С сайта http://jps-disciples.narod.ru «Вечные ценности», 24 декабря 2006
Отношения с прихожанами и создание бхакти-врикш (нама-хатт в небольших группах) - таковы темы выдержек из различных лекций, прочитанных в разное время Его Святейшеством Джаяпатакой Махараджем.
- Как правильно встречать гостей? (Лекция по ШБ 4.25.49, Пермь, 25.09.1998.)
- В храме мы должны думать: «Общаясь со всеми гостями храма, я должен действовать так, как хочет Кришна». Иногда мы проповедуем людям на улице: «Приходите к нам в храм», а когда они приходят, никто с ними даже не поздоровается, не спросит, как у них дела; и они не понимают, что им тут делать, потому что все очень заняты своим служением. Все очень заняты своей проповедью, но когда кто-нибудь приходит в храм, никто с ним даже не поговорит. И что же они могут подумать, кроме: «Я куда-то не туда пришел. Наверное, меня тут не ждали». Мы должны стараться представлять Кришну должным образом.
- Должны ли мы сразу говорить гостям о правилах и ограничениях? (Лекция по ШБ 6.2.24-25, Пермь, 16.01.2001.)
- Иногда мы ставим перед людьми столько препятствий, не позволяя им стать преданными: мы не вдохновляем их петь, не позволяем им испытать вкус нектара. Сначала мы предъявляем им все наши правила и предписания - и отпугиваем людей напрочь. Они думают: «Ну, это я не потяну». Но если бы мы вначале дали им попробовать нектар... Ведь если мы счастливы, мы способны сделать все что угодно. Они могут понять, что, когда они поют, они чувствуют счастье, и чтобы сохранить это счастье, нужно не загрязняться снова, не попадать в невежество. Они больше не захотят есть тамасичную пищу, захотят есть духовную пищу, которая будет поддерживать их сознание на высоте, не захотят заниматься различной «грязной» деятельностью, которая оскверняет сознание, потому что поймут, что можно обрести счастье, не погружаясь в тамас.
- Некоторые считают, что нужно как можно лучше служить гостям для того, чтобы они больше жертвовали. Правильно ли это? (Лекция по ШБ 4.22.9, Москва, 18.07.1998.)
- Если вы кого-то настолько вдохновили своим служением, что он хочет пожертвовать Божествам, это не является бизнесом - это служение. В большинстве храмов в Индии это единственный способ получить какие-то деньги, и они добиваются в этом очень большого успеха. Обращаться с гостем так хорошо, чтобы он оставил пожертвование, не является неэтичным. Конечно, если человек делает это для удовлетворения своих чувств, это самый настоящий бизнес. Но если человек не думает о себе, а думает о служении Кришне и если кто-то приходит и предлагает, например, пожертвовать несколько гектаров земли в Москве, то это замечательно. Или если кто-то хочет предложить Божествам 100 или 10 рублей, это тоже нормально. В некоторых индийских храмах, если вы отказываетесь жертвовать, на вас будут давить: «Пожертвование! Пожертвование!» Если вам дают поднос с прасадом, а вы не предлагаете за это никакого пожертвования, они забирают поднос. В соответствии с финансовым положением вашего храма вы можете давать совсем немного прасада или больше. Но каждый гость должен получить хотя бы что-то. Если приходит кто-то, кто много жертвует или поддерживает храм, ему можно дать больше прасада. Если вы делаете это для Кришны и оказываете каждому гостю хотя бы минимальный прием, это не является бизнесом. Хотя с точки зрения экономики очень мудро поступать таким образом. Но у нас должен быть более высокий мотив - мы хотим, чтобы им понравилось в храме и они стали преданными Господа. Если вы хорошо обращаетесь с гостями, нет ничего плохого в том, что они хотят сделать что-то для храма. Так или иначе, мы должны служить Кришне, и если кто-то вдохновится помогать нам в этом, это очень хорошо.
