В том случае, если между культурами прослеживаются различия, то следует видеть суть той или иной культуры, ведь она остается действенной в любые времена.
Суть эта заключается в том, что мужчина и женщина в сознании Крищны должны пытаться стать слугой слуги. Если мужчина думает себе как о хозяине, а о жене как о служанке, только потому, что она его жена, то нет сомнения в том, что на него напала майа, ибо он не настроен служить. Если женщина считает: «Служить я не буду, теперь я госпожа, потому что времена сейчас изменились» - значит иллюзия овладела ей.
Муж и жена должны служить друг другу. Мужчина и женщина служат по-разному, в силу различий, обусловленных природой, однако у обоих должно быть настроение служить, причем служить друг другу они должны в одинаковом соотношении. Плохо, если женщина занимается служением или работает по 12 часов в день, а мужчина – только 4 часа, или наоборот.
Несомненно, жена должна стараться быть целомудренной, также она должна быть и правильно воспитанной, как Драупади. Но мужчина, который ожидает от женщины именно такой подготовки, и сам должен не уступать Арджуне или Пандавам. Процесс подразумевает отдавать и получать, а не только получать.
Независимо от времени и обстоятельств, национальности и эпохи, у каждого человека есть склонность делать добро для того, кто честно пытается предлагать ему все самое лучшее, что может. Здесь не нужны объяснения, это происходит само собой. Если вы любите и уважаете человека, то с его стороны будет то же самое. Любовь и уважение не бывают односторонними.
Если муж требует «служи мне», то это признак того, что не все благополучно. Он должен вести себя так и относиться к жене так, чтобы ей самой хотелось ответить ему любовью и служением. Таким образом, муж уже вносит свою часть, а жена отвечает ему взаимностью. Это не злоупотребление друг другом, это взаимообмен. Если же муж ожидает служения только со стороны жены, это ошибка. Мы, прежде всего слуги, а мужчина мы или женщина – это второстепенно. Если мы исполняем свои непосредственные обязанности, то в отношении второстепенных ролей все станет на места само собой.
И наоборот, уклоняясь от служения друг другу, супруги перестают справляться и со своими второстепенными ролями, и начинают ссориться.
Поэтому муж и жена должны строить отношения партнерства. Ни один из них не должен требовать служения, а служить сам.
Еще это можно назвать любовное партнерство, построенное на служении друг другу. Фразу «жена должна служить мужу» уже столько раз использовали не по назначению, для манипуляций, приводя ее отдельно от контекста.
Цитировать Шрилу Прабхупаду необходимо применимо к своей собственной ситуации и к своим собственным нуждам.
Ни в коем случае нельзя, листая фолио Прабхупады (вырывать фразы),заявлять: «Прабхупада сказал!» Ведь Прабхупада говорил и многие другие вещи. Он говорил определенные истины применимо к определенной ситуации, но в других местах и других обстоятельствах он говорил совершенно противоположные вещи.
Если у человека есть желание манипулировать цитатами, то их можно растолковать как угодно. Так что когда в следующий раз вам скажут, что женщины как дети, поблагодарите их за комплимент, ибо только те, кто хранит всю жизнь невинное сознание ребенка, могут вернуться к Богу. Иисус тоже говорил: «Только те, кто как дети, смогут вернуться к Отцу».
Говорят, что женщины менее разумны. Прежде всего, в наш век указывать на это неуместно, потому что в Кали-югу не хватает разума всем. Кроме того, бывает, многие женщины оказываются умнее мужчин. Но где сказано, что разум или интеллект является ценным достоинством преданного? Известно, что разум мужчины более склонен к рационализации – однако в этом нет ничего особенного. Это не что иное, как любая другая материальная черта, это не влияет на качество преданного служения Кришне. И если это лишь материальная черта, то она может, напротив, стать помехой для нас в какие-то решающие моменты жизни.
Также известно, что разум женщины более склонен поддаваться влиянию эмоций, но это помогает женщинам легче погрузиться в преданное служение, чем мужчинам. (Они счастливы, если их жизнь устроена. Если же они не имеют защищенности, они недовольны и ощущают тревогу.)
Долг мужчины – взять на себя ответственность за то, чтобы у жены была эта защищенность. У женщины само собой появится желание служить такому мужу, и у него не возникнет необходимости просить об этом.
Поэтому нельзя приводить цитаты Прабхупады отдельно от контекста. Наоборот, необходимо пытаться понять его дух. Если бы он хоть немного принижал значение женщин, он бы не стал первым вайшнавом в истории, который создал ашрам матаджи, который допустил женщин к разнообразным видам служения (включая проведение пуджи – в Индии такого никогда не было).
Он стал давать женщинам брахманическую инициацию. Он даже говорил одной из них, что не пожалел бы ради них и собственной жизни. Вы помните историю о матаджи Малати, которая подавала Прабхупаде прасад, когда он сидел в окружении духовных братьев-санньяси? Тогда он сказал им: «Она посвятила свою жизнь мне, и я тоже готов отдать свою жизнь за нее».
Необходимо принимать во внимание, как Прабхупада действовал, а не только приводить его цитаты в уместных и неуместных для этого случаях. Нельзя использовать цитаты Прабхупады на эту тему, чтобы оправдать свои слабости – и особенно этими цитатами не должны манипулировать мужчины, оправдывая свое желание вести себя как паша.
Не должно быть так, что посвящая себя служению всем живым существам этого мира, человек пренебрегает живыми существами в собственной семье. Это ложь под именем проповеди. Уважение (к людям всего мира) начинается в своем доме.
К сожалению, пока в семье не проникнутся настроением служения и любовного партнерства оба – и муж и жена - в ней будут ссоры, эксплуатация и развод.
В этом отвернувшемся от Бога, полном бед и испытаний, мире, где властвует майа, только терпение, смирение и уважение являются нашими верными помощниками на пути Хари-бхаджаны. (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати)