Диана Черданцева (псевдоним), «Новая Вечерка», 19 февраля 2003, 26 февраля 2003
Я давно не доверяю незнакомым людям, особенно тем, кто с приятной улыбкой говорит о деньгах. О моих деньгах, разумеется. Не обращаю внимания на сулящие обалденные заработки многочисленные фонарные объявления. Поэтому, когда моя едва ли не самая близкая подруга сказала мне, что устроилась в одну очень солидную фирму, где она скоро сможет заработать большие деньги, и предложила мне последовать ее примеру, я отнеслась к такой идее крайне настороженно. Наш субботний поход в один из ДК, расположенный в центре города, где я была гостем, а подруга - моим пригласителем, только подтвердил мои сомнения: близкий мне человек оказался втянут в так называемую коммерческую секту.
Впрочем то, что я узнала об этой организации именно от человека, которому привыкла доверять, не случайно. Новые работники вербуются родственниками, членами своих семей и очень надежными знакомыми. Что вполне логично: в словах друга, брата, а тем более отца или матери в большинстве случаев не сомневаешься.
При этом никакой другой рекламы супер-пупер компания себе не делает. По словам одного из ее консультантов, это позволяет фильтровать людской поток, в котором часто встречаются «негативно настроенные личности». Под ННЛ следует понимать: люди, которых устраивает их работа; люди, которые уже были облапошены подобными конторками; люди, которые не хотят зарабатывать деньги путем обмана других, и люди, которые фирму просто не интересуют. А чтобы заинтересовать высокостоящих участников этого хитро выстроенного процесса, нужно всего два условия. Первое - иметь хоть какие-нибудь, пусть небольшие денежные сбережения или возможность у кого угодно их занять. Второе - быть эмоционально-поддатливым, способным проглотить любой сказочный бред человеком, иначе говоря - лохом.
Вкратце суть беспредметного бизнеса такова. Попавшись на удочку уговоров, вы платите деньги партнеру фирмы (все ее «работники» зовут себя именно так - на западный манер), иначе - вашему пригласителю (точнее, не совсем ему, но при его непосредственном участии), после чего сами становитесь партнером, получая возможность вербовать таких же доверчивых, как вы, новичков. С каждой суммы, выплаченной новичком, вы получаете определенный процент, из чего и складывается ваш заработок. Чем больше «ушастых» вы приведете, тем больше положите в свой карман. Если не сможете - плакали ваши денежки. Но обо всем по порядку.
Деньговещатель, лабуда и «утки»
Механизм завлечения в фирму прост и изощренен одновременно. Думаю, психологи ему даже поаплодируют. Каждый партнер, найдя очередного простачка, должен заочно представить его своему консультанту (наивысшая ступень в видимой структуре фирмы). Получив «добро», пригласитель должен, не разглашая системы работы данной пирамиды (этого требует шестой раздел устава организации), окружить своего протеже вниманием и, ведя с ним только позитивные разговоры (на это делается большой акцент), доставить его к месту «театральных» действий, то есть на семинар к уже упомянутому ДК. Посторонних туда, конечно же, не пускают, поэтому у дверей стоит охрана, проверяя «пригласительные билеты». С новичка на входе ничего не потребуют, как это делалось в скандально известном «Орионе» (разве что отберут на время сотовый телефон - чтобы не мешал распространяться позитивной энергии). Раскошелиться придется позже.
О том, что на подобных семинарах используется гипнотическая музыка, погружающая участников в транс, писалось уже немало. Мне сложно судить, применяют ли подобные методы данные товарищи, но акцент в любом случае делается на другое. Перед гостями рисуется таблица, которая представляет собой временной график продолжительностью десять месяцев. Со слов ведущего эта схема для самых ленивых, то есть для тех, кто приводит очередного лоха с периодичностью раз в месяц. Общий доход за первые пять месяцев будет не очень велик и составит 69 тысяч рублей. Но дальше, по словам деньговещателя, наступает самое интересное - следующие пять месяцев можно вообще не работать, то есть никого не приглашать - за вас будут трудиться другие мазурики. Общий доход при этом будет исчисляться суммой около трехсот тысяч. Во время всей этой цифровой лабуды лектору, вступая с ним в диалог, помогают партнеры из зала, которые, видимо, по очереди играют роль «подсадных уток». Я бы и не догадалась об этом, если бы некоторые из «уток» откровенно не халтурили.
