СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ ГУРУ НЕ ДАЕТ ПРАВА ДЕЛАТЬ ГЛУПОСТИ
Бхакти Викаша Свами
Бхактисиддханта Сарасвати часто предупреждал учеников, чтобы те, принимая гуру, "не брали обратный билет". Он говорил: "Ты пришел, имея в кармане обратный билет? Так не пойдет. Назад дороги нет".
Махабхагавата который действует как махабхагавата, например, Вамшидас Бабаджи, не подходит на роль гуру для преданных-неофитов, т.к. он не дает ученикам систематических наставлений в соответствии с их уровнем, и не являет своим поведением пример, которому они должны следовать.
Бхактисиддханта Сарасвати запрещал своим ученикам посещать Вамшидаса Бабаджи, чтобы те не были озадачены его поведением и не совершили оскорблений.
Даже если человек обратится к возвышенному преданному, это не означает, что он сразу получит от него возвышенные наставления. Сперва ученик должен обрести необходимую квалификацию путем послушания и служения, а также выдержать испытания, поставленные духовным учителем. Ребенок, имеющий начальные знания по арифметике, даже общаясь с математическим гением не сможет стать таким же, до тех пор пока не достигнет определенного уровня, с которого он сможет начать постижение тайн этой науки. Стремиться достичь высочайшего уровня сразу же - нелепо, нереалистично и глупо. Путь к вершинам преданности сократить невозможно. Каждый должен пройти через начальные стадии.
Гуру должен вмешаться, если ученик отклоняется с пути. Нельзя винить гуру, если он дает надлежащие наставления, а ученики им не следуют.
Из-за склонности к сомнениям некоторые новички в сознании Кришны не способны по достоинству оценить положение гуру. Или у новичка могут появиться сомнения, когда он видит, что поведение гуру не соответствует его стереотипным представлениям о том, каким оно должно быть. Пусть такие преданные обращаются со своими сомнениями к старшим преданным, вместо того, чтобы напрямую обращаться к гуру, рискуя тем самым нанести оскорбление своим неподобающим или вызывающим поведением.
Хотя поведение гуру пожет показаться обыденным - он может вести себя естественно и держаться скромно - его нельзя назвать обычным, в том смысле, что оно не является мирским. Необычность гуру не в фокусах и мистике, а в постоянной погруженности в сознание Кришны и привлечении к этому других.
Первейший долг ученика по отношению к гуру - стать сознающим Кришну. Служение, которым гуру занимает ученика, предназначено для этого.
Ученик связан с гуру верой, а не физической близостью. Ученик может видиться с гуру лишь изредка и жить от него за тысячи миль или даже никогда не видеть гуру по причине его ухода. Тем не менее, ученик может быть крепко связанным с гуру силой своей веры. С другой стороны, ученик, имеющий слабую веру в гуру, может постоянно с ним общаться, но не иметь с ним настоящей связи.
Вера в гуру означает признание того, что гуру знает лучше, чем я. Такую веру не смогут развить те, кто больше доверяет своим представлениям о жизни…
Шраддхамайо 'йам пурушах - каждый во что-то верит. Поэтому если человек не имеет веры в гуру, он вынужден верить своему уму. Тот, кто является гуру самому себе, не может быть хорошим учеником. Человек, который никому не доверяет, представляет собой жалкое зрелище. Ему не на кого положиться. Ни к кому не питая ни доверия, ни любви, он обречен на вечные скитания в мире неопределенности и страха.
Гуру - это благожелатель, заботящийся об ученике даже больше, чем о себе самом. Он относится к ученику как мать, которая лучше знает, что является благом для ее ребенка.
Ученик, не следующий своему гуру, вынужден следовать своему уму.
Вайшнав, принимающий учеников, занимает положение учителя, но в
действительности, как вайшнав, он продолжает оставаться слугой и учеником. Его роль гуру и наставника подчинена роли вайшнава и слуги.
То, что гуру считает себя слугой своих учеников, не означает, что он становится их подчиненным и начинает потворствовать их желаниям. Принимая от своего гуру служение в виде наставлений, ученики должны относиться к нему с большим почтением и покорностью.
Снисходительность гуру не следует воспринимать как возможность делать глупости. Гуру может проявлять снисходительность к менее преданным ему ученикам, чтобы занять их хоть каким-то преданным служением, и таким образом защитить их от падения и дать им возможность постепенно возвыситься. Однако такие преданные склонны двигаться вниз, а не вверх. Их половинчатая преданность свидетельствует о неправильной позиции, которая часто приводит к тому, что неподобающий уровень выдается ими за вполне приемлемый и даже более возвышенный, чем уровень серьезных преданных. И хотя мир полон неискренних людей, гуру не может освободить ученика, если тот не следует определенному стандарту, поэтому гуру должен умерить свой либерализм, установив для учеников определенные стандарты поведения. Если он не будет требовать от своих учеников следования хотя бы минимальному стандарту, он рискует оказаться окруженным материалистами и лицемерами, играющими роль его учеников.
Если ученики устраивают своему гуру пышный прием, он должен убедиться в том, что Божествам служат не хуже. Хотя шастры рекомендуют поклоняться преданным даже в большей степени, чем Самому Господу, гуру должен обратить внимание своих учеников на то, что его кормят и ему служат лучше, чем Господу, в служении которому он их занимает. Гуру должны в особенности следить за тем, что в храмах и центрах ИСККОН о Божествах хорошо заботятся и поклоняются Им в соответствии со стандартами, установленными Шрилой Прабхупадой.
Преданному-неофиту гораздо важнее понимать положение гуру сквозь призму третьего, а не шестого стиха Гурваштаки.
Среди вайшнавов нет начальников и подчиненных, поскольку все вайшнавы - слуги. Но для того, чтобы дать возможность ощутить всю прелесть взаимоотношений (лежащую в основе вайшнавизма), чтобы установить нормы поведения и наставить новичков, некоторые вайшнавы берут на себя роль гуру, а другие становятся их учениками.