Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ВЕДЫ: структура писаний, реинкарнация, гуны, варны, сотворение мира, временные эпохи

Структура писаний

Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарву".

"Риг-веда" - "Веда хвалы", состоит из  1017  гимнов,  собранных  в десяти книгах. Большая часть  стихов  прославляет  Агни,  бога  огня  и Индру, бога дождя и райских планет. "Йаджур-веда", известная как  "Веда жертвоприношений", содержит инструкции по проведению  жертвоприношений. "Сама-веда", "Веда песнопений",  состоит из 1549 стихов, многие из которых  встречаются  в  другом  контексте  в  "Риг-веде".  "Сама-веда" особенно прославляет небесный  напиток сому.  "Атхарва-веда" содержит различные песни и обряды, по большей части  предназначенные для излечения болезней.

После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату",  историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов),  четыре Веды и 108 Упанишад  -  составляет  ведическую  литературу.  В  Пуранах философия Вед изложена в виде бесед  и  проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах  главным образом описывают  безличный аспект Абсолютной Истины. Затем Вйасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в афоризмах, известных как "Веданта-сутра" (веда-анта буквально  означает  "конец  Вед"). Но он оставался неудовлетворенным  даже после того, как составил   многие Пураны, Упанишады и даже "Веданта-сутру". Тогда  его  духовный  учитель  Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни  "Веданту""  (ШБ.1.5-я  глава).  После этого Вйасадева записал комментарий к его же "Веданта-сутре" в виде Махапураны "Шримад-Бхагаватам", состоящей из 18000 шлок. "Шримад-Бхагаватам" известен как зрелый плод дерева ведического знания.

Особое место в ведической литературе занимает  "Бхагават-гита"  - эпизод из "Махабхараты". "Бхагават-гита" - это диалог между  Верховной Личностью Бога Шри Кришной со Своим  преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад.  В  ней изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии.

Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные  Веды, которые  включают  разнообразные материальные знания. Например, в "Аюр-веде" излагается  медицинское  знание, в "Дханур-веде"  -  "Веде лука"- излагаются принципы воинского искусства,  в  "Джатир-веде"  - астрология. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Таким образом цивилизация древней Индии основывалась на Ведах, и поэтому её называют еще ведической цивилизацией. Как описывается в самих Ведах (например, Бхагават-гита,  глава  4, текст 2 или БГ.4.2), ведическое знание передавалась по цепи ученической преемственности (парампаре или сампрадайе). Значение этого  объясняется следующим образом. Любой человек в этом мире имеет  4 недостатка:  он склонен впадать в иллюзию, склонен к обману, обречён совершать ошибки и имеет несовершенные чувства. Как следствие, все приборы и  инструменты, созданные человеком, также несовершенны, так как их   создал несовершенный человек. Поэтому, Веды призывают людей принять знание от авторитетного источника, т.е. от личности,  уже имеющей совершенное знание. Такая личность в Ведах называется гуру, или духовный учитель. Духовный учитель, в свою очередь, получил это  совершенное знание от своего духовного учителя. Таким образом, истинный гуру должен принадлежать цепи ученической преемственности, начинающейся от высшего авторитета. А высшим авторитетом является Верховная Личность Бога  - обладатель всего знания.

Реинкарнация

Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Практически все школы ведического знания согласны с фразой "ахам брахмасми" - "я - душа, отличная от этого тела". Душа в Ведах называется дживой или дживатмой. Мы еще будем называть ее "живым существом", подчеркивая тем самым то, что по Ведам душа человека ничем не отличается от души животного, растения или полубога. Надо понимать, что без понимания отличия тела и души, или поля деятельности (кшетра) и знающего поле деятельности (кшетра-гйа), хотя бы теоретически, нельзя правильно воспринять ведическое знание. Основные качества души - это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Вечность означает, что душа никогда не родилась и никогда не умрет. В Бхагават-гите (2.12) Кришна говорит: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование". Знание означает не полное знание обо всем, а знание своей духовной сущности или полное сознание. ананда означает, что в изначальном состоянии душа исполнена блаженства. В отличие от души тело бренно, оно рождается, растет, существует некоторое время, производит побочные продукты, увядает и умирает. Тело исполнено невежества, т.е. душа при соприкосновении с материальной природой покрывается невежеством: она забывает свое изначальное положение. И тело является для души источником страданий. В Ведах тело называют еще несуществующим. "Те, кто видят истину, заключили, что несуществующее (материальное тело) - преходяще, а вечное (душа) - не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого" (БГ.2.16). "Несуществующее" означает, что тело не существует какое-либо продолжительное время. Тело изменяется через очень короткое время: рождаются новые клетки, старые клетки умирают; и через несколько лет тело полностью обновляется. Кришна говорит: "Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу" (БГ.2.13). Материальное тело состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго (БГ.7.4). При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа.

