Бхакта Дравида, «Вечные ценности», 24 декабря 2006
Здесь мы приводим выдержки из семинара Вишну Таттвы прабу по грихастха ашраму. Два отклонения
Существуют два отклонения, две ведьмы на пути преданного служения: привязанность и отвращение. Иногда вайшнавы думают, что, ведя семейную жизнь, они не должны серьезно трудиться, зарабатывать деньги, посвящать свое время воспитанию детей и ведению хозяйства, потому что все это майя. Шастры предлагают нам трезвый путь. Они указывают на то, что семейная жизнь предназначена для исполнения наших материальных желаний. Если они не будут исполнены, нам придется родиться вновь. Семейная жизнь нужна, чтобы изжить эти желания: реализовав их, отложить их в сторону. Удовлетворение чувств должно быть, но благочестивым образом. Ошибка думать, что в семье вайшнавов не существует удовлетворения чувств. Если мы так думаем, возникают странные по своей жесткости и даже жестокости отношения в семье, казалось бы, преданных. Таково одно из отклонений. Другое, и наиболее распространенное отклонение связано с погружением в материальное, когда супруги думают, что надо зарабатывать больше денег. Сегодня множество вайшнавских семей отходят от активного преданного служения просто в силу той идеи, что им якобы не хватает денег на жизнь.
Только один супруг - преданный
Семейные обязанности касаются и православных, и кришнаитов. Идеология состоит в том, что и тот и другой - слуги. Я служу тебе, и я служу тебе. В семейной жизни атеистов та же самая идеология. Семья не место для эксплуатации другого человека. Не только вайшнавская семья, но и любая семья нуждается в атмосфере любви и доверия. Если она присутствует - есть шанс на дальнейшее сближение. Есть много пар, когда один из супругов преданный, другой - нет. Преданный не должен пренебрегать своими обязанностями, он должен заботиться о своем супруге. Я люблю тебя не потому, что ты читаешь Харе Кришна мантру, а потому, что ты есть. Но мы как кришнаиты любим только того, кто повторяет «Харе Кришна», но если он произносит «Отче наш», у нас возникают проблемы с такими людьми. Почему? И я обнаруживал такие истории, что если преданный ведет себя правильно, то через какое-то время его супруг начинает принимать преданное служение. Потому что у них есть доверительные отношения. Я доверяю тебе на бытовом уровне, и, когда ты говоришь о каких-то своих непонятных философских вещах, я начинаю прислушиваться. Потому что есть доверительные отношения. Но если их нет - твоя философия непонятна, и я знать ее не хочу! Не потому что я такой философ, я перечитал все книги Прабхупады, оценил философию сознания Кришны и признал ее непригодной. Просто потому, что у нас нет отношений. И самый высший тип счастья - просто исполнять свой долг через не хочу. И если мы не можем служить на бытовом уровне, исполняя обязанности по отношению к тому, кто рядом, как же мы сможем служить тому, кто скрыт от наших чувств, кого мы не видим и в чьем существовании даже сомневаемся?
Вайшнавская и ведическая модели
Шастры говорят о том, что женщина должна быть очень послушна. Шастры говорят о том, что мужчина должен быть очень ответственен. Но практика показывает, что ни те ни другие не дотягивают до этого уровня. У нас должно быть терпение. Ради чего? Ради того, что мы собираемся любить друг друга. На уровне разума я делаю выбор: эту женщину я буду любить в течение моей жизни. Какая ерунда: он не достаточно зарабатывает! Это ничего, что она не слишком хорошо готовит! Вайшнавская семейная модель несколько отличается от традиционной ведической. Вайшнавы - это ни мужчины ни женщины. Вайшнавы понимают, что не стоит слишком настаивать на исполнении обязанностей мужчины или женщины. Ведическая модель - это модель карма-канды. Мужчина и женщина исполняют свой долг для того, чтобы первоклассно наслаждаться в этом мире. Но вайшнавы живут вместе, чтобы продвинуться в духовной жизни. Я не буду настаивать и говорить: «Я мужик! Давай все, что есть, мечи на стол! Почему такая нерасторопная?! Я представитель духовного учителя!» По мере того как человек прогрессирует в духовной жизни, правила и предписания варнашрамы начинают отступать. Но, тем не менее, нам нужна достаточно комфортная обстановка в семье, чтобы заниматься духовной практикой.
Разводы в ИСККОН
К сожалению, в семьях преданных происходят разводы и измены. Что называется, «все как у людей». И желания как у людей. Это происходит потому, что мы незрелые преданные. Мы не осознаем настоящей цели жизни. Если бы цель жизни была для нас действительно актуальной, мы бы многого не замечали. Но проблема в том, что достижение любви к Богу кажется нам какой-то книжной теорией. Проблема также в том, что мы не имеем вдохновляющего общения. Тогда семейные отношения оказываются под градом ударов со стороны материальных целей и желаний. Люди разводятся, потому что ищут счастья. Они не видят его здесь, они ищут его в другом месте. В сознании Кришны преданный ищет счастья в удовлетворении чувств Кришны, и какие-то проблемы, нереализованность на других уровнях его уже не беспокоят. У Прабхупады в общем-то была не очень удачная семья. Его жена не очень разделяла его устремления. Но он никогда не забывал о Кришне. Он был счастлив даже с такой женой, которая продала «Бхагаватам» и купила пачку чая.
Виваха-ягья и штамп в паспорте
Шрила Прабхупада, обнаружив, что семьи преданных на Западе не отличаются особой стабильностью, в определенный момент поставил такое условие: перед тем как проходить виваха-ягью, семья должна жить в узаконенном браке с печатью в паспорте как минимум год. Это будет давать хоть какую-то гарантию того, что их отношения серьезны. Виваха-ягья тоже обязательна. Она предназначена для того, чтобы подтвердить наш внутренний выбор. На ней даются обеты. Нам нужен сильный, яркий ритуал, который зафиксирует этот момент в сознании. Она будет напоминать нам в течение жизни о том, как мы должны действовать.
Четвертый принцип и посвящение
Что означает - следовать четвертому принципу (отказ от секса вне брака, а в браке - только для зачатия детей. - Прим. ред.)? Для многих и многих людей следование этому принципу начинается ограничением рамками семьи. Это уже очень серьезно. Это уже очень высоко. Ограничиться взаимоотношениями с одним человеком на всю жизнь - это серьезная решимость. Человек перед Богом дает обет, что только с этим человеком у него будут брачные отношения. Таким образом, брак - это первая регуляция. Это уже следование четвертому принципу. Не утвердившись на этом уровне, невозможно обсуждать более высокий... Едва ли кто-то из духовных учителей ожидает, что к моменту посвящения мы уже находимся на уровне ништхи. Анартхи преодолеваются по милости гуру, в результате правильно организованной благочестивой жизни, воспевая святое имя в обществе садху. Тем не менее - как же получить посвящение, ведь обета соблюдать четыре принципа никто не отменял. Существуют различные периоды. Перед получением пранама-мантры и инициации. Ожидается, что два года человек следует этим принципам. Для чего? Чтобы он обрел решимость. Да, он падает на этом пути. Встает. Снова продолжает идти. Кто может гарантировать, что мы будем следовать четырем принципам всю жизнь? Никто. Даже Кришна. Поэтому оценивается решимость.