Записал бхакта Дравида, «Вечные ценности», 12 мая 2006
Недавнее посещение Святой дхамы казанскими преданными - этой теме мы решили посвятить целых две полосы. – Надеемся, что читателям «Вечных ценностей» бубут интересны путевые заметки, эмоции, духовные переживания Гададхары прабху, Ачарья ратны прабху и Ананга манджари деви даси.
Гададхара дас: Выросло желание быть слугой
Перед поездкой в Святую дхаму я немного боялся. Мне говорил о том, что можно заболеть малярией, нельзя пить воду из колонок. Но когда я приехал, понял, что мои страхи оказались напрасными. Первым делом мы посетили храм ИСККОН в Дели, который строили под руководством Гопал Кришна Госвами. Очень красивые Божества – Радха-Кришна, Гаура-Нитай и Рама-Сита-Лакшман-Хануман руководят жизнью этого храма. Мне также удалось посетить музей Шрилы Прабхупады.
В Джаяпуре мы получили даршан Божеств - Радха-Говинда и Радха-Гопинатх. В храме, который строят преданные, мы получили даршан Кришна-Баларамы. В Кароле, в двух часах езды от Джаяпура, мы были освящены милостивым взглядом Божеств Санатаны Госвами – Мадана-Мохан.
В Джаганатха Пури мы посетили большое количество храмов, которые описываются в Чайтанья Чаритамрите. Маяпур очистил нас божественной пылью с места явления игр Господа Чайтаньи. Потом мы побывали во Вриндаване. Обошли холм Говардхана. Посетили места, где родился и проводил свои игры Господь Кришна. По Вриндавану нас, как своих детей, всюду водил Маха Нитхи махарадж.
Всю парикраму я молился за поволжский регион, казанских преданных, за наш храм, за духовный прогресс наших преданных, за то, чтобы в семьях рождались вайшнавы, а также за московский и алма-атинский храмы. Благодаря этому молитвенному состоянию я мог вкушать острый прасад, не болел и всю дорогу чувствовал себя нормально.
Люди в Индии очень приветливы. Когда они видели преданных в шафрановых одеждах, они подходили и спрашивали кто мы такие, откуда мы приехали. С утра до вечера на улицах можно было слышать Радхе-Радхе, Харе Кришна, Хари бол. Когда я шел босиком по горячей земле, подпрыгивая, местные жители, видя мои страдания предлагали мне свои тапочки. Кстати, один московский преданный, приезжавший в свое время в Казань распространять книги, подметил, что жители Казани похожи на индусов. Они добры, приветливы, просты, говорят «Здравствуйте», «Спасибо», «Извините».
Хочется отметить замечательно организованную парикрамы со стороны ИСККОН и в частности Вивасвана прабху. Куда бы мы не приезжали, везде был лагерь и охрана для преданных. Всегда был чудесный прасад – сабджи, рис, дал, пури, шак, глабдхамуны, картофель «фри» и прочее. Когда вкушаешь прасад в обществе пяти тысяч преданных, испытываешь счастье и чувствуешь себя частью одной большой семьи. Именно этого хотел Шрила Прабхупада – чтобы мы все вместе прославляли Господа и обсуждали его игры.
Мое желание - чтобы все преданные нашли возможность и побывали хотя бы в основных местах паломничества: Джаганатха Пури, Маяпуре и Вриндаване. Хотя Кришна сам знает, кого и когда отправлять.
Я хочу выразить глубокую благодарность Ачарья Ранте прабху, Ананга Манджари деви даси, Ратни малини деви даси, матаджи Юле и всем преданным, благодаря которым я смог побывать в Святой дхаме. После поездки в Индию у меня увеличилось желание быть слугой. Хочется делать больше для миссии, для ИСККОН и нести послание Шрилы Прабхупады другим людям!
Ачарья Ратна дас: Как достить Кришна-премы
Шрила Прабхупада говорил о том, что нужно ездить в Святую дхаму и, вернувшись, раздавать другим вайшнавам свои реализации.
Люди Запада пытаются забыть Бога, в Индии все направлено на то, чтобы помнить Бога. Во Вриндаване я чувствовал себя как дома. Там люди обращаясь ко мне, постоянно повторяли: «Радхе, Радхе!» Во Вриндаване я понял кто я, каково мое положение и какое место занимает Господь. Там все пропитано лилами Радхи и Кришны. Говорится, что попугаи, собаки, обезьяны и вообще все живые существа там повторяют имя Кришны. Важно настроение поломника во Вриндаване, чтобы проникнуться духовными отношениями для очищения.
Насколько человек хочет узнать о Кришне, настолько и Кришна открывает ему себя. Есть история. Когда Санатана Госвами был уже в возрасте, несмотря на все трудности, он постоянно обходил холм Говардхана. Господь Кришна, видя его страдания, дал ему шилу – отпечаток своей стопы и предложил Санатане Госвами обходить Его. Так вот, когда мне пуджари показывал этот след Господа, я смог его увидеть только со второго раза.
Навадвипа дхама пропитана милостью, она в отличие от Вриндавана принимает любого. Не обязательно обладать большим благочестием, быть большим аскетом, чтобы, вступив на эту землю, получить милость Господа. Навадвипа дхама имеет форму лотоса, в центре которого находится остров Антардвипа. Там расположен Йога-питх – место явления господа Чайтаньи. И когда живое существо попадает на этот остров, оно обретает четырехрукую золотую форму, таким его видят полубоги. Живое существо, попавшее в Джаганатха Пури, полубоги видят в четырехрукой форма Нараяны. Поэтому покидая тело там, человек попадает на Вайкунтху.
В Индии есть люди, которые спят на голой земле, ничего не имеют, но при это они счастливы. Они могут легко обрести счастье в материальном мире, поскольку они не привязаны к объектам чувственного наслаждения.
В Индии развит принцип дадати – служения, пожертвования. Заходя в храм, индусы жертвуют хотя бы рупию. Там есть такая валюта – полрупии. Скажем свои десять рупий вы можете разменять в храме на 20 этих полрупий. Они не имеет хождения нигде кроме храмов. Видимо это сделано для того, чтобы даже самый бедный тот, кто не может положить рупию, мог все равно хоть что-то пожертвовать. Наше отношение к храмам, к преданным и отношение жителей Святой дхамы очень разняться. Индусы, по крайней мере те, кто посещает храмы, всегда готовы что-то отдать.
После поездки в Святую дхаму я по другому начал относиться к людям, стал более открытым. Каждое
живое существо – это частичка Бога, и это оскорбление – не радоваться при виде другого человека.
Как достичь Кришна-премы в Джаганатха Пури? Просто вкушая Джаганатха-прасад. Как достичь Кришна-премы в Навадвипа дхаме? Просто воспевая святые имена Господа: Гаура Хари! Но попадая во Вриндаван, есть три способа достижения Кришна-премы. Первый – поклонение холму Говардхан, Второе – совершение омовения в Ямуне в правильном умонастроении. Третий – можно просто покататься в пыли. Поэтому я всем рекомендую посетить Святую дхаму. Наш ум может строить препятствия, но на самом деле препятствий нет. Кришна ждет, когда мы захотим вернуться домой, чтобы общаться С Ним.
Ананга Манджари деви даси: Золото для холма Говардхан
Наша группа, которую организовал преданный из южного региона Вивасван, состояла из 35 человек. Приехав в Дели, мы как раз попали в искконовский храм на воскресную программу. В алтарной было больше тысячи человек. Киртан шел с утра до ночи. В музее при храме была представлена экспозиция из Рамаяны. А в другом музее были представлены деяния Шрилы Прабхупады, причем Его мурти двигалось. Там также была маленькая комната, заходя в которую можно было лицезреть цепочку самсары из восковых фигур: как человек рождается, стареет, болеет и умирает. Показ этих фигур так искусно устроен, что ты видишь на месте этих людей себя. Можно испытать шок, когда видишь свой труп. Сразу вспоминаешь, что тело не вечно и когда-то придется его оставить.
