Бхакта Дравида, «Вечные ценности», 16 августа 2006
Здесь представлены фрагменты семинара Баларамачарьи прабху на тему ухода преданных из ИСККОН. В основном речь идет о философии майявады.
Ключи от камеры
Если мы произнесем слово «майявада», кто-то может подумать об индийских жрецах, изучающих шастры, кто-то - о саньяси с поперечными шилаками, кто-то - о Шанкарачарье. Но майявада - это болезнь, которой заражена каждая обусловленная душа. Шанкарачарья говорил: «Вы все - Бог!» Люди отвечали: «Это то, что нам нужно!»
Майявада проявляется в нежелании служить: мы хотим устроиться так, чтобы нас никто не мог занять служением. А сами хотим занимать служением других. В этом проявляется наше болезненное желание независимости.
В Индии произошел случай. Все знают, кто такие лайф-мемберы (от англ. life - жизнь, member - член. - Прим. Д.)? Это пожизненные члены ИСККОН. Чтобы им стать, нужно заплатить примерно 14,5 тысячи рупий, это около 300 долларов. Человек получает карточку и имеет право останавливаться в центрах ИСККОН, жить там и вкушать прасад. И был один брахмачари в кавычках. Он носил шафрановую одежду. И чтобы отделаться от всех, он купил себе карточку лайф-мембера. Он вовремя приходил на прасад, но когда речь заходила о служении, он доставал карточку и говорил: «Я - лайф-мембер. Вы не можете меня занимать!»
Майявада проявляется в том, что нас не заботят общие идеи, общие проекты. Мы просто сидим у себя дома, повторяем 16 кругов, поклоняемся Божествам. Каждый сам за себя. Но настоящая духовная жизнь - это когда мы жертвуем своим временем, своей энергией, своими интересами ради интересов общества преданных. Проще всего, конечно, пожертвовать деньги, сказать, мол, устройте праздник, а мне некогда. Может быть, это и так, но суть в неправильном умонастроении. Человек имеет возможность вернуться в духовный мир, служа Кришне, как Кришна того хочет, как хотят вайшнавы, но отказывается от этой возможности. Это все равно что вы сидите в камере, вам бросают ключ от двери, но вы выбрасываете ключ обратно. Человек может совершать непосредственные оскорбления преданных, игнорируя их интересы. Замечали ли вы, что иногда сложно замечать личность в ком-то? Когда все происходит в быстром темпе, мы говорим себе: «Я вроде его знаю, но общаться нам некогда». Каждый из нас - личность. Нам всегда нужны взаимоотношения - раса, вкус.
Черствость преданных
Также майявада проявляется в том, что человек ставит на свои усилия. Он хочет прогрессировать, даже духовно, но как-то по-своему. То есть без милости вайшнавов и Кришны. Наше ложное эго состоит из двух факторов: «я» и «мое». Осквернение кармой - это когда подчеркивается «мое». Осквернение майявадой - это когда подчеркивается «я». Когда человек совершает аскезы не в духе бхакти, они делают сердце жестким. Результат этого - преданный может грубо общаться со своими родственниками, говорить им страшные вещи. Я не был исключением в самом начале. Я пытался объяснить маме, что все мы души, мы жили раньше и в предыдущих жизнях у нас было много разных мам и пап. На этих словах моя мама заплакала. Я потом понял, что это была майявада, жестокость. Один преданный рассказывал свой сон, в котором проявилась эта черствость сердца. Ему приснилось, что его мама умерла. Он подумал: «Труп оскверняет комнату». Быстро побежал, выбросил его в мусоропровод и стал мыть полы. Он в ужасе проснулся и понял, что эта безличностность, безразличие есть в его сердце. После этого сна он много изменил в своей жизни. Поэтому по тому, как мы относимся к другим, можно понять, осквернены мы майявадой или нет.
Один из пунктов, чему нужно обучать начинающих преданных, - это хорошие отношения с родителями. Преданный может быть не согласен с их недостатками, но он должен любить их душу. Даже если родители плохо настроены, мы не должны отвечать грубостью. В конечном счете способность быть любящим по отношению к родителям говорит о том, насколько наше сердце смягчилось сознанием Кришны. Если вы пойдете в храм помогать и из-за этого у мамы испортится отношение к сознанию Кришны, лучше остаться дома помогать маме. Мы ответственны за то, что люди думают о нас.
