Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

БУДДИСТ И КРИШНАИТ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ, СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Исследование проведено в 2008 году в рамках курсовой работы студенткой кафедры социальной психологии факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Российского государственного социального университета Натальей Панфиловой (Москва).

Целью исследования было выявление психологических особенностей личности, детерминирующих (определяющих) приход человека к сознанию Кришны и буддизму.

В исследовании участвовали 60 человек разного возраста и из разных городов. Из них: 30 – приверженцы буддизма и 30 – преданные Кришны (возраст опрошенных преданных Кришны от 18 до 52, средний возраст - 30 лет).

Участие людей в исследовании основывалось на их добровольном согласии. Мотивацией было желание испытуемого получить обратную связь (обработанные результаты с интерпретацией заполненных им тестов) или просто поспособствовать исследователю в написании работы. Существенная часть испытуемых отказалась от участия в опросе, аргументируя это тем, что считают подобное исследование бессмысленным, а результаты тестов, которые обещались в качестве обратной связи не представляющими интереса. По их мнению, человеческую душу невозможно свести к нескольким личностным характеристикам и описать ее при помощи математики – она значительно сложнее и более непостижима.

Для группы кришнаиты характерны следующие личностные характеристики и ценности: наивность, низкая фрустрированность, потребность быть свободным от внутренних противоречий, низкая потребность в интересной работе, низкая потребность в красоте природы и искусства.

Для группы буддисты характерны следующие личностные характеристики и ценности: подозрительность, низкая фрустрированность, замкнутость, независимость, низкая потребность в друзьях, низкая потребность в материально-обеспеченной жизни, высокая потребность в любви, низкая потребность в красоте природы и искусства.

Из них для обеих групп характерна: низкая фрустрированность, низкая потребность иметь интересную работу, низкая потребность в красоте природы и искусства.

Значимые различия проявились по следующим личностным характеристикам: открытость – замкнутость (буддисты более замкнуты, кришнаиты более открыты); экстраверсия – интроверсия (кришнаиты более экстравертированы – буддисты более инровертированы); чувствительность – уравновешенность (кришнаиты более чувствительны, буддисты более уравновешены); комфортность – независимость (кришнаиты более конформны, буддисты более независимы); потребность в новых ощущениях (у кришнаитов меньше потребность в новых ощущениях чем у буддистов). В отношении ценностей значимых различий не проявлено.

В двух группах проявились одинаковые внутренние конфликты: в сфере любви, в сфере счастливых семейных отношений.

Исследуя детерминанты прихода в восточные религиозные направления, необходимо, в первую очередь, рассмотреть проблему причин привлекательности религии для индивида. Все факторы привлекательности можно условно разделить на два типа: характерные для всех религий (включая восточные направления) и характерные для прихода непосредственно в восточные религиозные общины. В первой группе можно выделить такие потребности, как: мировоззренческая, потребность в продолжении жизни, в воздаянии, коммуникативная, потребность в катарсисе. Ко второй группе факторов относится: медитация, стремление к естественности, потребность в самовыражении. Именно такими потребностям должен обладать человек для того, чтобы его увлекло определенное религиозное течение.

Что касается непосредственно исследования, были выявлены следующие личностные характеристики:

Наивность. Эта характеристика была выявлена только у кришнаитов. Проявленность данной характеристики говорит о том, что индивид все принимает на веру, легко загорается общими увлечениями, чувствителен, спонтанен, не умеет хитрить и ловчить, ведет себя естественно. Кришнаитами являются открытые, наивные люди, общительные компанейские.

Что касается группы буддистов, одной их характеристик, проявившейся только в этой группе является подозрительность. Лица с высокими оценками по данному фактору с самого начала ко всем людям подходят настороженно, в коллективе держатся обособленно.

