Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

НЕ БРАТ ТЫ МНЕ...

Денис КАЗАНЦЕВ,
«Честное слово. Казань»,
15 января 2008


Перед самым Новым годом, 27 декабря, поклонники творчества российского актера Сергея Бодрова-младшего отметили 36-й день рождения своего кумира. Отметили без него, так как, напомним, актер погиб в сентябре 2002 года при сходе ледника в Кармадонском ущелье. В своей жизни Бодров-младший сыграл, пожалуй, лишь одну главную роль: в фильмах Алексея Балабанова «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000).

Многие, особенно молодые люди, очень любят эти картины. Но давайте разберемся, какова их нравственная составляющая. Она, несмотря на великолепную игру талантливого актера, увы, крайне низка. Картины стали отражением негативных явлений в нашем обществе и в то же время – их рекламой. Оба эти киношедевра телеканал «Россия» показывает в последнее время стабильно, как минимум раз в год. Фильмы пропагандируют ценности, а точнее сказать, цены, которые по душе некоторой части нынешнего поколения россиян. Уважение к ближнему, расовая терпимость, семейные устои, бескорыстие заменены режиссером на эгоизм, национализм, сексуальную вседозволенность и жажду денег.

Расовая ненависть

Если говорить о фильме «Брат-2», то у главного героя обеих картин Данилы Багрова прослеживается явная нелюбовь к США. Он сражается с американской мафией, убивает чернокожих продавца оружием и сутенера. Режиссер рисует перед нами плохую Америку и хорошего русского парня. В первом же «Брате» герой находит врагов на родине. При этом он проявляет черты националиста и антисемита.

Рассмотрим сцену, где Данила беседует с бродягой по прозвищу Немец:

- Еврей, что ли?

- Немец!

- А... А то я евреев как-то не очень...

Здесь герой Бодрова признается в своей нелюбви к евреям. Но дальше - больше. Когда Данила едет в трамвае, он, угрожая безбилетным гражданам с Кавказа, произносит фразу:

- Не брат ты мне, гнида черножопая...

Впрочем, стоит ли удивляться тому, как ведет себя основной персонаж картины. Наше общество давно уже живет по похожему сценарию. Вот как обозначает проблему автор журнала «Звезда» Лев Клейн в материале «Диагноз» (№6, 2006): «В нашей стране все шире и все ярче разгорается пожар межнациональных столкновений и расистской ненависти. В стране, которая кичилась своими симпатиями к неграм (кинофильм «Цирк»), чернокожему стало смертельно опасно появляться одному на улицах. И не только чернокожему - просто смуглому или раскосому. […] Каждый день пресса сообщает о нападениях групп подростков, вооруженных железными прутьями и ножами, на негров, кавказцев и среднеазиатов и о зверских избиениях иностранцев и инородцев. Каждую неделю фиксируется убийство на расовой почве (пресса пишет «на почве разжигания национальной вражды» - давайте говорить прямо: расовой, расистской!)».

Еще одна картина расовой ненависти возникает перед нами, когда Данила и француз вместе курят траву на вечеринке. Наш герой произносит следующее:

- Музыка твоя вся американская - говно! Ну че споришь? Тебе говорят - говно музыка - а ты споришь. Да и сами вы... Скоро всей вашей Америке - кирдык! Мы вам всем козьи рожицы устроим. Понял?..

Во-первых, удивительно такое слышать от человека, который на протяжении обеих картин живет в полном соответствии с американскими ценностями (деньги, свободная любовь, убийства в духе крутых американских боевиков). Во-вторых, когда подружка объясняет Даниле, что это не американец, а француз, он отвечает ей, что, мол, какая разница. Для героя важно, что он русский. Важно осознание собственной русскости. Все остальные – южане, американцы, французы - для него даже не люди, а так – третий сорт. Им нужно устроить козьи рожицы, чтобы они знали свое место.

Сексуальная распущенность

Журналист украинского печатного издания «Зеркало недели» Татьяна Орлова в своем аналитическом материале «Сексуальная революция: причины и последствия» (№44, 2003) пишет: «В качестве центрального элемента счастья сегодня часто рассматривается именно секс. Достижение традиционных идеалов успеха стало частично зависеть от того, соответствует ли человек требованиям сексуальной активности».

По этой части наш герой предстает во всей красе. Настоящим самцом. Причем Данила последователен. В каждом из фильмов он занимается любовными утехами с двумя женщинами. С одной из них у него так называемая любовь, а другая просто «подворачивается под руку».

В первом «Брате» герой Бодрова вторгается в чужую семью и банально становится любовником жены. А когда вдруг появляется муж – он стреляет в него из пистолета, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Ведь он же считает себя «правообладателем данной женщины». Вторая связь Данилы – случайный секс. Подруга, которую он угощал наркотиками, предлагает ему «расплатиться натурой», мол, не деньги же назад возвращать. Он этот подарок принимает. Даже будучи любовником одной женщины, Багров-младший не прочь «воспользоваться услугами» другой.

В «Брате-2» Данила сначала предстает перед нами в роли чуть ли не образцового семьянина. Он ухаживает за Ириной Салтыковой (певица сыграла в фильме саму себя). В его личной и сексуальной жизни наступает стабильность. Он честно начинает встречаться со свободной эстрадной исполнительницей, жен ни у кого не уводит. Существует соблазн подумать: «Ну наконец-то нравственный облик героя начал меняться»! Но не спешите радоваться!