В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, все еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет в следующей жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума. Кришна говорит: "О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно" (БГ.8.6). Так Веды описывают процесс перевоплощения или реинкарнации. Каким будет следующее тело, зависит от деятельности живого существа в последнем теле или кармы. Таким образом можно считать, что настоящая жизнь - это подготовка к следующей, а момент смерти - это экзамен для души. В Ведах также описывается эволюция живого существа. Говорится, что в низших формах жизни, т.е. в телах микробов, растений, насекомых, животных и др., души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческих формах жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное состояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса..." - "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Тем самым, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы вернуться в свое изначальное состояние и навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью. Душа причисляется к высшей энергии Кришны (БГ.7.5), и она отлична от восьми материальных элементов. В Ведах приводится размер души (Шветашватара Упанишад, 5.9): балагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча бхаго дживах са вигйеях са чанатантйайа калпате "Если разделить кончик волоса на сто частей, а затем каждую из них снова разделить на сто частей, то каждая такая часть будет иметь размер души (дживы)". Также Веды говорят, что душу нельзя увидеть или измерить материальными приборами, т.к. она очень маленькая и главное, полностью духовна. Духовная душа и материальное тело связаны посредством сознания.

Три гуны материальной природы

Когда живое существо (джива) соприкасается с материальной природой, то она попадает под ее влияние. В общем случае это влияние материальной природы на сознание живого существа сложно, но в Ведах это влияние раскладывается на три основные модусы, или гуны. Санскритское слово гуна означает "качество" или "веревка". "Веревка" означает, что гуны материальной природы накрепко связывают живое существо в тисках материальной природы (майи). Эти три гуны - саттвам (гуна добродетели), раджах (страсть) и тамах (невежество). Три гуны материальной природы хорошо описаны в 14, 17 и 18 главах Бхагават-гиты. Как три основных света (желтый, красный и синий) при смешивании могут создать всю цветовую гамму, так и эти три гуны при определенных сочетаниях создают многообразие качеств материального мира. Иногда на живое существо преобладает влияние гуны добродетели, тогда гуна страсти и невежества проигрывают, иногда побеждает страсть, а иногда невежество - так постоянно идет борьба за превосходство (БГ.14.10). В различные моменты времени на живое существо влияют различные сочетания гун материальной природы и при этом какая-то гуна доминирует над двумя другими. Поэтому, иногда живое существо счастливо, иногда испытывает неодолимые желания, а иногда - лень. Ниже описываются основные характеристики гун материальной природы.

Гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание. Это чувство счастья происходит из понимания, что в гуне добродетели человек более или менее свободен от последствий греховных поступков. Гуна добродетели означает большее знание и большее чувство счастья. Но, проблема в том, что, когда человек находится в гуне добродетели, он привыкает, благодаря своим знаниям, чувствовать собственное превосходство над другими. Таким образом, он обуславливается, т.е. это большее чувство счастья в обусловленной жизни привязывает их к гуне добродетели материальной природы. И пока существует такая склонность, он вынужден принимать определенный тип тела в гунах природы. Здесь отсуствует вероятность освобождения или перехода в духовный мир.

Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вождлений, и вследствие этого, воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности. Гуна страсти характеризуется взаимным влечением между мужчиной и женщиной. Когда гуна страсти возрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. Для удовлетворения чувств, человек стремится к почету в обществе и в стране, хочет иметь счатливую семью, хороших детей, жену и дом. Все это - продукты гуны страсти. И пока человек стремится к этому, он вынужден тяжко трудиться. Итак, здесь ясно указывается, что он привязывается к плодам свой деятельности и так сковывается ей. Таким образом, весь материальный мир в той или иной степени находится в гуне страсти. По меркам гуны страсти, современная цивилизация считается передовой. Темнота, рожденная из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны- безумие, леность и сон (больше 7 часов в день), связывающие обусловленную душу. Под влиянием невежества человек не способен понимать вещи как они есть. Например, каждый видит, что его предки умерли, а значит и он умрет. Смерть неизбежна. Но все же люди неистово копят деньги, работая день и ночь и не заботясь о вечной душе. В своем безумии люди не стремятся к прогрессу в духовном понимании. В гуне невжества человек не способен осуществить свои желания, которые проявляются во сне и сбываются лишь в мыслях. Отсюда - избыток сновидений и галлюцинаций.

