Лидер нама-хатты на проспекте Победы Прабхупада Прана прабху поделился практическим опытом в деле проведения нама-хатт.
- Какова роль киртана в программе нама-хатты?
- Когда мы приходим на нама-хатту: кто-то с работы, кто-то еще откуда-то, наш ум сосредоточен на разных проблемах. Киртан позволяет переключиться, расслабиться, отрешиться и с нового уровня войти в обсуждение философии. Воспевание святых имен позволяет очистить ум. Скажем, если один из вайшнавов уже избавился от проблем, то другой в процессе киртана может перенять это настроение. Коллективное воспевание помогает настроиться на одну волну.
Рубить правду-матку!
- Обязательно ли готовиться к лекции нама-хатте или можно импровизировать?
- Я всегда планирую не чтение лекции, а обсуждение какой-либо темы с преданными. Зимой мне сложно готовиться: на рынке невозможно долго держать в руках книгу. Спасают лекции. Я включаю плеер и в процессе слушания определяю для себя основные моменты, которые мы можем обсудить. Если речь идет о какой-то злободневной теме, требующей более детального изучения, тогда я читаю шастры, собираю выдержки из комментариев Шрилы Прабхупады, потом все это конспектирую. И на нама-хатте обсуждение идет более планомерно. Вообще, если группа наших преданных захочет досконально изучить какую-то тему, можно устроить что-то вроде семинара. Причем готовиться к нему будет не только ведущий, но и все участники обсуждения – каждый будет говорить, дополнять.
- В чем на ваш взгляд отличие лекции на нама-хатте от лекции в храме?
- Когда преданных не много, они лучше погружаются в обсуждение проблемы. Кроме того, когда преданный читает лекции в храме, он может не иметь личных отношений с кем-то из присутствующих. Поэтому он подбирает слова, чтобы правильно выразить мысль, никого не обидев. На нама-хатте – все свои, и можно рубить правду-матку! Это моя вина
- Какие приемы вы применяете, когда чувствуете, что беседа пошла не в том направлении?
- Задача ведущего: корректным образом прервать такое. На нама-хатте иногда присутствуют неофиты, и подчас что-то произносится с переходом на личности. Но мы не должны опускаться до такого. Никто из нас не совершенен и мы все пришли в это общество очиститься. Если идет какой-то нелицеприятный обмен репликами и возникают склоки, я могу даже стукнуть кулаком по столу и сказать: «Так, на правах ведущего, прошу прекратить!» Иногда, чтобы вернуть обсуждение в нужное русло, я просто задаю вопрос какому-то преданному, либо начинаю рассказывать историю, и те, кто отвлекся, включаются в беседу заново.
- Какие проблемы преданным наиболее интересны для обсуждения?
- C сожалением придется повторить, что преданные на нама-хаттах иной раз ведут себя несколько пассивным образом, от них не всегда исходят идеи. Это, конечно, моя вина. Когда задаешь вопрос аудитории, иногда не находишь особого отклика. В таких случаях приходится самому предлагать тему. Я делал несколько попыток заинтриговать преданных, сам выбирал тему, рассказывал. Мне говорили: «Классно!» В следующий раз я спрашивал, какая тема будет интересна. Мне говорили: «Про религию!» Обсуждали. Потом еще. Но через два-три занятия запас кончался, и мы приходили к тому, что было раньше: к скучному, серому обсуждению. Видимо, причина во мне. Мне больно, когда такое происходит. Но я все же верю, что вместе, мы сможем вывести нашу нама-хатту на более высокий уровень.
- Какие темы вам лично наиболее интересны для обсуждения?
- Их много. Трудно придти к пониманию, что я не тело, а душа. Эта тема может быть избита, но если мы будем продолжать обсуждение, приводя примеры, то мы придем к пониманию. Как говорил Шрила Прабхупада: «Это – рука. Она – не я, но она моя. Это – нога. Она – не я, но я она моя…» Так можно все перечислить и задать вопрос: «А где же я? Где обладатель всего этого?» Такие примеры помогают уйти с телесной платформы.
- Если на нама-хатте присутствует новый преданный, то как-то меняется ход обсуждения?
- В идеале нужно делать на это скидку, но иногда не получается. Скажем в том случае, если определена какая-то тема. Просто я стараюсь в таком случае излагать тему более простым языком, без использования санскрита. Все зависит от человека. Было такое, что новым преданным задавали вопрос, а они отмалчивались. Поэтому мы даем им больше возможности слушать. Но если человек по природе любит говорить – мы позволяем ему высказаться.
На плечах одной женщины
- Какова роль нама-хатты в привлечении новых людей в ISKCON?
- На нама-хаттах мы можем обсуждать, что мы можем сделать, чтобы кого-то привлечь. Например, группа Ачарья Ратны выходит на харинаму. Это прямое привлечение. Можно выйти со своей группой на совместную санкиртану. Группа нама-хатты может участвовать в проповеднических программах, подобно той, что прошла у нас летом под названием «Фестиваль индийской культуры». Сейчас матаджи Анжела снимает залы и приглашает проповедников, которые дают знания простым людям. Я ей помогаю решать какие-то технические вопросы. Получается, что мы своей нама-хаттой пытаемся принять участие во внешней проповеди. Каждая группа может сделать что-то свое.
- В чем на ваш взгляд главное достоинство вашей нама-хатты?
- Радует, что у некоторых преданных, таких как Анжела, Яшасвини деви даси, Расасиндху прабху есть энтузиазм. Они предоставляют свои квартиры для преданных. Мало того, они бросают все свои дела и сами готовят прасад. Огромное спасибо всем преданным, которые, так или иначе, стабильно приезжают на эти программы. У них есть ощущение того, что это их обязанность. Может быть преданному лень куда-то ехать, но он должен понимать, что это его духовная жизнь, и она имеет первостепенное значение. Долг грихастхи хотя бы раз в неделю посетить храм и хотя бы раз в неделю придти на нама-хатту. По-моему, об этом говорит Бхактивинода Тхакур. Если этот минимум не соблюдать, можно уйти в майю.
- Чего вашей нама-хатте не хватает?
- Хочется, чтобы преданным нашей группы и мне самому пришло понимание, что мы приходим не просто для галочки, отметиться. Мы учимся отношениям, мы стремимся создать особую семью. В итоге должно образоваться ядро из преданных, которые будут самыми неразлучными друзьями. На нама-хатте мы пытаемся обрести не просто друга, а друга-вайшнава. Должно быть желание бежать на нама-хатту, чтобы пообщаться с другом. Этого не хватает. К тому же мы должны быть активны и не взваливать готовку прасада на плечи одной женщины – Анжелы или Яшасвини. Мы сами должны приходить и готовить, приносить продукты или деньги. Нужно что-то отдавать. Тогда мы сможем решать любые вопросы. Скажем, что нам стоит пойти на харинаму. Поскольку у нас есть теплые отношения, мы берем и выходим. Или решили на нама-хатте полностью устроить воскресную программу: провести киртан, купить и почистить бхогу, приготовить прасад, убраться после программы в алтарной и на кухне. Поскольку у нас есть отношения, мы сделаем это.
- Как участникам казанских нама-хатт удовлетворить Господа Шри Чайтанью Махапрабху?
- В Волгограде Госвами махарадж приводил два стиха из «Чайтанья Чаритамриты». Господь приказывает всем стать гуру. Также Господь Чайтанья говорит, что Его преданный не должен внешне ничего менять. Он не должен покидать дом или семью, бросать свои обязанности. Наоборот, выполняя свой долг, он должен заниматься духовной практикой и при этом не ожидать последователей. Мы должны оказывать служение всем обусловленным душам, говоря им о Кришне. На нашей нама-хатте мы пытаемся создать ядро, каждый член которого будет лидером, то есть возьмет ответственность. Каждый получит возможность как бы стать гуру, но с таким умонастроением, что он должен служить всем. Он должен иметь смирение, терпение, не ожидать почестей, выражать почтение другим.