Одна сцена доказывает, что Данила вовсе не романтический герой-любовник, а всего лишь похотливый самец, повинующийся своим низменным инстинктам.

Находясь в Америке и не имея денег, он хитростью проникает в дом американской телеведущей Лизы Джефри. Ночует у нее, залечивает свои раны. Однако почему бы не воспользоваться госте- приимством хозяйки по полной? Он в буквальном смысле наваливается на нее. Она пытается сопротивляться, говорит ему «нет». На что у него находится в высшей степени «гениальный» ответ: «Да ладно, че ты!». Не останавливает Данилу и то, что в Москве его ждет очаровательная Ирина Салтыкова. Далее следует уход в затемнение, говорящий зрителю о том, что американка сдалась.

Причем самое поразительное, это даже не поведение героя Бодрова, а надуманный сценарий режиссера. Давайте мыслить здраво. Даже если в США кому-то удастся обманом проникнуть в дом телеведущей, то разве ему сойдут с рук грязные сексуальные домогательства? В реальности Данила Багров уже давно бы отбывал наказание за изнасилование. Но Балабанов рисует перед нами слабую Америку, которая при каждом новом шаге русского парня покоряется ему все больше и больше, в том числе и в сексуальном плане. В этом всем тоже есть некий намек на национальное превосходство.

Убийства за деньги

Самое удивительное, что мне сейчас как журналисту придется доказывать, что убивать за деньги – это плохо. Вроде бы и так все понятно: убийство уголовно наказуемо и т.д. и т.п., причем не важно: за деньги или с другой корыстной целью. Но, к сожалению, благодаря фильмам, подобным «Брату», «Бригаде» и иже с ними, слово «киллер» (по крайней мере у определенной части молодежи) ассоциируется с неким романтизмом, с некой лирической вседозволенностью и свободой. Чтобы не быть голословным, приведу цифры статистики. Сайт общественного движения «Отцовский комитет» приводит интересные данные (доклад датирован 2007 годом): «Согласно проведенного ВНИИ МВД РФ опроса в г. Москве, из опрошенных школьниц 70% хотели стать элитными проститутками, а 40% мальчиков – киллерами и «авторитетами». Комментарии излишни. А если вспомнить концовку «Брата-2», то кто довольный и счастливый, попивая водочку, летит на самолете домой в Россию? Правильно: бывший киллер и проститутка! Стоит ли удивляться данной статистике, если одноглазый гуру наших семей – телевизор, с помощью подобных фильмов ведет пропаганду именно такой агрессивно-эгоистично-жестокой манеры поведения в жизни.

Не берусь обозначить точное число трупов, которые оставил на своем пути герой Бодрова, но так на вскидку их набирается не меньше двух десятков. В первой картине, приехав в Санкт-Петербург, Данила соглашается убить криминального авторитета Чечена, который мешает русским парням (и здесь – нотки расовой ненависти). Конечно, помочь брату и питерской мафии, да еще и деньги за это получить – дело очень благородное. Далее он выезжает на квартиру, где убивает нескольких таких же, как и он, киллеров, якобы спасая жизнь случайно забредшего в гости режиссера. Но если учесть, что Данила, по сути, сам его в эту квартиру втащил, подобное «спасение» выглядит крайне странным. В конце фильма он убивает остальных братков, освобождая брата. И вот он финал, который открывает реальный мотив поступков Багрова, – он забирает себе практически все деньги и уезжает из города.

Можно сколько угодно говорить о высших мотивах, но факт налицо: Данила сначала всех убивает, а потом получает за это деньги. И если говорить о помощи брату: разве может иметь хоть какую-нибудь нравственную ценность помощь брату в виде убийства за него другого человека? Настоящая помощь могла бы выглядеть так: отговорить брата от занятия этим преступным ремеслом. А когда брат помогает убивать за деньги – это признак разложившегося общества…

Во втором фильме у героя Сергея Бодрова вроде бы более благородная задача: помочь российскому хоккеисту клуба «Питсбург Пингвинз» вернуть честно заработанные деньги у американской мафии. Но на деле все оказывается так же банально, как и в первой части: на протяжении всего фильма Данила убивает недругов, чтобы получить деньги.

Самой ужасной выглядит сцена в ночном клубе, когда Багров начинает расстреливать всех, кого видит, без суда и следствия, как герой компьютерной игры (на фото).

* * *

«Культурное» наследие данных фильмов Балабанова представляется крайне печальным. В качестве резонанса мне почему-то вспомнился старый добрый советский фильм «Старики-разбойники» с Юрием Никулиным в главной роли. Там следователь Мячиков тоже нарушал закон, зато как он после этого страдал! Как он негодовал, когда пропажу картины из музея никто не заметил. Он даже сам себя посадил в тюрьму за преступление, в котором его никто не уличил. Он нарушал закон, но был на стороне закона, он шел на компромисс со своей совестью, но был на ее стороне. Мог ли актер, сыгравший Мячикова, - Юрий Никулин тогда предположить, что через какое-то время в его стране станут модными братки и киллеры и что фильмы с подобными «героями» будут пользоваться большой популярностью…

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz