На различные вопросы о нама-хаттах отвечает редактор нашей газеты Ишвара прабху.
Дружба ради Гауранги
- 3 марта – День явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. В чем важность Гаура-пурнимы?
- Понять истинный смысл прихода Господа не сложно, но только при одном условии - мы должны стремиться к общению в обществе вайшнавов. Только Господь по Своему желанию может даровать нам милость, видя силу нашего стремления. В подтверждение выше сказанного приведу слова Господа из «Шри Чайтанья-мангалы» Лочана даса Тхакура.
«Никто не знает сокровенного смысла предания о том, как полубоги пахтали океан нектара. В качестве мутовки они воспользовались горой Мандара, в качестве веревки - царем змей Васуки. Первое, что произвели они при пахтании, было калпа-тару, дерево, дарующее безмерное богатство и исполняющее все желания. Внутри этого дерева было трансцендентное сияние, исходящее от прекрасного тела Господа Чайтаньи, высшего олицетворения чистой милости. Никогда не было воплощения, равного Шри Кришне Чайтанье. Он источник всех воплощений. Он придет в мир и явит Свои трансцендентные игры. Я буду раздавать Мою милость всем людям, проповедуя сознание Кришны. В век Кали Я явлю золотой образ Шри Гауранги Махапрабху, чтобы распространить санкиртана-ягью, совместное воспевание Моих святых имен. Приняв образ золотой аватары, Я исполню твою клятву, о Парвати, и дарую всем любовь к Богу. В образе Господа Гауранги, сути всех трансцендентных качеств, Я освобожу падшие души Кали-юги».
- Как по вашему, то что преданные не очень дружны, является ли следствием невыполнения указаний Господа?
- Каждого из нас связывает желание служения. Человеку свойственно действовать в соответствии со своими пониманиями. Людей объединяет общая цель. Каждый преданный уникален как индивидуум. Наша задача сейчас понять, что мы нуждаемся друг в друге. Только дружба преданых душ может доставить радость как Верховному Господу Кришне, так и всем живым существам.
Божества всегда в центре
- Есть ли недостатки у казанских нама-хатт?
- При правильном общении человек учится видеть достоинства, что вдохновляет его на определенные шаги. Прежде всего, развивается желание принять ответственность за свои слова и действия. Изменения, которые происходят в Казанской ятре, говорят сами за себя - община взрослеет. Рост любой общины обусловлен отношением прихожан к духовной практике, и здесь нам на помощь приходит правильная организация общения в нама-хаттах.
- Чего плохого в том, что одни и те же преданные ходят на разные нама-хатты?
- Это показатель того, что преданные ищут общения, способного утолить их духовный голод. И пока бхакта свободен от ответственности перед обществом, он так и будет как неприкаянный, подобно разорванному облаку приходить и уходить, не зная, как себя занять, служить на благо окружающих. Забота о духовной жизни прихожан является ответственностью не только нескольких очень загруженных преданных. Долг каждого из нас научиться уделять внимание новым людям и постоянным членам общины. Начиная заботиться об участниках нама-хатт, преданный берет на себя определенную ответственность, что позволяет стать участником деятельности одной определенной нама-хатты. Когда он будет заниматься развитием определенной нама-хатты, ему уже будет некогда слоняться из одной нама-хатты в другую ради веселья. Когда каждый член группы получит личное внимание, в котором он нуждается, преданные будут чувствовать эффективность общения, и община сплотится.
- Почему Божества должны стоять в центре нама-хатт?
- В духовном мире центром общения является Господь. Каждое живое существо стремится служить Ему, доставляя радость и счастье. Поэтому они освобождены от влияния материальной энергии. Царство Бога - это естественная среда для душ. Мы же обусловлены материальным миром. Когда это опасное путешествие начинает утомлять джив (живых существ), они начинают постепенно приходить к пониманию: какую дружбу они отвергли и ради чего. В нама-хатты человек приходит именно для того чтобы научиться тому, как восстановить былую дружбу. Мы пытаемся почувствовать дух Вайкунтхи, служения. Служа друг другу, мы учимся служить Божествам доставляя Им радость. Божества счастливы, когда преданные дружны в общении и служении.
Мир вашему дому
- На казанских нама-хаттах практикуется иногда приглашать известных гостей…
- Рост в нама-хаттах должен быть динамичным, новые люди должны приглашаться. Так как нама-хатты - это маленькие группы преданных, по мере их увеличения, они должны делиться на маленькие группы и расти. Когда приезжает известный гость, группы могут организовать слет нама-хатт и провести мини-фестиваль с участием приглашенного гостя. Мы должны понимать, что группы нама-хатт должны дружить и сотрудничать для удовлетворения Господа Кришны. Лидеры могут, собравшись во главе с куратором назначить день мини-слета нама-хатт, приурочив это к определенным праздникам или приездам лидеров движения.
- Стоит ли приходить на нама-хатту без приглашения?
- Вайшнавы рады всем, однако культурный человек будет согласовывать свой приход с лидером нама-хатты.
- Модель идеальной нама-хатты – какова она?
- Общество слуг. Куратор по нама-хаттам служит всем лидерам нама-хатт, координируя их деятельность. Лидер – слуга группы. Каждый член группы имеет личного наставника для общения и вдохновения, чтобы получить заботу и внимание, в котором он нуждается.
- Что обретает человек, участвуя в группе общения нама-хатты?
- Нама-хатта – это место где учатся раскрывать свои сердца. Здесь мы учимся общению на тему Кришна-катхи.
- Если человек хочет пригласить нама-хатту к себе домой, какими должны быть его первые действия?
- Это означает, что у человека начало созревать желание получить полноценное духовное общение. Дом, где люди пытаются научиться говорить и слушать о Кришне, очищается и в него приходит мир, процветание и благоденствие. Хозяева квартир начинают духовно расти и прогрессировать. Такому человеку можно посоветовать обратиться с предложением к лидеру той нама-хатты, с участниками которой он хотел бы общаться у себя дома. Для лидера нама-хатты - это очень хорошая возможность увидеть уровень своей нама-хатты. Эта встреча даст возможность для роста.
Прабхупада и яблоки
- Каковы необходимые условия для организации общения в нама-хатте у себя дома?
- Прежде всего, желание пригласить вайшнавов. Естественно, когда в доме ждешь гостей, наводишь чистоту и порядок. Остальные условия сами по себе проявятся по желанию самих участников встреч. Нужно понимать, что мы идем общаться, а не пировать. Когда Шрила Прабхупада начинал свои программы в Америке, в конце программы он делил яблоки на дольки и угощал участников. Прасад - это милость Господа, и сила милости не зависит от количества. Даже не обязательно наличие алтаря. Книги Шрилы Прабхупады являются литературными воплощениями Божеств. Им также можно поклоняться как Божествам на алтаре. Если хозяева квартиры могут предоставить помещение для обучения общению, остальные условия проявятся сами собой. Преданные ходят не в гости, а в школу общения, где цена за обучение - активное участие.
- Где можно узнать о деятельности нама-хатт в Казани?
- На собрании совета общины Казанской ятры было принято решение о создании в храмовой комнате стенда посвященного нама-хаттам Казани. Там будут указаны адреса, телефоны и имена ответственных: лидеров, их помощников, хозяев предоставляемых квартир. Каждый желающий сможет закрепиться в той или иной нама-хатте по желанию, выбрав своего наставника… Надеюсь, каждый будет рад узнать, как называется его нама-хатта, где она проходит, как зовут лидера, как зовут помощника лидера и т. д. Для новых участников и тех, кто хотел бы присоединиться, будет хорошая возможность определиться. Каждый член нама-хатты может вдохновлять своего лидера на активную деятельность в создании общей базы нама-хатт как в Казани, так и по всему региону. Таким образом, мы все сможем жить дружно, сообща в одной большой семье Шрилы Прабхупады.
- Что необходимо сделать для развития нама-хатт в нашей республике?
- Первое – это принять ответственность. Второе – лидер нама-хатты должен учиться быть слугой всей группы. Общение в самой нама-хатте должно строится в форме беседы в кругу, где каждый должен учиться высказывать свое мнение по поводу обсуждаемой темы. Таким образом, члены нама-хатт смогут научиться правильно, не стесняясь излагать свои мысли. И самое главное, чего может бояться пассивный участник группы - необходимости роста - деления на две малые группы. Без деления одной большой нама-хатты на две маленькие будет сложно увидеть духовный рост как прихожан, так и всей ятры. У малой нама-хатты есть шанс, вырасти и вновь поделиться, и так до бесконечности. Принимая ответственность, каждый должен вырасти в лидера - слугу слуг. Настало время для создания дружного коллектива, равных лидеров нама-хатт, объединенных дружбой, а не должностными обязанностями.
Показатель застоя
- Каковы ваши предложения для начала объединения движения нама-хатта, в одну семью Прабхупады?
- Для достижения цели нужен куратор или по-простому представитель лидеров нама-хатт по Татарстану, вокруг которого хотели бы объединиться лидеры нама-хатт Татарстана. Должна быть выработана общая концепция, чтобы все лидеры сотрудничали на равных. Этот представитель должен быть выбран исходя не из стажа практики сознания Кришны, а исходя из его стремления развить эту программу. Самое главное, он должен понимать, как можно достигнуть намеченных целей. Такой человек в Татарстане есть. Эта личность по всем категориям: духовным и материальным, вполне способна объединить нама-хатты татарстанского региона, вывести их на новый этап развития. Он живет в Челнах и его зовут Атмарама прабху… Сейчас самое главное продолжать общение между лидерами. И если лидеры нама-хатт сами изъявят желание собираться вместе, хотя бы раз в две недели или раз в месяц, без давления с верху, то и стратегия наметится, и прогресс проявится. В нашем движении сознания Кришны есть административное руководство управляющее деятельностью общества на местах и в регионах. Лидеры нама-хатт являются его помощниками в развитии общины, они подчиняются руководящему совету общины на местах. Стоит отметить, что лидеры наших нама-хатт душой переживают за эту программу и хотят ее развития. Однако у каждого из них – свое видение ситуации. Каждый из них может помочь оживить общение в нама-хаттах, привнеся что-то новое. Поэтому, чтобы не действовать поодиночке, они могут собраться и высказать свои пожелания, выбрать единый путь развития для всех нама-хатт ятры. Действуя в едином русле каждая группа сможет обрести и сохранить свой самобытный характер. Все будут хотеть общаться и не стесняясь говорить и слушать о Кришне.
- Чего членам татарстанских нама-хатт не хватает?
- Не хватает объединения. Только настоящая неподдельная дружба между преданными может по настоящему объединить. Инициатива должна исходить от каждого из нас, по доброй воле, без принуждения с верху. Не надо ждать, когда нас попросят, мы сами можем проявить интерес и попытаться взять ответственность за необходимые виды служения на благо всех жителей города, республики, мира. Нужно начать вводить на нама-хаттах систему наставничества. Нужно научиться проявлять заботу о каждом преданном. Важен индивидуальный подход. Причем каждый сам выбирает себе наставника. Через какое-то время, по мере духовного роста, когда преданный будет готов взять ответственность за свои слова и действия, он сможет взять заботу о ком-то еще. Если люди не чувствуют заботы - это показатель застоя, нерешительности и безответственности каждого участника общины! Не надо ждать заботы о себе, надо дать ее другим!