Чтобы подобная речь произвела эффект, нужна атмосфера солидности. Черные пиджаки и белые блузки консультантов (они себя называют «людьми в черном») - это, конечно, хорошо, но для пущей важности гостям сообщается, что данная организация имеет своих представителей в 33 странах мира и 60 регионах России. Сама система преподносится как Multi Level Marketing - многоуровневый маркетинг (точь-в-точь, как в «Орионе»), или, проще говоря, МЛМ (для этих людей буквы МЛМ - все равно что «Аминь» для христиан). В пример приводятся такие мировые концерны, как BMW и Siemens. После чего зал начинает таять.
«Девушка, а почему вы одна?» - в перерыве каждый партнер руководствуется правилом: гость не должен заскучать. Если такое происходит, то нужно поднять его настроение уже упоминавшимися позитивными разговорами, то есть россказнями о том, как ему повезло, раз он познакомился с этой системой, и что теперь его жизнь изменится.
Вторая часть семинара, также как и первая, начинается с оглушительных хлопков. «Вы думаете, что вы хлопаете нам, - обращается к гостям ведущий, - нет, и мы, и вы аплодируем системе, которая дает нам возможность стать финансово независимыми людьми». Еще бы! Уж от своих финансов вы точно зависеть не будете - их у вас попросту не останется.
Далее, видя, что клиент еще не созрел, идет развеивание оставшихся сомнений. В частности, в пользу того, что данная структура не имеет ничего общего с пирамидой, приводится железный и «убийственный» по своей силе аргумент: «Мы просим не сравнивать нас с пирамидой, так как одно - это одно, а другое - это другое». Что-то из серии «не называйте моего пса собакой»...
Концерт для буратино с деньгами
Новичкам очень грамотным экономическим языком разъясняют, что любой бизнес начинается с инвестиции, и, чтобы получить прибыль в данном деле, в него тоже нужно втюхать некую сумму. Подвод к цифре ведется по всем законам жанра. «И вы должны вложить... семьдесят тысяч рублей!» Зал погружается в тишину. Но это еще не конец. В момент, когда многие из гостей мысленно пробили в кассовом аппарате своей головы гигантскую сумму, пытаясь при этом вспомнить, где же находится выход, ведущий постепенно снижает сумму до... 24300 рублей! Ура-а-а! Зал разражается аплодисментами. Концерт окончен.
Кто-то скажет, почему именно 24300 рублей? Случайность? Нет, в подобных хозяйствах мелочей не бывает. Сумма несколько меньше той, что тащили в свой клуб орионщики, но ненамного. Как мне объяснили партнеры, цифра специально рассчитана для нашего региона и постоянно варьируется в зависимости от спроса. Так летом, когда наплыв был велик, «за вход» нужно было выложить свыше 25 тысяч. В начале зимы - всего лишь около двадцати. Сейчас количество желающих пополнить карманы предприимчивых дяденек и тетенек своими кровными вновь возросло, поэтому не факт, что «плата за мечту» снова не повысится.
К вопросу о гипнозе. По окончании семинара наступает важный момент ознакомления с уставом и подписания заявления о вступлении в ряды компании. По ушам начинает бить немного агрессивная, «кислотная» музыка, и, о, чудо, как грибы после дождя у фирмы под бурные овации начинают появляться новые партнеры. По словам все той же ведущей, это составило свыше 90 процентов от всех приглашенных (впрочем, нельзя исключать, что цифра немного завышена). Под режущие слух звуки из динамиков проходит и беседа с консультантом: отправная точка перед поиском денег. И примерно десять из пятнадцати после разговора отправляются за «капустой». Впрочем, может быть музыка тут совершенно не причем, а все дело в элементарной человеческой глупости. Кстати, на поиск денег дается определенное время, зачастую - не больше суток, а иногда - всего несколько часов. В этом тоже заключается хитрость, поскольку в первые часы после подобной накачки человек крайне возбужден и не способен адекватно оценивать происходящее. Были случаи, когда люди, просыпаясь на следующий день со свежей головой, понимали, что их «кинули», но было уже поздно. Деньги назад, естественно, не возвращаются, зато каждый партнер, пожелавший выйти из беспредметного бизнеса, имеет право «выкупить себя». Для этого он должен привести нового богатенького буратино, который с радостью раскошелится.