Низкая фрустрированность (расслабленность) – характерна и для буддистов и для кришнаитов. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам, к переменам. Согласно исследованию Ю. В. Тищенко – данная характеристика характерна и для детей из православных воцерквеленных семей – т.е. для христиан. Основываясь на этом мы можем предположить что низкая фрустрированность характерна для всех верующих.

Второй личностной характеристикой, характерной только для группы буддистов является замкнутость. Данная характеристика может говорить о том, что они не интересуются жизнью окружающих, избегают коллективных мероприятий, стараются работать одни. Характерными чертами для буддистов также является интроверсия, а так же низкая потребность в друзьях. Именно такими чертами должен обладать человек, чтобы его заинтересовала философия буддизма, которая призывает ни к чему и ни к кому не привязываться. И в отношении замкнутости и в отношении интроверсии выявлены значимые различия по двум группам. Кришнаиты являются более открытыми и общительными, а так же у них выше уровень экстраверсии, чем у буддистов. Это говорит о том, что в сознание Кришны приходят более общительные и открытые для взаимодействия люди.

Помимо этого у буддистов хорошо проявлена реактивная уравновешенность. Это еще одно качество, которым должен обладать человек, чтобы его заинтересовала философия буддизма. Эмоциональный, неустойчивый, чувствительный человек здесь долго не задержится. Интересен тот факт, что по данной характеристике у буддистов и кришнаитов проявлены значимые различия – кришнаиты в противовес буддистам больше отличаются чувствительностью.

Здесь интересны будут результаты полученные Д. О. Смирновым. В группе с высоким уровнем религиозной активности (лидирующее положение в которой занимают кришнаиты) были выявлены такие качества как: ранимость, яркая выраженность эмоциональных переживаний, стремление к творчеству, интеллектуальная и коммуникативная эмоциональность.

Что касается потребности в новых ощущениях, по данной характеристике проявлены значимые различия и больше эта характеристика характерна для буддистов. Буддизм – достаточно нетрадиционная религия для России и человек должен обладать большой потребностью в ощущениях чтобы его заинтересовало это направление. В то же время, несмотря на то, что Движение сознания Кришны не менее «экзотичное» религиозное направление – у представителей этого течения потребность в новых ощущениях гораздо меньше.

Что касается ценностей, у обеих групп проявлена низкая потребность иметь интересную работу, а у буддистов, помимо этого, на достаточно низком уровне потребность в материально обеспеченной жизни. Все это говорит о том, что данные группы больше нацелены не на материальные и карьерные достижения а на духовные ценности. Именно эти два направления, обещают духовное совершенствование, работу над собой.

Данный результат коррелирует с результатами исследования Д.О. Смирнова, который выявил, что отличительной особенностью атеистов и людей с низкой религиозной активностью, в отличие от верующих, является высокое стремление к материально обеспеченной жизни.

Что касается субъективного ощущения одиночества, данная характеристика не проявлена ни для одной из групп.

Можно так же выделить внутриличностные конфликты характерные для двух групп – конфликт в сфере любви и в сфере счастливой семейной жизни.

Ну и последнее качество, характерное для обоих групп – низкая потребность в красоте природы и искусства.

Методики, применяемые в исследовании: 1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттэлла 16PF (версия C – 105 вопросов), направленный на выявление 16-ти личностных качеств и четырех дополнительных. 2. Ценностно-ориентированная психодиагностическая система «Диагностика внутреннего конфликта» Е. Б. Фанталовой, позволяющая помимо выявления внутреннего конфликта выявить так же систему ценностных ориентаций испытуемых. 3. Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. 4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона.

Анонимность исследуемых соблюдена. В данной работе представлены лишь общие данные. Индивидуальные характеристики есть только у автора работы и разглашению не подлежат. Данное исследование не может служить основанием для наклеивания ярлыков на представителей учений Кришны и Будды. Оно не является безоговорочным, поскольку группа исследуемых была не велика. Данные полученные в работе нельзя применять к каждому конкретному представителю буддизма и Общества сознания Кришны в отдельности, поскольку данные являются обобщающими.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz