Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!
Благотворительный Фонд «Пища жизни» (Казань)

вертолет ми-8
Уникальные мешочки для джапа-медитации. Доставка по всему миру

Проект Общее дело





Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ДУХОВНОЕ ВЕГЕТАРИАНСТВО

Стивен Роузен,
«Вегетарианство в мировых религиях»


Даже если не принимать в расчет научные факты, суще­ствуют неотразимые духовные доводы в пользу вегетариан­ства. Вспомним для примера, что английское слово spiritual (духовный) идет от латинского spiritus, что означает «дыха­ние», «энергия», или жизнь. Слово vegetarian (вегетариан­ский) пришло из греческого vegetas, то есть «полный дыха­ния и жизни». Даже этимология этих двух слов подтверждает их взаимосвязь.

Здесь же стоит упомянуть о том, что слова carnal (плот­ский) и carnivorous (хищный, плотоядный) происходят от одного корня — латинского carnis, «плоть». Все религиозные Писания советуют верующим избегать плотского, а в биб­лейской традиции все «плотское» недвусмысленно отнесено к телесному миру, противостоящему миру духа.

Впрочем, несмотря на живейший интерес к этимологии, автор этих строк полностью осознает ее ограниченность и/или возможность неправильного ее применения. Благона­меренные вегетарианцы долгое время обвиняли мясную про­мышленность в «словесных играх», утверждая, что те, кто наживается на этой отрасли, прикрывают мясные продукты невинными псевдоназваниями: pig (свинья) /pork (свинина), calf (теленок) /veal (телятина), cow (корова) /beef (говядина), sheep (овца) /mutton (баранина) и так далее. Но тут уж мясная промышленность ни при чем. Это произошло потому, что в средневековой Англии крестьяне по происхождению были англосаксами, а знать — норманно-французами. Хотя крестья­не выращивали животных, мясо ели в основном аристократы.

Сложилось так, что крестьяне называли животных англосак­сонскими словами — pig, calf, sheep и так далее, но аристокра­ты — те, кто ел мясо — называли тех же животных их француз­скими именами: роге (свинья), veau (теленок), boeuf (бык или вол), mouton (баран). Постепенно эти слова приняли англий­ское произношение, но различие между названиями этих жи­вотных и названиями их мяса привычно закрепилось во всех англоязычных странах. Еще одним доказательством этой вер­сии может служить то, что мясо тех животных, которые ред­ко подавались на стол норманно-французской знати, напри­мер, chicken (курица), turkey (индейка), rabbit (кролик), называется так же, как сами эти животные.

Связь между вегетарианством и религией, однако, идет дальше простой семантики и в конечном итоге касается са­мой сущности религиозной истины. Например, все вероис-поведаниячасто и вполне резонно утверждают, что Бог изна­чально любит все Свои творения, к которым относятся не только человеческие существа, но и все остальные формы жизни. Если принять этот основной догмат, то из него следу­ет, что ни одному живому существу не отказано в Господнем сострадании, и никакое убийство из прихоти не может быть оправдано. Эта теологическая основа вегетарианства осо­бенно крепка в индуизме. На Западе ее придерживались древние евреи и даже древние греки, например, Диоген, Пи­фагор, Сократ и Платон; они называли вегетарианство antikreophagy, или «антимясоедением».

Сострадание и любовь Господа ко всем Его творениям подсказывает нам еще одну, редко осознаваемую причину для вегетарианской диеты. Если учесть накопленные наукой дока­зательства того, что исключение мяса из рациона улучшает здоровье, а его поедание сокращает срок жизни, разум гово­рит нам, что Бог выбрал бы для Своих детей растительную пи­щу. Разве Тот, Кто любит Свои творения, пожелал бы им ско­рой кончины? Очевидно, нет. Напротив, Он должен был бы приложить все усилия, чтобы обеспечить им долгую жизнь. Действительно, во всех Писаниях Господь снова и снова пытается убедить Своих детей, что вегетарианская пища — единст­венная приемлемая для них. Центральные религиозные тече­ния — особенно на Западе — уделяют этой идее минимум вни­мания. Тем не менее, мы намерены показать, что универсальная религиозная мысль отстаивает всеобъемлю­щее сострадание и осуждает бездумное убийство живых су­ществ как деяние, безбожное по своей сути.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 
Hosted by uCoz