Самый молодой из лидеров нама-хатт в Казани Ачарья Ратна прабху, рассказывает о своей, сугубо мужской группе.
- На ваших нама-хатах не присутствуют матаджи, а только прабху. Почему вы так решили?
- На самом деле мы не принимали такого решения. Наша нама-хатта образовалась с благословления старших вайшнавов, по милости московского преданного Доял Гауранги прабху. Он вдохновил нас с Айдаром прабху и поделился с нами опытом. Он также объяснил некоторые принципы, которым мы до сих пор стараемся следовать. Первая наша нама-хатта прошла у Кришна Кишоры прабху… На самом деле мы не делим преданных по половому признаку. Матаджи тоже могут приходить, тем более у нас позволяет площадь. В одной комнате может проходить нама-хатта для прабху, в другой – для матаджи. Мы ни перед кем не закрываем двери. Было бы желание.
- Принцип в том, что мы общаемся вместе и растем духовно. Он вдохновил нас рассказом о том, что те преданные, которые принимали участие в нама-хаттах, прогрессировали и, со временем, создавали свои нама-хатты. Они начинали активно проповедовать, посещали святую дхаму. Поэтому наша нама-хатта рассчитана на то, чтобы вдохновить человека на проповедь. Мы ориентированны на рост, и когда отношения преданных крепчают, мы начинаем приглашать новых людей. К нам недавно начал ходить Василий прабху. К сожалению, некоторые бхакты отдалились от нас. Мы пытались с ними работать, но в том, что они ушли, конечно есть и наша вина. Дело в том, что если поставить цель, можно собрать новых людей, но я вижу, что не все наши преданные к этому готовы… В начале прошлого года наша нама-хатта вынужденно проходила дома у Айдара прабху. Он успешно справился с ее проведением, проявил себя как хороший преданный, показал, что может принимать у себя гостей и проводить духовные программы
- В чем на ваш взгляд отличие таких нама-хатт (только для прабху) от общих нама-хатт?
- Мы не должны смотреть с точки зрения телесной концепции. Все мы души. Просто нам проще общаться именно в таком кругу. У нас задача – установить дружбу. А если мы будем устраивать отношения между матаджи и прабху – это будет что-то другое. У нас нет каких-то новшеств. Мы поем полтора или два часа, потом можем свободно общаться. Если есть желание, мы читаем священные писания, и каждый может их прокомментировать, вынести что-то на обсуждение. В конце программы – прасад и еще раз общение.
Особая милость Шри Чайтаньи
- У вашей нама-хатты есть особенность: вы мало обсуждаете, а иногда вообще не обсуждаете философию, зато много воспеваете. Почему так происходит?
- Мы улавливаем общее настроение. Если есть желание петь, идет энергия, мы можем не останавливать киртан вплоть до прасада. Но я бы не сказал, что мы много поем. Наша нама-хатта проходит среди недели, поэтому мы физически не можем петь больше, чем два с половиной часа - с 18.00 до 20.30. К примеру на нама-хатте у Михаила прабху (в доме матаджи Лиды, лидер – Шьямачандра прабху. – Прим. Д.) киртан может длиться и четыре часа… На самом деле этому учили Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда, которые прошли всю Индию с киртаном. Интересную лекцию можно послушать в храме, а нама-хатты нужны для развития отношений, общения. Поэтому мы разговариваем на любые темы, если у кого-то – проблема, мы можем ее обсудить. Но, как правило, у людей возникает желание именно попеть. Я не знаю с чем это связано. Может быть особая милость Господа Чайтаньи.
- Ваши нама-хатты иногда заканчиваются довольно поздно – в десятом часу.
- Дело в том, что мы делаем упор на то, чтобы встречаться среди недели. Поскольку именно в это время образуется вакуум в общении. Многие наши участники ходят в субботу на нама-хатты к Дина Бандху, к Анжеле, к Михаилу. Поэтому мы собираемся среди недели. Кто-то приходит после работы, и начало иногда даже оттягивается на 18.30. Поэтому получается, что мы задерживаемся. Это конечно не очень хорошо, мы теряем в садхане, но данный недостаток компенсируется тем, что мы восполняем пробел в общении. Я думаю, это не плохо. В любом случае мы следим за тем, чтобы каждый мог добраться до дома на транспорте. - Если бы у вас не проводилась нама-хатта, как бы это отразилось на вашей духовной жизни?
- Общаясь с преданными мы прогрессируем, без этого может наступить деградация. Поскольку обсуждение с вайшнавами игр Господа и совместное воспевание святых имен – один из важных аспектов преданного служения, мы должны делать это ежесекундно. Нама-хатты и духовный прогресс, на мой взгляд, очень связанны.
- Что должен делать лидер нама-хатты, чтобы объединить преданных?
- Начало и финал таких отношений – служение. Он должен стремиться удовлетворить преданных, он должен создать им удобные условия, чтобы они остались довольны. В этом секрет успеха любой нама-хатты.
Нехватка ответственности
- В чем на ваш взгляд главное достоинство вашей нама-хатты?
- Меня радует то, что мы продолжаем собираться. Наверное мы единственная нама-хатта, участники которой собираются среди недели. Обычно упор делается на выходные, но в выходные мы и так имеем возможность приехать в храм. Мне нравится, что у нас не возникает споров по поводу воспевания, мы всегда рады принять новых людей.
- Чего вашей нама-хатте не хватает?
- Может быть, не хватает ответственных людей, которые могли бы расширить эту нама-хатту. Рано или поздно, мы должны становиться серьезнее. Это относится ко всем, в том числе и ко мне. Это недостаток скорее не нама-хатты, а наш собственный, который мешает нам развиваться.
- Как членам нама-хатты удовлетворить Господа Шри Чайтанью Махапрабху?
- Только искренним воспеванием святых имен. Каждый житель города должен услышать имя Шри Кришны, должен познакомиться с маха-мантрой и преданными. Мы можем раздавать прасад, мы можем распространять книги. В любом случае, Господь Чайтанья очень доволен, когда мы проповедуем, когда мы не сидим сложа руки. Мы – динамично развивающееся общество, у нас не должно быть застоев. Это должно быть естественно, не наигранно. Мы не должны никого принуждать. Когда человек духовно растет, он хочет поделиться своим духовным опытом. Он видит, что люди мучаются и он хочет им помочь. Сострадание ко всем живым существам – именно это проявлял Господь Чайтанья. И мы должны идти по его стопам, не разделяя людей на женщин, стариков или еще кого-то. Мы все равны, все мы – души, поэтому все живые существа должны получить святое имя.