Денис Казанцев, «Новая Казанская Вечерка», 27 октября 2004
«Кто является тренером сборной России по футболу?», «За какую страну выступал Пеле?». С недавних пор, а точнее, с 4 октября пестрая реклама на дециметровом телеканале «Спорт» призывает татарстанцев принять участие в СМС-игре «Знаток-2». Владельцам сотовых телефонов, подключившимся к викторине, навязчивый ролик сулит солидное обогащение за счет собственного интеллекта. На первый взгляд принцип прост: отвечай на вопросы и выигрывай по тысяче рублей в час. Однако при более детальном изучении игры оказывается, что она скорее похожа на лотерею, где барыш совсем негарантирован, а претендовать на него может лишь тот, кто «вложил» в успех серьезные деньги...
Единственное, за что хочется поблагодарить создателей интригующей рекламы, это пунктуальность: каждого потенциального «клиента» они просят зайти на официальный сайт телеканала для получения более подробной информации. Там, кликнув по ссылке, будущий геймер может ознакомиться с правилами СМС-затеи.
Большинство положений правил достаточно заманчивы. На выбор дается четыре темы: футбол, хоккей, бокс, олимпиады. Следует последовательно отвечать на вопросы, указывая правильное решение из четырех предложенных. На каждый ответ расходуется по одной СМСке. Если ты не ошибся - тебе приплюсовывается одно очко, оплошал - отнимается. Победителем тура признается тот, кто по итогам шестидесяти минут набрал наибольшее количество очков. Казалось бы, пришла пора освобождать сундук для денег, но...
Из эйфории выводит раздел «Стоимость СМС-сообщений. Оказывается, за удовольствие блеснуть эрудицией придется выложить солидную сумму. Стоимость одной исходящей СМСки независимо от вашего оператора - 30 центов без учета налогов. С налогами получается - 35 (больше 10 рублей!), правда, об этом правила умалчивают. Для примера, цена обычного сообщения у двух, действующих в Татарстане, сотовых компаний, чьи абоненты допущены к игре, около 4 центов (примерно один рубль двадцать копеек) в зависимости от тарифного плана. Таким образом, стоимость взвинчена аж в семь раз! Жаль, что красивая реклама об этом умалчивает. За час, отвечая со скоростью 3 - 4 минуты на задание, игрок может проштудировать 15 - 20 вопросов, что опустошит его карман на 150 - 200 рублей. Даже билеты «Бинго» и «Русского лото» не стоят так дорого. А если играть не час, а два-три или больше, ведь в сутках тринадцать игровых часов?
Вопросы, как написано здесь же, «выбираются для вас в случайном порядке с разным уровнем сложности». Однако даже людям, съевшим в спорте собаку, иногда приходится кусать локти. Наряду с относительно легкими, наподобие «Какое место занял «Спартак» в чемпионате России по футболу в 2002 году?», или «В каком году Вязьмикин стал лучшим бомбардиром ЧР?», встречаются достаточно сложные, требующие энциклопедических знаний. Например, «В каком году «Эвертон» впервые применил искусственный подогрев, чтобы растопить снег?», «В каком году игрок Валерий Газзаев дебютировал в московском «Динамо»?». Но есть и такие, от которых просто таешь, типа «С каким счетом сыграли «Ростсельмаш Д» и «Торпедо Д» в 27 туре в турнире дублей в 2001 году?». Оно понятно: каждый уважающий себя болельщик должен знать, с каким счетом сыграл дубль твоей любимой команды три года назад в 27 туре! Как это есть такие, кто не знает? Позор!.. По всей видимости, именно подобные, подготовленные организаторами викторины, головоломки, предназначены для отъема очков у любителей умственного азарта.
Играть экономично (не более 10 вопросов в час), значит, выкидывать деньги на ветер, ведь при малом количестве баллов шансов на успех практически нет. Пропустить же трудное задание не удастся - пока по нему не отпишешься, другого не получишь. Поэтому, чтобы компенсировать потерю в баллах из-за умилительных, но практически не разрешимых вопросов, на каждый неверный ответ придется давать два правильных, а это стоит денег. Вот и получается, для успешной игры нужно вооружиться не только знаниями, справочниками и доступом в Интернет для подстраховки, но и карточками телефонной оплаты...
Самым же забавным в правилах следует признать пункт «Организация игры», который гласит: «Игра не является лотереей либо иной, основанной на риске, азартной игрой. Игра не преследует цели получения прибыли. Данная игра направлена на популяризацию спорта в Российской Федерации».
Давайте по пунктам. Организатором СМС-викторины является одно санкт-петербургское ЗАО, чья деятельность заключается в предоставлении услуг в области Интернет-технологий (разработка сайтов и т.п.). Спрашивается, зачем данной фирме популяризировать спорт? Может быть, потому, что спортивные болельщики в большинстве своем очень азартны и в пылу борьбы готовы пополнять баланс своих сотовых по нескольку раз в день? Пусть читатель сам ответит на этот вопрос.
Отсутствие риска? Но можно выкладывать по сотне в час, по тысяче в день, по пять тысяч в неделю и нет гарантии, что вернется хотя бы рубль. Ты платишь за шанс. Все это очень напоминает... Впрочем, раз официально утверждается, что данная игра лотереей не является - не будем спорить.
Насчет получения прибыли тоже хочется верить организаторам. Вряд ли им удается зарабатывать по 13 тысяч в день, чтобы окупить хотя бы призовой фонд. Куда там! Подумаешь, реклама игры идет на канале, который вещает в 72 регионах РФ! И что с того, что к игре привлечены крупнейшие российские операторы сотовой связи. А тот факт, что в подобной СМС-игре, проводимой в марте той же фирмой, за десять дней приняла участие аж 21 тысяча владельцев мобильных телефонов, наверное, не повод для оптимизма. Нет прибыли и все тут!
Каждый любитель интеллектуальных забав вправе сам решать: принимать участие в викторине «Знаток-2» или нет. Впрочем, если с финансами у вас все в порядке и вы уверены в выигрыше - дерзайте. По крайней мере хороший мозговой тренинг вам обеспечен. Остальным просто хочется напомнить о местонахождении бесплатного сыра. Так, на всякий случай.