Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

«ПРИНЦИП САМБАДИ»

Денис Казанцев, "Новая Вечерка",
25 сентября 2002


С появлением в середине 90-х новой плеяды команд, таких как «Агата Кристи», «Мумий Тролль», «Сплин», «Земфира» и другие, российское андеграундное движение, связанное доселе с именами Гребенщикова, Шахрина, Бутусова, Кинчева, серьезно обновилось. И смена мозгов не прошла незаметно. Стало модным петь не то, что чувствуешь, а то, что купит публика.

Не буду заниматься пустыми рассуждениями на тему, жив рок-н-ролл или он мертв. Риторические вопросы не имеют ответов. Для многих рок-культура - это музыка протеста: «Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив» (В. Цой). Это желание заглянуть внутрь себя и найти грань между настоящим и призрачным. И в этом плане рок гораздо честнее так называемой попсы. Желания хард- и панк-поэтов разобраться в смысле жизни, в отличие от тупых блеяний Игорька: «Подождем, твою маму!» и пустых призывов «Дискотеки «Авария»: «Пей пиво!», несут в себе искренность. Но проблема в том, что «настоящая» музыка в последнее время сильно «опопсовела».

В КВНе есть такая шутка: «Рок против наркотиков - это все равно что пчелы против меда». Сколько смысла в этом выражении! Немалая часть рок-музыкантов поет об утопичной чистоте человеческих отношений, участвует в антинаркотических акциях, а сама в своих синглах с альбомных дисков и с концертных площадок занимается пропагандой образа жизни «под кайфом». Несколько лет назад на одном из российских каналов выходило ток-шоу «Сумерки». Приглашенные Михаилом Козыревым участники известных рок-коллективов своими речами о вреде наркотиков иной раз заставляли прослезиться. Однако потом, надев наушники, от тех же людей и их собратьев по музыкальному цеху можно было услышать: «Мне под кожу бы, под кожу запустить дельфинов стаю», «Напудрив ноздри кокаином, я выхожу на променад». Это делается для того, чтобы удовлетворить самые низкие желания публики. Один из музыкальных каналов освещал последствия одного из фестивалей, где было показано морское побережье, усеянное пустыми бутылками и шприцами.

Но проблема пропаганды наркотиков в рок-музыке не самая страшная. Во-первых (может, это кому-то не понравится), потому, что есть музыканты, которые не только поют, но и употребляют «волшебную травку и белый порошок». То есть здесь, по крайней мере, все честно: о чем думаешь, о том и поешь. Во-вторых, песен с открытым призывом нюхать, курить, колоть не так уж много. Гораздо страшнее другое. Рок перестает быть живым и настоящим, превратившись в своеобразную помойку, где каждый имеющий в голове пару извилин и знающий три-четыре аккорда пытается «нести идею». Стало модным петь только то, что будет «хавать пипл».

Современная рок-культура вносит элементы «попсовой тупости» в сознание молодежи. Среднестатистический подросток, этой музыкой живущий, «знает три слова», постоянно жует «Орбит» без сахара, и в голове у него при этом, ту-лу-ла, «все время замыкает».

Лидер культовой группы 80-х Кино - Виктор Цой И, конечно, оглядываясь назад, особняком стояли и будут стоять «классики» - такие, как БГ, «ДДТ», «Кино», «Машина времени». Песни-пародии на соц- и политобстановку того времени, вроде машиновского: «Все они марионетки в легких и натруженных руках», дэдэтэшного: «Еду я на родину, пусть кричат: «Уродина!» и цоевского: «Перемен требуют наши сердца!», звучат гораздо искреннее нынешних, скажем, заверений спортивно-активного Васильева: «Мы все больны гандболом и за гандбол умрем!», в следующей же строчке этой песни предлагающего: «Может, клей понюхаем «Момент?».

Сравнение «прошлое - настоящее» - явно не в пользу последнего. Но я не консерватор. Я представитель нового поколения. Просто я вижу (может, не так глубоко), как это было раньше. Насколько тверд был стержень и каким ржавым он стал сейчас. Цой просто разорвал все контакты с ТВ, когда телевизионщики стали рецензировать его песни. Плюнул на деньги и славу, которая и без того, но не за счет мельканий на экране, была у него немаленькой. Нынешние же рокеры специально пишут песни под ТВ-проекты.

Тогда шла настоящая «металлическая» закалка в подполье, что лишь усиливало желание крикнуть правду, желание вырваться наружу. А сейчас, вроде бы, страна стала свободной, потребность в сопротивлении отпала, и можно приклеить на лоб для эстетики клеймо «андеграуднд» и лабать всякую чушь про «морскую капусту» и тому подобное.

Так почему же так получается? Почему рок стал значительной частью искусственным и шаблонным? Объяснение здесь очень простое.

У Башакова есть такая песня - «Самбади». Это песня-символ. В истории ее героя проглядывается жизненный путь не только рок-коллективов, но и поп-певцов, политиков, актеров.

Начинается сингл с повествования о молодом гитаристе по имени Самбади, который пел нестройно, «только чувствовали все: в песне нету фальши». Проходит время, и Самбади «выбивается в люди». То есть его замечают продюсеры и раскручивают. Естественно, в процессе раскрутки его полностью перелепливают. Голос его теперь звучит «как надо». Тексты лживы, зато более близки народу... Таков лейтмотив этой песни. И заканчивается история вполне прозаично и печально (для тех, кто содержание ценит выше внешнего блеска). Самбади становится звездой. Самбади забурел и растворился в общем болоте, безвозвратно потерял самого себя настоящего: «Перстни, смокинг и очки - вот и весь Самбади...».

К сожалению, современная рок-культура, говоря языком рекламы, «замешена и завернута» по «принципу Самбади». Когда человек дорастает до уровня звезды, он начинает жить новыми стандартами, перенимает новую для себя, но хорошо апробированную предшественниками манеру поведения, а главное - он начинает петь не то, что «на душе», а то, что понравится слушателю. И личность из таких песен уже изчезает.

Этот конвейер работает, и невозможно иначе. И если ты будешь вести себя в тусовке (рок-, поп- - не важно) «не так», тебя просто перестанут уважать. И, естественно, после «попадания в рай» новые условия жизни отражаются на сознании. И там уже плевать, что внутри (если в процессе восхождения на пьедестал не все сгнивает). Мелодия сердца с легкостью заглушается хрустом денег.

Если раньше рокеры сидели в андеграунде (то есть выход к широкой публике был ограничен) и о дешевой звездности в большинстве своем не мечтали, то сейчас многие рвутся именно к славе. И уже сложно понять: цель рок-н-ролл или средство. Отсюда и возникают наполненные дешевой романтикой песни типа «куплю проститутку», и все будет ОК! Или «ели мясо мужики» - как оказалось, мясо общей любовницы, которое скормил им ревнивый муж. Какую смысловую нагрузку несет это извращенное триньканье? Да никакой!

Нет, есть, конечно, замечательные и самобытные команды - взять тот же «Сплин», но деградация, «опопсовение», когда слова пишутся ради строчек, рифмы - ради рифм, и все это в итоге ради денег, значительной части коллективов, определяющих лицо российской рок-музыки, с каждым годом все заметнее. Не обходит она стороной даже мэтров. Есть подающие надежды группы, которые пока еще «гнут свою линию» и поют от души. И с ними будет происходить то же самое, пока жив этот принцип, «принцип Самбади»...

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz