Московский преданный Санкиртаны Дайван прабху в конце апреля в Казани дал немало интересных лекций. Специально для нашей газеты он согласился дать интервью о важности проповеди.
- Какие виды проповеди существуют?
- В начале духовного пути мы небескорыстны, наша проповедь важна для собственного очищения. Как только человек получает какое-то знание, он должен им поделиться. Если преданный это реализовал, то на следующем уровне он чувствует, что это знание ему реально помогает. У него появляется сострадание к другим, так как он хочет, чтобы это знание помогло им тоже. Первый вид проповеди – это проповедь среди преданных. Второй – проповедь людям, которые имеют интерес к Сознанию Кришны. Третий – скрытая проповедь тем, кому любовь к Богу не интересна. Они могут узнать о взаимоотношениях Бога и души постепенно, через медицину, вегетарианство, психологию, астрологию, постепенно углубляясь в духовные знания.
- Как может проповедовать человек, у которого большую часть времени отнимает работа?
- В основном его проповедь среди коллег по работе будет не прямой. Он не должен говорить «Кришна сказал» и тому подобное. Самое главное – это его поведение. Потому что в миру много людей, которые говорят красиво, но мало людей с хорошим поведением. Вайшнав должен себя вести благородно, как джентльмен. Он должен уважать других, уметь прощать, выслушать. Тогда люди, когда они потом узнают, что человек кришнаит – они хорошо к этому отнесутся. Можно угощать прасадом других – это тоже проповедь. Но не навязчиво: ну-ка, съешь очищенную пищу! Просто угощая по чуть-чуть во время обеда тех, кто хочет.
- Как может проповедовать брахмачари?
- Проповедь брахмачари в обществе преданных – это его отрешенность. Брахмачари не может удивить грихастху своими глубокими познаниями, цитированием шастр. Может, но не сильно. Отрешенный образ жизни – это то, что вдохновляет семейного человека сильнее всего. Потому что грихастха в конечном счете должен будет отречься от всего. Если брахмачари много знает, но занимается накопительством, то такое поведение способно оттолкнуть других. Что касается внешней проповеди брахмачари, то она не ограничивается распространением книг. Брахмачари может проповедовать студентам. Это поможет научится логически и интересно преподносить знание вед. У нас в Москве действует программа по обучению брахамачари именно такой проповеди. Есть студенты, которые стали преданными и которых ждет большое будущее – они станут профессорами.
- С какими трудностями человек может столкнуться при проповеди?
- Главная трудность – это наш ум. Если кто-то нас хвалит или ругает, нас это может сбить с толку. Начинающий проповедник может думать: «Сегодня я пойду на санкиртану, а завтра нет». Это не верно. Должно быть желание удовлетворить гуру и Кришну. Гнев, страх, вожделение, зависть – это все мешает в проведи. Также очень важно хорошо заботиться о своем теле, сюда входят правильное питание и зарядка. Также важно находится на своем месте. Если человек по природе грихастха, но он держится за брахмачари ашрам, его ум будет беспокоиться, и он не будет чувствовать удовлетворенности. А как неудовлетворенный человек может проповедовать?
- Стоит ли проповедовать тем, кто негативно относится к Сознанию Кришны?
- Навязывать ни в коем случае нельзя. Сам Кришна не нарушает свободу воли живого существа. Если человеку не нравиться слушать о Сознании Кришны, то нужно оставить ему шанс для прогресса. Шанс его заключается в том, что он должен иметь уважительное отношение к преданным. Даже не зная о том, что перед ним кришнаиты, но хорошо с ним относясь, человек прогрессирует. Хорошо относясь, он так или иначе будет совершать какие-то хорошие действия в адрес преданных, что можно классифицировать как неосознанное преданное служение.
- Что делать, если нет вдохновения проповедовать?
- Нужно общаться с теми, у кого оно есть, потому что настроение передается только из сердца в сердце. Мы можем, прочитав книги, на какое-то время вдохновиться, но так как это вдохновение существовало на уровне чувств, оно не вошло глубоко, оно скоро исчезнет. Нужно не просто общаться, нужно с ними выходить на проповедь, смотреть, как они это делают, можно даже пожить с ними какое-то время. Тогда наши переживания войдут глубоко в сердце. Такое вдохновение трудно потерять.
- Как вы оцениваете проповеднический уровень в казанской ятре?
- Он очень хороший. У вас хорошая санкиртана. Единственное, нужно научить преданных проповедовать студентам, проводить общественные программы на профессиональном уровне. Думаю, из Москвы это постепенно будет доходить до вас.
- К чему должны стремиться преданные Санкиртаны?
- Преданный Санкиртаны – это не просто продавец книг. Он должен понять глубину этих книг, иначе он долго не продержится. Каждая распространенная книга дает шанс душе приблизиться к Богу. Каждая книга несет в себе огромную потенцию. Даже если человек, пребывающий в гунне страсти, купит книгу и будет читать ее, он как минимум поймет, что эти книги очень возвышенные. Чем больше книг будет распространено, тем больше будет меняться совокупное сознание планеты. Преданный Санкиртаны не должен в этом сомневаться. Важно распространять книги в настроении служения, из сострадания к живым существам. Можно быть профессиональным продавцом и использовать различные приемы. В таком случае, если у проповедника мотив личной выгоды, человек купит книгу, но уходя будет думать: меня обманули, на меня надавили. Но если преданный распространяет не с настроением «взять», а с настроением «дать», то человек, купивший книгу, будет уходить и думать: мне подарили книгу.