быть верной, когда она испытала эту возможность быть неверной. А если она не знает неверности, то у неё даже в мыслях нет того, что она должна вести себя как-то по-другому. Таким образом, учитывались все эти особенности характера мужчины и женщины. Веды в таких советах дают естественный и легкий путь к достижению счастья и гармонии в семье.

Воспитание в ребенке разумности

На самом деле всё воспитание по сути дела – это культивирование в ребёнке разумности и трезвости. Разумность – это когда он понимает вещи, каковы они на самом деле, т.е. что есть что. Трезвость – это свобода от эгоизма, когда человек действует не как потребитель, а с позиции необходимости жить для других людей. Ребёнок естественно, с самого рождения, находится на эгоистической позиции. Он жадничает, капризничает, обижается и хочет жить только для себя. Веды объясняют, что эгоистичность – это пребывание разума в невежестве. Мы все, за редким исключением, рождаемся в невежестве. Это надо учитывать и постепенно переводить ребенка из невежества в состояние разумности и объяснять спокойно, в чём его неправота. Очень важно знать, что наказание лишением общения должно быть всегда с последующим объяснением. Если Вы не объясняете, то наказание будет иметь отрицательные последствия. Делается это без ненависти, и на такое наказание способен только тот человек, который способен победить в себе раздражительность. Это очень тяжело. В целом, человек, который не способен быть добрым по отношению к кому-то, он не способен дать ничего хорошего этому человеку. Если Вы не способны быть добрыми по отношению к мужу, значит, невозможно передать ему что-то хорошее, даже если у Вас семь пядей во лбу. Или больше. Если Вы не способны быть добрыми по отношению к ребёнку, значит, ничего хорошего дать ребёнку невозможно.

Доброта, доброжелательность, сострадание - это основа воспитания. Если мы очень сострадательны и с уважением относимся к ребёнку, значит, мы сможем его воспитать. Если мы недолюбливаем его или относимся к нему сухо, значит воспитать становиться невероятно трудно, можно даже не пытаться. Лучше дать возможность сделать это супругу, который лучше относится к ребёнку.

При воспитании детей нужно ещё знать формулу: то, что мы даём ребёнку до 13 лет, после 13 он нам вернёт. Т.е. до полового созревания если мы бьём своего ребёнка и издеваемся над ним, то после 13 он начинает издеваться над нами. И он будет издеваться над нами ровно столько, сколько мы до 13 издевались над ним. Затем он успокоится и на этом все закончится. После всего этого останутся только сухие отношения. Если до 13 давали ему какое-то справедливое знание, помощь в жизни, мы с пониманием и состраданием относились к его проблемам, то после 13 лет ребёнок тоже будет относиться с состраданием, станет хорошим помощником в жизни. Т.е. существуют такие весы: сначала ребёнок беззащитный, затем, после 13, у него жизненной энергии становится больше, чем у нас. В этот период у него ещё недостаточно жизненного опыта и больше упрямства, но в первом случае он своё упрямство будет использовать прямо противоположно: мы говорим ему одно, а он другое, как раз наоборот. Это значит, воспитание было в неправильном ключе и придётся за это страдать. Если же воспитание проходило правильно, он будет с большим энтузиазмом пытаться помочь, но иногда, возможно, будет что-то делать не так, ошибаться. Это нормальное развитие личности. Он будет рваться что-то делать, и будет иногда все трещать, ломаться и т.д., но в этом больших проблем нет. Ребенок будет сам плакать оттого, что у него ничего не получается. Это очень хороший стиль воспитания, значит, Вы его воспитываете правильно.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz