Денис Казанцев, «Честное слово. Казань», ноябрь 2006
При приеме на работу мне сулили умопомрачительную зарплату, пожизненную пенсию в 40 тысяч долларов и автомобиль «БМВ» в подарок.
В последнее время в казанских газетах появилось много объявлений, сулящих баснословный доход в тысячу долларов и больше на должности офис-менеджера. Если учесть, что средняя зарплата по этой специальности в Казани составляет 4 - 8 тыс. рублей, данная реклама выглядит по меньшей мере странной. Я попытался узнать, что скрывается за этими денежными посулами.
Открываю свежий номер газеты и нахожу там порядка десятка подобных вакансий. Сразу настораживает то, что везде даны только сотовые телефоны. Спрашивается: если работа в престижном офисе, то почему там нет даже стационарного телефона?
Звоню. Половина номеров недоступна. Где-то не берут трубку. В итоге меня зовут на собеседование по следующему объявлению: «Работа в офисе с людьми и документами, обучение, высокий доход, загранпоездки».
На предприятиях работают простачки
Прихожу на следующий день в офис на улице Татарстан. Окучивать меня принимается девушка по имени Регина.
- Хочешь получать 50 тысяч рублей? - спрашивает она.
- Конечно, - прикидываюсь наивным лохом.
- То-то! А у нас можно гораздо больше!
Спрашиваю о том, в чем будет заключаться моя работа, и слышу в ответ лабуду про работу с бумагами, договорами и клиентами.
- А что конкретно надо будет делать? - не унимаюсь я.
- Приходи завтра, на обучении все и узнаешь.
За трехдневный курс мне предстояло выложить 380 рублей: 280 -залог за литературу, а на сто рублей, улыбаясь, Регина обещала сделать мне презент. Получить принудительный подарок за свои же деньги, причем, когда ты этого совсем не хочешь! Что может быть лучше?!
Первый день обучения в компании, назовем ее «Лохиши», был откровенно скучным. В течение часа мне пытались вдолбить, что работать на кого-то - плохо. Что все те, кто трудится на фирме или предприятии - неудачники. Под замес также попали и частные предприниматели, которые, как выяснилось со слов лектора, - несчастнейшие из людей. Вся сила в крупном бизнесе, представителем которого и является «Лохиши», а все остальное -западло! Урок окончен. Меня приглашают на следующий день.
- А в чем будет заключаться моя работа? - робко пытаюсь проявить настойчивость.
- Завтра все узнаешь!
Где-то я уже это слышал, ну да ладно.
Настоящий лох не рассуждает
На втором уроке я ощутил более основательную промывку мозгов. Впервые за все это время я услышал словосочетание «сетевой маркетинг». Меня пытались убедить, что это единственная легальная сфера бизнеса, где каждый человек может получить мультиплексный доход! Так что, господа нефтяники, быстренько сворачивайте свои буровые и бегом марш в сетевой маркетинг!
Мне рассказали о самой компании. Родом она из Китая. «Лохиши» занимается торговым, промышленным, транспортным, рекламным, туристическим, гостиничным и прочим легальным бизнесом. Ее годовой товарооборот - 10 миллиардов баксов! Она занимается коммерческой деятельностью в 190 странах мира!
- В каких именно странах? - пытаюсь уточнить я.
- В самых разных, - следует более чем конкретный ответ.
- Хотя бы парочку назовите?
- Я не помню, но в очень многих странах...
Далее мне сообщается о том, что компании уже 11 лет и 7 из них она действует в России. «Лохиши» планирует построить 100 тысяч супермаркетов по всему миру, и 50 тысяч из них уже возведено.
- В России их пока нет, но к 2008 году они появятся в Питере, Москве, Екатеринбурге, а в будущем и в Казани.
Спрашивается: если компания настолько могущественна, что за 11 лет построила 50 тысяч супермаркетов по всему миру, то почему за 7 лет она не смогла возвести ни одного в России? Впрочем, лектор, видимо, исходил из принципа: настоящий лох рассуждать не должен.
Деньговещание, яхта и самолет
Так же «с аппетитом съедаю» утверждение о том, что все доходы «Лохиши» облагаются налогами, то есть все легально.
- Наша компания награждена правительственными наградами и входит в элиту российского бизнеса!
- А какими именно наградами, -проявляю неестественную для простачка активность.
- Правительственными! - слышу я все тот же конкретный ответ.
Мне стало удивительно, почему такая крутая бизнес-компания ютится в небольшой разделенной перегородкой комнатушке, которая называется офисом.
Потом лектор «дает установку на бабло». Передо мной рисуется чудо-лестница доходов, согласно которой я смогу получать 10 тысяч долларов в месяц. Правда, не сразу. Также мне сулят автомобиль «БМВ», яхту, самолет и коттедж по достижении определенных ступеней в карьерной лестнице. Венчает все это деньговещание удивительная формула: 3 дня учишься, семь лет работаешь, потом выходишь на пенсию и получаешь от 5 до 40 тысяч долларов в квартал.
- А что конкретно мне надо будет делать, чтобы получить все это?
В ответ меня снова кормят завтраком и дают почитать книжку про сетевой маркетинг.
Дома открываю рейтинг журнала «Эксперт» 400 ведущих российских компаний по объему реализации продукции, но не нахожу там «Лохиши». В рейтинге явно что-то напутали: там должна была значиться наша чудо-компания, представитель элиты российского бизнеса!
- Ну как тебе книжка, - на следующий день Регина пытается выяснить, подавило ли во мне желание денег остатки разума.
- Прочитал! Все очень здорово! -наивно хлопаю в ответ ресницами.
Грудных детей в дистрибьютеры!
Вкратце суть сетевого маркетинга в следующем: ищи чуваков -шинкуй «капусту». То есть ты выстраиваешь сеть из людей, и каждый приведенный тобой человек становится «под тебя» и платит тебе определенный процент. Деньги берутся с продаж, причем неважно, чем при этом ты будешь торговать.
«Лохиши» реализует биологически активные добавки. Чтобы иметь начальную зарплату - 20 процентов от того, что ты сбыл - надо продать товара на 300 долларов.
- Лучше, конечно, самому купить этот товар. Твой первоначальный взнос составит 8400 рублей, но после этого ты сможешь получать зарплату, - заверяет Регина.
- Получать чистыми или как? Ведь вы же налоги платите?
- Никакие налоги мы не платим, всю выручку оставляем себе, - открывает мне настоящую правду Регина.
Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, достаточно пригласить в бизнес пятерых человек. Каждый из них пригласит еще по пять, те двадцать пять еще по пять и так далее. Вот она, формула бесконечного финансового спасения для всех желающих, которую рисуют хитроумные деньговещатели из «Лохиши». Однако эта формула опровергается простой математикой. В Казани примерно 1 млн. 100 тыс. жителей. Если я начну строить сеть вышеуказанным способом, то уже те, кто окажется на девятой ступени подо мной (5 в девятой степени равняется 1 млн. 953 тысячам с небольшим), не смогут никого привести, так как к тому времени весь город, включая грудных детей, станет дистрибьютером, то есть продавцом компании «Лохиши»! И придется всем казанцам до конца жизни продавать добавки друг другу, прокли... простите, благословляя за такое финансовое спасение китайских дяденек... Поэтому данный сыр хорош только для тех, кто влез в мышеловку на ранней стадии.
- Тебе надо будет подать объявление о приеме новичков на работу. Принеси к следующему разу пять вариантов, - объясняет мне Регина!