Веды все классифицируют по трем гунам. Причем в гунах может находиться, как цель, так и средства достижения цели. В середине 80-х я читал первые пять или шесть книг К.Кастанеды. Последняя книга, которую я читал у него была "Дар орла". Я слышал, что после этого было что-то еще, но я больше не читал. "Дар орла" мне понравился по цели: в момент смерти проскочить мимо этого черного орла, который пожирает сознание, и сохранить свою идентичность, войдя в вечность. На тот момент мне это казалось вершиной совершенства. Но поскольку автор не пишет, что такое эта вечность и что по сути есть сознание, то это очень похоже на саюджйа-мукти (безличное освобождение). Тем не менее, как цель - это может быть достаточно высоко оценено с точки зрения Вед, т.к. мукти не просто обрести обычным ведическим путем. Нужно пройти ступени дхармы - артхи - благочестивой камы и только потом наступает мокша. При этом Веды всегда подчеркивают важность гуны благости, как метода, ведущего к цели. Но вот у К.Кастанеды методы не совсем благостные: галлюциногены и всякие жесткие практики, которые явно связаны с гунами невежества и страсти. Отсюда мой вывод: такие средства не могут привести к возвышенной цели. И если человек, идущий этим путем сохраняет свое сознание после смерти, то Брахмана он явно не достигает. Скорее всего он попадает в мир духов или в лучшем случае на Бхувар-локу, которая находится немного выше земли.
Что касается П.Иванова, то, насколько я знаю, это больше оздоровительная система, чем духовная. Там что-то говорится о Боге, но весьма невнятно. Так же меня смущает то, что там слишком большое внимание уделяется личной интуиции человека (покушай чего тебе хочется). То есть, нет ясных рекомендаций и ограничений. Это не способствует контролю чувств и ума и потому человек так и остается на этом так называемом "интуитивном" уровне, который по сути является уровнем ума. А духовная жизнь только начинается, когда человек поднимается над уровнем ума и чувств и достигает минимум уровня разума. Это может быть неплохой системой закалки для тела, но с точки зрения цели все это очень наивно. Так же и у Кастанеды и у Иванова прослеживается идея развития сиддх на основе физического и тонкого тел. С одной стороны, это очень привлекательно, но с духовной точки зрения это опасно, т.к. люди, которые обладают необычными способностями, как правило, очень горды и это не позволяет им предаться Кришне.
Бхакти-йога предлагает нам комплексный метод, который задействует тело, ум и душу в духовной практике. При этом одновременно все структуры человека очищаются. Бхакти-йога является наиболее естественной и комплексной практикой, позволяя нам развиваться на всех уровнях. Тело становится здоровее и крепче вследствие правильного питания и образа жизни; ум и разум становятся более чистыми и стабильными. Цель сформулирована предельно ясно и нет места сомнениям и спекуляциям. На уровне души человек получает совершенно уникальный опыт служения и преданности Богу, осознание своей вечной связи с Ним. Если мы поймем, что Бхакти-йога включает в себя все аспекты остальных систем (деятельность, знание, медитация) и все это помножено на радостную преданность Кришне, тогда мы увидим ее преимущество над остальными системами и станет ясно, почему Кришна рекомендует нам именно ее.