Там также есть такой аттракцион, в котором тебе дают листок с Маха-мантрой. В середине стоит мурти слуги господа Кришну – Гаруды. Вокруг него на полу нарисованы сто восемь кругов. Когда ты встаешь в круг – ты должен прочитать Маха-мантру. И в итоге так получается, что обходя вокруг Гаруды ты прочитываешь целый круг джапы.
На улице продаются гирлянды и сладости, которые можешь предложить Божествам, передав их пуджари, которые служат Божествам круглые сутки.
В Индии постоянно соприкасаешься с доказательствами того, что ты гость в этом материальном мире и нет смысла в стремлениях к комфорту. Для индусов более важно внутреннее содержание, чем внешнее.
В Джаганатха Пури весь город служит Господу Джаганатхи. Местные жители приветствуют друг друга прославлением Господа – «Джая Джаганатх!»
К сожалению западных преданных в храм Джаганатхи не пускают, потому что по преданию Господа должны увезти из храма белые люди. И все же нам удалось получить даршан Господа Джаганатхи Патита-Паваны, который стоит у главного входа в храмовый комплекс.
Питались в Джаганатха Пури мы только махапрасадом, которым нас угощали пуджари. В Святой дхаме приходит понимание того, что все что происходит с тобой, происходит по воле Кришны.
Маяпур – это обитель милости, где живет Господь Чайтанья и где не принимаются никакие оскорбления. В главном храме на алтаре стоят Панча-таттва - золотые формы Господа, воплотившиеся в образе преданных. На втором алтаре стоят мурти Божеств Радхи и Мадхавы и восьми Гопи. На третьем алтаре проявилась большая форма Господа Нрисимхи. На четвертом – Шрила Прабхупада. Там также есть мавзолей Шрилы Прабхупады Пушпа-самадхи, где лежит гирлянда Шрилы Прабхупады. На Святой земле в такой духовной атмосфере очень легко читается джапа. Мы также совершали подношение Ганге и катали Божества на лодке. Слушали лекции Джаяпатаки Свами, Бхакти Викаши Свами, Гопала Кришна Госвами. Смотрели интересные спектакли на тему Рамаяны, жизни и смерти. Мы жили в небольших соломенных домиках, которые называются Гауранга-кутир и Нитьянанда-кутир.
Вриндаван – обитель Шримати Радхарани. Там на каждом дереве написано имя Радхи. Главные Божества в храме ИСККОН – Кришна-Баларам. Нам удалось предложить поклоны самадхи Шрилы Прабхупады. В этом месте помимо мурти находятся вещи Шрилы Прабхупады, его кровать, посуда и прочее. Рядом расположены гурукула и кафе. Мы посетили Явату – место, где родилась Радхарани, Варшану –место ее игр и многие другие места. Совершили омовение в Радхакунде, Шьямакунде и Ямуне. Два дня мы с почтением обходили холм Говардхан, который хранит память о Кришне. Мы строили домики из камней Говардхана. Если построишь, значит снова сюда вернешься. К сожалению, брать с Говардхана ничего нельзя – если берешь камень, ты должен положить столько же золота. Мы также посетили лой-базар, где продается вся вайшнавская атрибутика. Я ехала во Вриндаван пообщаться с возвышенными личностями и увидеть, как выглядит мой родной дом. Ведь наша цель – попасть во Вриндаван к Кришне.
В Святую дхаму нужно ехать с умонастроением служения Кришне и Вайшнавам. Иначе можно приехать и ничего не увидеть. Вриндаван и Джаганатха пури Кришна скрывает от глаз непреданных. И если у человека нет желания служить, то он не сможет долго находиться во Вриндаване. В Святую дхаму человек попадает по милости преданных и не нужно забывать об этом!