Шриле Прабхупаде не нравилось, когда преданные жаловались друг на друга. Он считал, что в Кали-югу не бывает людей без недостатков. Наша единственная надежда на то, что воспевая вместе мы очистимся. Мне в голову пришло два примера:
Трансцендентный дневник том 1
10 марта, 1976 г., Маяпур
[В то время шла напряженная полемика, санньяси критиковали грихастх и наоборот. Наконец, спор вылился на маяпурском фестивале. Далее идет утренняя прогулка, на которой это обсуждалось]
«Это было метание из одной крайности в другую, одна сторона обвиняла другую. И чего Шриле Прабхупаде не хотелось, так это создание противоборствующих группировок. Он говорил, что в мире уже много измов, одна партия против другой. И что в наше Общество не нужно приносить это отношение. Он сказал, что все взаимные обвинения есть фанатизм. И он предложил решение. «Истинное единение в продвижении в сознании Кришны. В Кали-югу вы не можете следовать строго. И я не могу. Если я буду критиковать вас, а вы меня, то мы будет отдаляться от настоящей жизни в сознании Кришны. «Вы всегда должны помнить, что ни грихастха, ни брахмачари, ни санньяси, никто не может строго следовать всем правилам и предписаниям для них. Если я найду недостаток в вас, а вы во мне, то мы разделимся на группировки, а наше настоящее дело пострадает. Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендовал харер нама, воспевание Харе Кришна мантры должно строго выполняться, и оно одинаково для всех – грихастх, ванапрастх и санньяси. Они всегда должны воспевать Харе Кришна мантру. И тогда все наладится. Иначе продвигаться невозможно. В деталях мы запутаемся. В целом, в течение всей дискуссии Прабхупада естественно склонялся к поддержке более отреченной позиции. Он сказал, что не нужно ни пренебрегать предписаниями, ни следовать им так фанатично, что забудем о цели духовного продвижения. Он повторил настоящую формулу успеха. «Если мы продвигаемся в сознании Кришны, простой метод, воспевать двадцать четыре часа, киртаниях сада харих, то тогда все наладится само собой. В Кали-югу ничего не делается правильно, точно. Это очень сложно».
Он с удовольствием вспомнил, как он основывал движение в Нью-Йорке. «Как наш поэт, Ален Гинзберг. Он всегда меня обвинял: «Свамиджи, Вы такой строгий и консервативный». Я ему сказал: «На самом деле, я не строгий, и не консервативный. Если я стану консервативным, я не смогу прожить здесь и секунду. Поэтому я не консервативный». Мы все смеялись, когда Шрила Прабхупада описывал, что ему приходилось терпеть. «Я готовил и увидел, что в холодильнике Йорген держал мясо для кошки. Но я продолжил держать свои продукты в том холодильнике. Что было делать? У меня не было другого жилья в то время».
Другой пример:
Трансцендентный дневник том 5
23 октября, 1976 г., Вриндаван
Лекция по Шримад Бхагаватам:
«Кратко описывая четыре основных страдания, Шрила Прабхупада дал хороший пример того, что такое жизнь в Кали-югу. «Человек страдает от зуда и болячек по всему телу. Куда ему наносить мазь? Ему целиком нужно погрузиться в мазь. Таково положение. Во всем вы будете находить недостатки «Здесь изъян, тут изъян, там изъян». В Кали-югу вся жизнь изъян.» И он изложил решение. «Но Кришна так добр. Он дал нам возможность, повторяя Его святое имя, человек освобождается из своего положения полного недостатков. Киртаниях эва кришнасья мукта санга парам враджет (ШБ 12.3.51). Это возможно».
И наконец, однажды в Аллахабаде на Кумбха-меле Шриле Прабхупаде доложили, что один ученик гурукулы совершил очень серьезные нарушения по отношению к другим ученикам. Учителя хотели выгнать его и отправить домой. Ему в то время было 14 лет. Шрила Прабхупада, однако, сказал, что учителя должны «исправить, а не изгнать» ученика. Строгим надзором они должны попытаться исправить его поведение. Он сказал: «Если мы будем выгонять каждого, у кого найдем недостаток, то вскоре не останется никого».