- Много говорится о программе бхакти-врикша, но здесь она почему-то не прогрессирует так «взрывообразно», как это описано в книгах. Может, есть какая-то изюминка? (Лекция по ШБ 4.9.25, Челябинск, 9.01.2003.)
- Иногда люди просто не делают все, что написано в книге, или делают, но не совсем то, что надо. Или нет поддержки - кто-то горит энтузиазмом, а остальные равнодушны. Я был в Сибири, в Барнауле, в Томске - там это работает. Прирост наблюдается каждый год. Должна быть организация, должен быть лидер - само по себе ничего не происходит. Первые три года - это каторжный труд. Как дерево - первые несколько лет оно растет, формируется, и только потом появляются плоды. Чтобы построить дом, нужно время. И требуется самоотдача. Нужно работать, только тогда все будет расширяться. В некоторых местах все происходит быстрее, чем в других. Иногда бывает, что преданный на самом деле вдохновлен - и он может свернуть горы. В Панаме в одном храме за год образовалось сорок групп. Президент сказал: «У меня есть секретное оружие, - он показал на одну замужнюю матаджи: - Вот мое оружие. Не то чтобы она великий лидер или суперфилософ - она просто очень дружелюбный человек с потрясающим желанием проповедовать. Она просто ходит к благоприятно настроенным людям, дружит с ними и предлагает им начать программу у себя дома. Она ходит именно по женщинам, потому что знает - если женщина чего-то захочет, то постепенно вовлечется вся семья. Она устраивает домашние программы и группы бхакти-врикша. Она создала 15 групп. Может, это будет происходить медленнее, но если есть вдохновитель, все это будет развиваться. Я знаю еще одну матаджи, в другой стране, она открыла 25 групп. Она иммигрировала в Канаду и переехала в Торонто. За первый год она открыла там 6 групп. Все ищут причины, чтобы отказаться - это невозможно, ничего не выйдет, но некоторые люди знают, как делать. У них есть энтузиазм, они уверены, что все получится, - у них есть какое-то внутреннее видение. Если появится такой лидер, то все заработает. Но если люди инертны... Конечно, нужна реклама. Храм должен раскручивать эту программу, рекламировать ее. Храм должен понимать, что эта программа не разобщает общину, а помогает культивировать людей и сплачивать их. Преданные бхакти-врикши могут помогать храму - например, готовить пиры. Должно быть взаимопроникновение бхакти-врикши и храма. Потому что если этого сотрудничества нет, храм рассматривает бхакти-врикшу как конкурента. И люди чувствуют, что эта программа ущемляется, и серьезно не относятся к ней.
- Как избежать проблем при делении групп бхакти-врикша? (Лекция о нама-хатте, Москва, 6.01.2003.)
- Бывает так, что предыдущий лидер забирает с собой всех хороших людей и оставляет только новичков. Нужно найти какой-то баланс. Это должно решаться между этими двумя лидерами и лидером сектора. Но если оба лидера хотят одного и того же преданного к себе в группу, лидер сектора должен спросить этого преданного, в какую подгруппу он бы хотел. И если этот преданный выбирает одну из групп, другая может взамен получить двоих - чтобы уравновесить ситуацию. Нужно смотреть на объективные потребности групп - нужно, чтобы в каждой были и старшие преданные, и средние, и совсем молодые. Каждая группа проходит в своем развитии несколько стадий: стадию знакомства, стадию притирки, конфликтов, а затем наступает стадия комфорта. И зачастую, достигнув этой стадии, преданные уже не хотят проповедовать, не хотят делиться. Но группа бхакти-врикша должна делиться - это часть ее «дхармы», она должна расти и делиться. Даже если после деления какой-то преданный оказался в другой группе, это ничего не значит, вы все равно можете оставаться друзьями.
Должен быть определенный дух жертвоприношения. Может, вам нравится просто сидеть со своими друзьями, но бхакти-врикша означает принятие на себя какой-то ответственности ради служения. В этом аскеза бхакти-врикши - вы не можете находиться в одной и той же группе на протяжении долгого времени.