В материальном мире нет ни одного живого существа, свободного от влияния гун. Животные, люди и даже полубоги находятся под влиянием трех гун материальной природы (БГ.18.40). Но Кришна, или Параматма, свободен от влияния гун материальной природы и является их повелителем (БГ.7.12-13 и 13.15). Живое существо, заключенное в теле, хозяин города-тела, не совершает действий, как и не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется гунами материальной природы (БГ.5.14). Она же (джива), пытаясь наслаждаться гунами материальной природы, сковывается ими. Так она узнает радости и страдания, присущие различным формам жизни (БГ.13.22). Кришна говорит, что трудно преодолеть эту божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Ему, может легко выйти из-под ее влияния (БГ.7.14).

Четыре варны в человеческом обществе

В Бхагават-гите (4.13) Кришна говорит: "В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельности, связанной с ними, Мною созданы четыре класса (варны) человеческого общества. Знай же, что хотя Я - создатель этой системы, тем не менее Я, будучи неизменен, Сам не вхожу в нее". Эти четыре класса: брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. Брахманы являются головой общества. Они находяться под воздействием гуны добродетели. Брахманы призваны быть духовными учителями общества. Природные качества брахманов перечисляются в Бхагават-гите (18.42): "Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность". Кшатрии, цари и войны, призваны защищать членов общества от внешних и внутренних врагов и непосредственно управлять обществом. Они находятся под влиянием гуны страсти. Природные качества кшатриев (БГ.18.43): "Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить". Вайшйи - земледельцы и торговцы - находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. Обязанность вайшйев - земледелие, защита коров и торговля (БГ.18.44). Шудры, рабочие, находятся под воздействием гуны невежества и не способны выполнять обязанностей высших классов. Их предназначение - служение высшим варнам и физический труд (БГ.18.44). Говорится, что брахманы - это голова общества, кшатрии - руки, вайшйи - туловище и шудры - ноги.

Итак, в Ведах говориться, что принадлежность к конкретному классу общества определяется по индивидуальным качествам, а не по рождению, как принято в современной кастовой системе Индии. Вообще, такое разделение общества на четыре класса существует в любом обществе. Например, в нашей стране, брахманам соответствует класс интеллигенции, кшатриям - административный класс, армия и милиция, вайшйам - крестьяне и торговый класс и шудрам - рабочие.

Сотворение материального мира

Согласно Ведам, кроме нашей Вселенной со всеми её планетами и звездами, существуют  бесчисленное количество других вселенных. Эти многообразные вселенные сравниваются с пузырьками пены, плавающими в Причинном океане. Вся совокупность этих вселенных называется материальным миром. За пределами материального мира находится  духовный мир. Говорится, что духовный мир по крайней мере в три раза больше чем материальный. Поэтому духовный и материальный миры называют трипад-вибхути  и экапад-вибхути  -  три-четверти достояния и одна-четверть достояния Кришны. Духовный мир вечен, тогда как материальный мир подвержен циклическому творению и разрушению.

Сотворение материального мира Веды разделяют на две основные этапы:

1) сарга - изначальное творение и

2) висарга - вторичное творение.