Божественная мудрость конституции
Парадокс, но рекламируя свою деятельность как новый вид чудесного бизнеса, предприимчивые господа официально никакого отношения к коммерческой деятельности не имеют. В этом то и заключается сложность привлечения их к административной, а тем более уголовной ответственности. По уставу казанские «Рога и копыта» зарегистрированы как общественное объединение «Мегаприбыль» (или «Мегадурь» - название изменено, поэтому кому как нравится). По закону общественные объединения и некоммерческие организации не имеют права заниматься коммерческой деятельностью с целью извлечения прибыли за исключением некоторых случаев, которые обязательно прописываются в уставе. В уставе же нашей фирмы (продолжу называть ее фирмой, поскольку назвать ЭТО общественным объединением язык не поворачивается) написано (не могу процитировать точно), что данное ОО не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой деятельностью не занимается.
«Чем же тогда она занимается?» - спросите вы. Тут-то мы и подошли к самому интересному. Юридически фирма занимается позитивным развитием личности, организацией культурно- массового досуга и даже благотворительной деятельностью. То есть, не имея визуального знакомства с ее представителями, взглянув только на ее устав, можно подумать, что некие задушевные люди собираются, чтобы попеть-потанцевать, сходить в кино, театр и детский дом с гуманитарной миссией, для чего они вносят добровольные пожертвования (при вступлении каждый новый партнер подписывает свыше пяти бумаг, среди которых есть что-то вроде расписки о безвозмездной передаче денег объединению). Однако при ближайшем рассмотрении видно, что чаек-то здесь попивают вприкуску с золотым сахарком. Если предположить, что хотя бы половина из пятнадцати новичков в тот вечер подписала контракты, то за два часа своей нехитрой деятельности фирма получила доход около двухсот тысяч.
Чтобы понять, каков процент от этой суммы является чистой прибылью, следует объяснить тамошнюю иерархическую структуру. Именно иерархическую, поскольку, несмотря на заверения устава в том, что здесь все друг другу помогают, и каждый обладает равным правом голоса, скрытая от постороннего глаза «Конституция партнера» говорит об обратном. Первые три пункта которой свидетельствуют о великой мудрости ее составителя:
1. Консультант всегда прав
2. Если консультант не прав, см. п.1
3. Консультант - шеф твоей структуры.
Что это, как не призыв к беспрекословному подчинению, в том числе и в финансовых вопросах (такой прием часто используется в сектах). В приватной беседе один из консультантов поведал, что может спокойно лишить партнера причитающейся ему суммы, если тот где-то не доработал - например, пассивен при привлечении очередных «клиентов». Напрашивается вывод, что получение многотысячной денежной массы, которое в ярких красках обещается каждому новичку, даже при формальном выполнении условий фирмы ему еще не гарантировано, и оно в том числе зависит от личных отношений с консультантом.
В фирме существуют три так называемых бизнес-должности: партнеры первой (ППС) и второй (ПВС) степеней плюс консультант. ППС получает от суммы своего новичка 5000 рублей, 6000 рублей идут тому, кто привел его самого и 2300 - консультанту. Чтобы из ППС вырасти в ПВС, нужно «квалифицироваться», то есть привести двух новичков. При этом ПВС перестает платить дань кому бы то ни было и с каждого нового человека получает по 11000 тысяч. Таким образом после всех партнерских выплат (13300) от 24300 рублей остаются 11 тысяч.
Куда уходят все эти деньги? Опять же, если предположить, что хотя бы 8 из 15 приглашенных подписали контракты, то чистая прибыль (а налоги фирма, как меня с радостью уверили, не платит) за день составила свыше 90 тысяч рублей. По словам все того же консультанта в фирме есть бухгалтерия, и оставшиеся деньги идут на аренду зданий, благотворительность и покупку билетов в кино для партнеров (каждую пятницу всем раздаются халявные билеты на увеселительные мероприятия, что вполне оправдано - если барана не подкармливать, то шерсти от него не дождешься). Только подобные утверждения смешны. Очень сомнительно, что те же консультанты, которые по сути являются боссами, довольствуются грошовыми 2300 рублями.
