НЕЛЬЗЯ СМОТРЕТЬ НА ГУРУ КАК НА СОВЕТЧИКА В МАТЕРИАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
Бхакти Викаша Свами
Хотя никогда не следует отвергать истинного духовного учителя, если один из духовных наставников того или иного преданного начинает противостоять другому, преданный вынужден принять непростое решение следовать одному гуру и отвергнуть другого. Например, молодые преданные могут смотреть на своего старшего духовного брата, который постоянно дает им наставления и заботится о них, как на гуру, но если этот преданный не признаёт их общего гуру, его подопечные должны определить, насколько его поведение оправдано. Это серьезное решение, к которому нельзя относиться легкомысленно. Нельзя отвергать гуру в отсутствии прямых и недвусмысленных свидетельств его падения до степени, когда шастры рекомендуют его отвергнуть.
Гуру - не консультант по вопросам брака, карьеры и т.п. Человек обращается к гуру, чтобы ему предаться, а не за тем, чтобы просить совет, следовать которому он не спешит.
Ученика, который, принимая жизненно важные решения, будет скорее советоваться с психологами, консультантами, астрологами и т.п., а не со своим гуру, едва ли можно назвать учеником.
К сожалению, в наши дни можно встретить, как иногда ученики без видимых на то причин меняют свое мнение о гуру, хотя последний как и прежде продолжает заниматься преданным служением. Они начинают критиковать и искать недостатки в том, перед кем в прошлом они выказывали рабский пиетет.
Тот ученик обманщик, который предлагает своему гуру малое, но ожидает от него многое.
Хотя и говорится, что милость гуру важнее милости Бхагавана, нигде не сказано, что следует поклоняться только гуру, придавая служению Бхагавану меньше значения. Напротив, шастры рекомендуют иметь одинаковую веру как в гуру, так и в Господа: йасйа деве...
За последние десятилетия мы убедились в том, что, принимая учеников, гуру может попасть в одну из многочисленных ловушек.
Любой преданный, дающий надлежащие наставления, достоин уважения со стороны своих подопечных, однако гуру берет на себя гораздо большую ответственность, чем просто давать наставления. Поэтому, шикша-гуру, в полном смысле этого слова, - это тот, кто берет на себя почти такую же ответственность за ученика, как и дикша-гуру. Шикша-гуру должен быть одобрен дикша-гуру, который взял на себя ответственность вернуть ученика обратно к Богу и который может прибегать для этого к помощи других. Только такого шикша-гуру можно почитать наравне с дикша-гуру. Безусловно, следует почитать и тех, кто дает шикшу время от времени, но их нельзя почитать наравне с дикша-гуру. […]
Гуру должен стремиться поддерживать веру ученика в него, поскольку она связывает ученика с Абсолютной Истиной. Однако это не означает, что гуру должен идти на поводу у ученика-дилетанта и соглашаться со всеми его убеждениями. Гуру должен непреклонно представлять Абсолютную Истину, как ее излагают гуру, садху и шастры. Гуру, по возможности, должен уметь представить это знание таким образом, чтобы рассеять сомнения ученика (хотя очень трудно убедить того, кто не хочет избавиться от сомнений); но независимо от этого, первейшая обязанность гуру - быть приверженным истине. Кришна наделит умением и всеми необходимыми качествами преданного, который искренне служит Ему, содействуя в духовном продвижении другим. И наоборот, гуру, который приспосабливает свою проповедь под учеников, теряет способность представлять истину и теряет доверие тех лучших своих учеников, которые стремятся только к истине и ни к чему другому.
Гуру всегда старается помочь ученикам достичь высот служения. Руководствуясь материальными представлениями, ученик может считать свой уровень служения вполне удовлетворительным. Однако гуру хочет, чтобы ученики достигли совершенного уровня обитателей Вайкунтхи. Гуру - не обычный учитель, он обучает тому, как служить высшей реальности, а такое служение требует высшего совершенства. Гуру, который учит своих учеников чему-либо, помимо высшего стандарта совершенства, оказывает плохую услугу Верховному Господу, представителем которого он является, а также ученикам, которых он должен научить приемлемому уровню служения Богу. Само понятие обучения подразумевает, что ученики не находятся на совершенном уровне и что они могут его достичь лишь со временем. Поэтому гуру вынужден принимать от учеников далеко не совершенное служение, поскольку, не делай он этого, ученики не смогли бы прогрессировать. Тем не менее, наблюдая нетвердые попытки своих учеников служить, гуру не должен позволять им привыкать к уровню, не соответствующему норме, а должен постепенно возвышать их до все более высоких уровней.
Гуру должен быть строгим, но не безжалостным. Если он будет проявлять чрезмерное недовольство небольшими ошибками своих учеников, это обескуражит их обоих, и преданное служение станет для них не радостью, а чем-то тяжелым и неприятным. Поэтому гуру должен не только строго следить за дисциплиной, но и регулярно делиться блаженством сознания Кришны, проводя с учениками экстатические киртаны и другие мероприятия, позволяющие ощутить блаженство преданного служения.
