Ученик Бхакти Викаши Свами из города Моршанска Тамбовской области Рохини Кумар прабху пару недель гостил в Казани и учил преданных любви и теплым отношениям. С ним мы побеседовали о бхакти-врикше и нама-хатте.
Избегая закостенелости
- В чем заключается ваш опыт в проведении нама-хатт?
- 10 лет я провожу нама-хатты в разных городах. Помогаю преданным осуществлять разные планы в этом направлении, но больший акцент я делаю на бхакти-врикшу, так как она более эффективна, она дает больше вкуса от общения. На нама-хатте люди поют и вкушают прасад из года в год. При этом у них отсутствует миссия, нет развития. На бхакти-врикше все не так. Подразумевается, что каждый из ее участников должен привести в группу как минимум одного нового человека и взять о нем заботу. Более того, что касается обсуждения философии, то даже слабоподготовленный, не имеющий глубинного понимания основ сознания Кришны человек может участвовать в нем. Нама-хатта имеет тенденцию к закостенелости, в то время как бхакти-врикша динамично растет.
- Как должна проходить бхакти-врикша?
- Традиционно программа бхакти-врикши состоит из шести этапов. Первый – «ломка льда». Люди приходят на программу со своими эмоциями, проблемами. Нужно раскрепостить и сплотить их, создать атмосферу тепла и доверия. Лидеры должны принимать в этом активное участие. Второй – совместное чтение джапы. Бывают случаи, когда начинающие преданные принимают какие-то принципы, но никак не могут начать повторять святое имя. У них появляется возможность взять четки и повторить круг мантры вместе со всеми. Есть такой опыт, когда люди именно на бакти-врикше начинают свое повторение святого имени. Третий – киртан или бжаджан. На обычной нама-хатте во время киртана и лекции люди могут думать о чем-то своем. Однако здесь, после «ломки льда» и совместного чтения джапы, люди уже настроены правильным образом на волну шраванам и киртанам. Они внимательны. Четвертый – обсуждение, состоящее из трех частей. Мы берем тему, выделяем основные моменты, обсуждаем их и учимся применять на практике. При этом нужно обязательно разобраться, как каждый понимает тему. Пятый – мы отчитываемся о проделанном служении за неделю и берем новые обязательства. Это также отсутствует на нама-хатте. Каждый ставит перед собой посильную задачу: что он будет делать в течение недели. Эти цели не обязательно должны быть глобальными: распространить столько-то книг или провести харинаму. Преданный может пообещать, определенным образом общаться в своей семье, подавая пример вайшнавского поведения, чтобы, скажем, улучшить свои отношения с женой. Шестой – прасад. Не обязательно раздавать много обильного прасада. У всех разные возможности, поэтому еда может быть скромной.
Избегая шаблонов
- Как правильно организовать бхакти-врикшу?
- Первое. Кроме желания, лидер, который начинает проводить эту программу в ятре должен быть готов взять ответственность за других. Он должен понимать, что ему придется жертвовать своим личным временем. Преданный должен понимать миссию своего духовного учителя, ведь то чем он будет заниматься – это помощь своему гуру. Должно быть не желание выделиться, самоутвердиться или найти себя, а осознание себя как слуги. Таков мотив. Второе. Преданный должен в смиренном состоянии ума искренне молиться Божествам, парампаре и гуру, чтобы они уполномочили его заниматься этой деятельностью. Для чего это нужно. Когда придет успех, а он обязательно придет, человек может посчитать, что он является причиной такой удачи. В итоге гордость может привести к деградации, к проблемам в духовной жизни. Когда человек растет, берет на себя ответственность, то к нему приходит больше испытаний. Поэтому, когда мы молимся Господу, то мы реально может видеть, что все делает Он, вернее даже - духовный учитель, а сам преданный – просто инструмент. Третье. Тот, кто берется заниматься бхакти-врикшей, должен быть очень творческим человеком. Конечно, есть книга про устройство бхакти-врикш, но нельзя действовать по шаблонам. Это будет неестественно, безэмоционально и механично. Четверное. Такой преданный должен собрать лидеров, которые хотят проводить бхакти-врикшу и обучить их как правильно проводить программу. Причем в начале он должен дать им тему для обсуждения, уже испробованную им самим, им не нужно ничего придумывать. Пятое. В каждой группе естественным образом, кроме уже существующего лидера, появится еще один человек, готовый взять на себя лидерские обязанности. Когда такая группа достигает 15-ти человек, она должна безболезненно разделиться надвое.
- Зачем в ятре должны проводится нама-хатты и бхакти-врикши?
- Шрила Прабхупада в «Нектаре наставлений» пишет, что чистый преданный от остальных отличается тем, что он разными способами проповедует славу святого имени. Поэтому, если мы вообще ничего не делаем – у нас есть только храм и все, то со временем сознание Кришны может угаснуть. К нам приходят люди, у которых есть потенциал и творческий подход. Нужно дать им возможность проповедовать всеми удобными способами. Проповедь в ятре должна развиваться во всех направлениях. Есть люди, которые привязаны к нама-хаттам, которые не могут работать в бхакти-врикше. Тогда путь нама-хатта так и существует, путь они продолжают свое общение. Для кого-то более перспективна бхакти-врикша. Скажем для молодых преданных, которым она поможет проявить себя с разных сторон. Очень важны образовательные программы: бхакти-программ, вайшнавский этикет, бхакти-шастры и т. п. Преданным также должна оказываться психологическая и социальная помощь. Мы же – общество, община. Поэтому мы развиваемся, то есть к нам приходят люди. А раз они приходят, мы должны дать им сознание Кришны.
- Если нама-хатты или бхакти-врикши в ятре не развиваются, как должно действовать руководство ятры?
- Лидер – это слуга, который должен заботиться о прихожанах и жить их жизнью. Его задача не просто учить, а вдохновлять. Поэтому если лидеры видят, что они сами не могут организовать бхакти-врикшу или другие проповеднические программы, тогда они должны просто приглашать проповедников из других городов. К тому же, это полезно в плане обмена опытом…
Избегая конфликтов
- Бывают ситуации когда обстановка на нама-хатте накаляется, и преданные даже могут поругаться. Возможно ли такое на бхакти-врикше, и как бороться с такими ситуациями?
- Самое первое, будь то нама-хатта или бхакти-врикша, нужно оговорить определенные «правила игры». Одно из правил означает, что каждый имеет право на свое мнение, даже если оно ошибочно. Если это правило нарушается, то лидер мягко останавливает спорщиков. Тем более, что в ходе слушания, рассмотрев ситуацию под разными углами и выслушав другие точки зрения, человек может скорректировать свое мнение. В этом преимущество бхакти-врикши относительно храмовских программ. Есть хорошие тренинги которые помогают работать в рамках бхакти-врикши над своим собственным восприятием. Если у лидера что-то не получается, он должен обратиться к вышестоящему лидеру, который отвечает за все бхакти-врикши, и тот должен «выехать» на место и разобраться в ситуации. Еще можно изучать вайшнавский этикет, в контексте того, насколько пагубно критично относиться друг к другу. Можно также индивидуально беседовать с конфликтующими преданными.
- За какие проступки человек может быть исключен из нама-хатты или бхакти-врикши?
- Если человек нарушает стандарты поведения он может быть исключен. Но только на время. Такого преданного «не выбрасывают за борт», с ним нужно заниматься по индивидуальной программе, чтобы помочь решить его проблемы.