Своя собака не укусит
Интересно обстоят дела и с названием фирмы. О том, что она зарегистрирована как ОО «Мегаприбыль», гости узнают лишь в самом конце семинара. Практическое пособие «Хэлп» - что-то вроде местной Библии - в этом отношении дает партнерам при работе с новичками один важный совет: «Как называется фирма? Конечно, «Петров и К» (если ваша фамилия Петров, ведь речь идет о вашем самостоятельном предприятии, и вы можете называть его как вам угодно)». В этой связи вспоминается процесс над некоторыми из организаторов «Ориона» в Казани. Был момент, когда сидевшая на скамье троица орионовских прохиндеев потребовала привлечь к ответственности не их, а... 178 пригласителей, которые привели в бизнес-клуб людей, подавших иски. По-видимому, такую же лазейку хотят оставить для себя и наши респектабельные господа, чтобы в случае суда свалить всю вину на тех, кто ниже.
Имея полное «ОК!» на юридическом фронте, «Мегаприбыль» позаботилась и о духовной пище для своих партнеров. У неё, точнее у всей российской сети, частью которой она является, есть собственный интернет- сайт, а также выпускается газета «Партнер». На сайте, который почти год не обновлялся, я заметила интересное сообщение: «31 марта 2000 г. в г. Казань, в «Униксе» специально для бизнес-клубов «Орион» и «Астран» выступал поп-дуэт «ЧАЙ ВДВОЕМ». В тот момент мне вновь вспомнился разговор с консультантом, в котором при словах «Орион» и «коммерческая секта», он на секунду побагровел и замолчал, но потом парировал не в меру острые для очередного «лопуха» нападки пространным изречением: «Мы даем людям возможность честно зарабатывать деньги», - намекая на то, что к вышеназванной пирамиде фирма никакого отношения не имеет. Но коли так, то зачем размещать на своем сайте компрометирующую себя информацию? Поражает наглость ловкачей-фирмачей: даже после громкого уголовного дела «Ориона» они не удосужились эту информацию убрать. Что впрочем, легко объяснимо. Адрес сайта сообщается в «Партнере», который распространяется только среди «своих». А своя собака, как известно, не укусит.
Само же печатное издание «Партнер», известное тем, что в мае 2000 года в период нововечеркинских разоблачений «Ориона» этот самый бизнес-клуб активно защищала, похоже перешло «Мегаприбыли» по наследству. Да, да, уважаемые читатели, дело орионщиков отнюдь не умерло, а продолжает жить, только в очередной, который уже раз сменилась вывеска. Остается удивляться полному равнодушию к фирме налоговых и других компетентных органов. Ведь количество партнеров превышает шесть тысяч человек (о чем свидетельствуют порядковые номера на их «партбилетах» - бейджиках). И если даже предположить, что каждый партнер в среднем заплатил за вход около 20 тыс. рублей, общая сумма за время ее деятельности превышает 120 млн. рублей!
Вся гнусность этой финансовой истерии еще и в том, что информация о фирме, как уже говорилось ранее, передается не через посторонних людей. Поэтому процент недовольных в ней невелик. Их учебные пособия, структуры (семинары среди мелких групп), да и просто общение построены так, что на каждого сомневающегося находится десять твердо верящих. Все они следуют призыву: если твой партнер первой степени начинает вести себя подозрительно, то есть отклоняться от «пути истинного», о, помоги же ему, партнер второй степени! МЛМ! И даже те, в ком сомнения сильны, вслух говорят о помощи друг другу. Причем как о моральной, так и о финансовой. (Хотя та же самая «Конституция партнера» гласит: «Не занимать никакие суммы в своей структуре»). Поэтому «акционеры» «Мегаприбыли», среди которых немало верующих, абсолютно искренне считают, что дарят людям надежду.
К слову, газета «Партнер» также всячески способствует оттоку «дурных» мыслей. Значительное место в ней уделяется описанию различных конкурсов, причем упор делается на то, какие замечательные человек получает призы. Складывается впечатление, что партнеры только и делают, что участвуют в викторинах, выигрывая бумбоксы, видеомагнитофоны, пылесосы...
Что поразительно, встречаются и такие партнеры, которые, имея стаж пребывания в фирме около года и не вернув хотя бы части вложенных средств (что уж говорить о посуленных быстрых сотнях тысяч), до сих пор ходят в розовых очках, про себя повторяя: «Завтра я буду богат». Таких людей просто жалко. Этот феномен объясняется ответом на вопрос, что нашему человеку нужно для счастья. Деньги? Нет. Внимание. Здесь встречаются люди, которые вообще не хотят зарабатывать. Они окупают свои вложения приятным общением и походами на различные увеселительные мероприятия, а главное, обретением душевного комфорта - обидно думать, что ты один «попался»,но посмотришь на остальных, и сердцу становится легче.