О том, насколько ученик серьезен в следовании наставлениям гуру, можно судить по тому, как он себя ведет в непосредственном отсутствии гуру. Когда гуру навещает ашрам или дом учеников, часто те прилагают особые усилия, строго следуя садхане, общаясь друг с другом почтительно, соблюдая стандарты чистоты и т.д., однако после его отъезда перестают этому следовать. Но придет время, когда гуру оставит этот мир, и ученики сами станут учителями. Однако, если они не переняли те стандарты, которым следовал их гуру, они не смогут быть его представителями для следующего поколения учеников. Понимая, что гуру присутствует в своих наставлениях, ученик не должен следовать двойному стандарту - в зависимости от того, присутствует гуру непосредственно или нет. […]
Слушая и наблюдая в течение какого-то времени за несколькими преданными, имеющими квалификацию духовного учителя, часто случается, что потенциальный ученик привлекается проповедью и личностью одного из них. Тогда он начинает лелеять в своем сердце желание заниматься преданным служением, приняв прибежище и руководство этого преданного.
Действовать как ачарья может только абсолютно бескорыстный садху. Несмотря на все свои добродетели, если садху имеет пусть даже небольшое желание обрести славу, последователей, богатство или просто устроить себе беззаботную жизнь, то прямо или косвенно он будет обманывать своих последователей.
Настоящие духовные отношения гуру и ученика основываются на вере ученика в гуру. Материальные возможности и активная пропаганда не имеют значения, не будут существовать вечно и привлекут лишь менее искренних. Подобно тому, как ребенок вручает себя своей матери, веря в то, что она его вскормит, ученик предается гуру с полной верой в то, что он получит духовную пищу.
Гуру может терпеть ошибки своих учеинков, но не до такой степени, чтобы позволить им отправиться в ад.
Если гуру не привержен высшим идеалам, он может не обращать внимания на изъяны своих учеников, которые не должны оставаться незамеченными. Гуру, которому не достает воли исправлять учеников, может просто наблюдать за их деградацией или даже ей способствовать, в результате чего такие ученики становятся в некотором отношении даже хуже обычных материалистов. Такого гуру, даже если сам он строго всему следует, едва ли можно назвать гуру.
Быть садху еще не значит быть гуру. Естественно, достойный садху, демонстрирующий знание, аскетизм и строгость в духовной практике, является духовным наставником. Однако садху, формально принимающий на себя обязанности гуру и принимающий учеников, берет на себя ответственность за их жизнь. Гуру - это учитель и близкий наставник, поэтому, если садху не готов взять на себя ответственность за обучение и заботу о других, ему лучше не принимать учеников.
Некоторые гуру руководят своими учениками посредством строгой дисциплины, регулярно отчитывая их и выявляя ошибки. Другие гуру предпочитают постепенно побуждать учеников прогрессировать, не оказывая при этом сильного давления. […]
Нельзя смотреть на гуру как на советчика в материальных вопросах. Также нельзя пренебрегать его советами, как вести жизнь в сознании Кришны. Ученик должен следовать наставлениям гуру, которые помогут ему сосредоточить свою жизнь на Кришне, однако ему не следует пытаться втянуть гуру во все детали своих деловых, семейных и социальных отношений. Речь не о том, что нельзя советоваться с астрологами, консультантами и т.п. Однако следовать можно только тем их советам, которые не противоречат наставлениям гуру, советующего с трансцендентного уровня. Например, врач может посоветовать преданному для улучшения здоровья есть мясо или чеснок, но преданный не может следовать этому совету, даже если бы это принесло ему материальное благо, поскольку это противоречит указаниям гуру и священных писаний.
Если ученику что-то неясно, он может обратиться к гуру. Однако и сам ученик должен использовать свой разум. К примеру, если вам советуют есть мясо или заняться мясным бизнесом, вам не обязательно обращаться за советом к гуру. Совершенно очевидно, что такому совету следовать не стоит. Однако, могут быть и менее очевидные ситуации. Например, преданному могут посоветовать каждый день в течение часа заниматься хатха-йогой. Занятие хатха-йогой не противоречит принципам преданного служения, однако одновременно с улучшением здоровья может привести к ухудшению садханы и усилению телесных представлений о жизни. В подобных случаях, когда ученик не уверен, он может обратиться за советом к гуру.
Хотя преданные и могут советоваться с другими людьми, следует быть очень осмотрительными, если принимаемые решения жизненно важные. Не забывайте - большинству людей неведома цель жизни и пути ее достижения. Также опасно советоваться с так называемыми преданными, выдающими себя за астрологов, консультантов и т.д., поскольку их видение не основано на гуру, садху и шастрах.