Фрукт, который гниет
В Индии мы встречали много разных индусов, которые не следуют никаким принципам, не принадлежат ни к каким авторитетным сампрадайям, чья философия - сплошная абракадабра. Они курят, пьют, у них есть дети, при этом они называют себя «свами». Так вот, мы ехали в поезде, где были эти «свами». Вы удивитесь, но это очень теплые, очень личностные, очень хорошие люди. Они следуют философии майявады, но в крови у них течет личностность. Мы же с вами следуем философии вайшнавов, но иногда в нашей крови течет майявада. Поэтому майявада - это не просто принадлежность к какой-то школе. Это - зараза, которой заражена каждая обусловленная душа. Люди Запада заражены ей даже больше, чем индусы. Настоящие индусы-майявади могут пожертвовать своей жизнью ради защиты коров. А наши люди кушают гамбургеры, которые сделаны из нескольких тысяч коров...
Если преданный еще незрел, но хочет служить, это нормально. Зеленый фрукт - это нормальный, здоровый фрукт. Но майявада - это значит, что фрукт гниет. Мы можем не проявлять признаков предания, но мы не должны быть майявади с самого начала. Мы должны жертвовать своим временем ради нашей ятры. Президент Кеннеди сказал как-то: «Не думайте о том, что государство может сделать для вас. Подумайте о том, что вы можете сделать для государства». Также и мы должны подумать о том, что мы можем сделать для этого движения.
Майявада также проявляется в философии ритвиков. «Только я и гуру. Гуру мной руководит, не лезьте сюда». Когда гуру начинает резать анартхи, следуют рассуждения: «Что-то он меня не понимает. Он тоже начинающий преданный, просто пораньше пришел». Потом следует схема «только я и Прабхупада», потом «я и Бог» и апогей всей этой философии: «Я - Бог!». Майявада может проявляться в карьеризме: пранама-мантра - первая инициация - вторая инициация - президент храма - президент ятры - гуру - Джи-Би-си. И в конце все равно: «Я - Бог!»
Ад вместо Радха-кунды
Еще одно философское отклонение - это поиск высшего вкуса. Преданные начинают говорить о том, что нужно жить только во Вриндаване и слушать раса-лилу от расика-вайшнавов. Преданные стремятся к этому вкусу, не заслужив его, ценой отвержения духовных учителей, принимая зачастую лицемеров и обманщиков за расика-вайшнавов. Они слушают не раса-лилу, а истории для негодяев. И кто-то может что-то там видеть. Но эти «видунчики» - всего лишь галлюцинации одурманенного человека. Я знаю человека, который лет десять назад заинтересовался сознанием Кришны. Под воздействием каких-то препаратов он видел четырехрукого Нарайяну. Также и здесь. Эти люди не могут войти в соприкосновение с духовной энергией, потому что они отвергают истинных духовных учителей.
Господь Чайтанья говорит, что кого бы ты ни встретил - рассказывай ему о Кришне и так освободи землю, на которой ты живешь. И когда он вдохновится, скажи ему, чтобы он шел дальше и другим рассказывал о Кришне. Таково глубокое понимание. Человек, который форсирует события и едет на Радха-кунду, оказывается в аду. Но тот, кто идет в «ад», например на Арбат или на Кузнецкий мост с книгами или со Святым именем, оказывается во Вриндаване.
Философия несуществующей женщины
Преданные уходят из ИСККОН, увлекаясь философиями «нью эйдж» (от англ. new age - новая эпоха. - Прим. Д.). Самая распространенная - Агни-йога. Сюда можно отнести книги, которые описывают всякие эзотерические бредни. Писатели много спекулируют, говорят, что в этом мире есть люди, которые пришли «оттуда» с миссией, и надо найти таких людей. Все тонко сводится к тому, что автор этой книги и есть такой человек. Организуются всевозможные эзотерические клубы. Они какими-то психологическими тренингами хотят сделать невозможное - пробудить любовь ко всем живым существам. Это подобно тому, как мальчик пробует чай и говорит отцу, что он не сладкий. А отец ему отвечает: «Ты помешай сто раз в одну сторону, сто раз - в другую». Попытка решить духовные проблемы материальными способами - обман от начала и до конца. Причиной бхакти может стать только бхакти. И если мы действительно хотим сознания Кришны, мы интересуемся Кришной. Но если мы хотим еще чего-то другого, то многое становится интересным. У нас в Москве группа преданных ушла под влиянием философии несуществующей женщины Анастасии. Все эти книги о высших измерениях, об Атлантиде, о Шамбале, о миссиях относятся к нью-эйдж. И это очень сильно захватывает людей. Я знаю преданных, которые ходят в храм, молятся Божествам, но параллельно посещают центр каких-то там аватар. Один из этих преданных уже не повторяет ни одного круга, потому что хочет найти прибежища там. Есть еще книга про разговоры с Богом. Глупее вещи мир не видел. Йога, Васту, Аюрведа могут также стать причиной того, что преданный перестает быть преданным. Когда это используется во внешней проповеди - это хорошо. Но огромным недоразумением является увлечение преданных этими вещами.