Изначальное творение осуществляет Господь Кришна с помощью Своих пуруша-аватар с трансцендентальной платформы. Этот процесс описывается в Брахма-самхите (5.35, 5.47-5.48). Для осуществления  творения  Кришна принимает форму трех пуруша-аватар:  Каранодакашайи Вишну (Его также называют Маха-Вишну), Гарбходакашайи Вишну (Хиранмайах) и Кширодакашайи Вишну (Хари, Параматма, Сверхдуша). Маха-Вишну творит  махат-таттву,  в которой, потенциально заключены все материальные энергии и все живые существа. Гарбходакашайи Вишну входит в созданные вселенные и создает там разнообразие, принимая вселенскую форму (вират-рупу). Кширодакашайи Вишну входит в сердца всех живых существ и в каждый атом материального мира. В Брахма-самхите описывается, что  Маха-Вишну возлежит в Причинном (каранарнава) океане и погружен в мистический сон (йога-нидру). С каждым Его выдохом из пор Его трансцендентального тела выходят бесчисленные вселенные и с каждым Его вдохом эти вселенные уничтожаются. Этот период времени, когда Маха-Вишну делает свой выдох-вдох, называется маха-калпой. Маха-калпа совпадает с временем существования вселенной. В созданные вселенные входит Гарбходакашайи Вишну и ложится на водах океана Гарбходака. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, на котором  рождается  вторичный творец - Брахма. Затем начинается следующая стадия творения - висарга. Вторичное творение осуществляет Брахма, наделённый  необходимым разумом для этого. Он творит планетные системы и создаёт прототипы живых существ, мужские и женские особи. Затем эти живые существа сами начинают размножаться и заселяют всю вселенную. В Ведах говорится, что живые существа находятся повсюду, на всех планетах. И типы их тел идеально приспособлены к условиям этих планет. Процесс вторичного творения подробно описан в третей песне Шримад-Бхагаватам. Поддержание жизни во вселенной путем воспроизведения живыми существами себе подобных называется движущей силой творения (ути). Естественно, движущей силой творения является сексуальное желание. В конце маха-калпы вселенная уничтожается Шивой, окруженным свитой демонов.  Кроме такого, глобального, уничтожения всей вселенной, существует еще частичное уничтожение, когда все три планетные системы, кроме нескольких высших планет, затопляются в конце калпы (дня Брахмы). Поэтому в начале новой калпы (утро Брахмы) Брахма каждый раз восстанавливает высшие, низшие и средние планетные системы.

На Земле, по Ведам, происходит циклическая смена четырех эпох: сатйа-йуги, трета-йуги, двапара-йугии кали-йуги. Соответственно, эти эпохи называются золотым, серебряным,  бронзовым и железным веками. Также эти эпохи по уровню духовного развития населения в них сравнивают с весной, летом, осенью и зимой.

Временные эпохи

Сатйа-йуга длится 1,728,000 лет. В это время люди на Земле жили  в среднем по 100,000 лет. Их, соответственно, было очень мало. В это время основным методом самореализации был метод мистической йоги, или медитация на Сверхдушу. Говорится, что для достижения самоосознания таким методом требовалось несколько десятков тысяч лет медитации.

Трета-йуга длится 1,296,000 лет. В это время людей на Земле стало больше и жизнь их сократилась до  10,000  лет.  В эту эпоху основным методом самореализации было совершение различных жертвоприношений. Говорится, что во время жертвоприношений сжигались тонны зерновых и для проведения жертвоприношений требовалось огромное количество золота.

Двапара-йуга длится 864,000 лет. Продолжительность жизни к этому времени изменилась до 1000 лет. В это время люди в основном поклонялись Кришне в храмах. Кстати, в Библии говорится, что  Адам и его сыновья жили по 900 лет. Время, описанное в Библии приближается к двапара-йуге. Кали-йуга длится 432,000 лет. Надо сказать, что мы живем  в  самом начале кали-йуги. Кали-йуганачалась около 5000 лет назад. Точнее, 18 февраля 3102 года до н.э. по Григорианскому календарю. В кали-йугулюди живут по 100 лет, но к концу кали-йугилюди будут жить по 10-15 лет. В Шримад-Бхагаватам предсказан приход аватары Господа по имени Калка в конце кали-йуги (через 427,000  лет),  который уничтожит демоническую,  деградировавшую цивилизацию и начнёт новую сатйа-йугу.

Итак, эти четыре йуги составляют одну дивайа-йугупродолжительностью  4,320,000  земных  лет.  1000 циклов дивайа-йуг составляют калпу (12 часов Брахмы). В конце калпы средние и низшие планетные системы затопляютя.  Затем наступает ночь Брахмы, которая длится также 1000 дивайа-йуг. Брахма живет 100 своих лет, сотоящих из 360 дней, или 360 2 кальп. Итак, маха-калпа (продолжительность жизни Брахмы) составляет: 1 маха-калпа = 100 лет Брахмы x 360 дней Брахмы x 2 x 100 дивайа-йуг x 4,320,000 земных лет = 31,104,000,000,000 земных лет.

1 калпа = 4,320,000,000 земных лет.

(Источник: www.ojasvi.kiev.ua)

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz