Бхакта Рамадас (Набережные Челны), «Вечные ценности», 28 августа 2007
Кения – это небольшая страна в Восточной Африке, состоящая из 42 племен. За десятки тысяч километров от России и в другом полушарии – ее люди живут в часовом поясе, где действует московское время. В трех значимых городах этой страны (Найроби, Момбаса и Кисуму) имеются храмы ISKCON, и в каждом храме проводится ежедневное распространение прасада в рамках программы «Пища жизни» («Food for life»). В основном прасадам распространяется детям в школах. Множество христианских организаций открывают школы для местных детей и подростков, большинство из которых сироты или бездомные, и практически в каждой из них, дети ждут FFL с нетерпением.
Следует упомянуть, что здесь расположена штаб-квартира ЮНЕСКО, широко развернул свою деятельность Красный Крест, и другие благотворительные организации.
В Момбаса очень много христиан и мусульман. Мусульмане с радостью жертвуют на FFL, особенно по пятницам, а христиане с радостью зовут к себе в свои школы. Однажды я спросил одного мусульманина, о том, почему они живут мирно и даже дружно с христианами ? И он сказал, - «Бог один. Мы поклоняемся Богу через пророка Мухаммеда, они поклоняются тому же Богу через пророка Иисуса, который также описан в Коране. Единственное наше различие – мы ходим в мечеть, а они в церковь».
В первые же дни своего пребывания в Кении, я обратил внимание на благочестие местных жителей, они открытые и добрые, не воинственные. Если практически по всей Африке постоянно проходят гражданские войны и государственные перевороты, то в Кении, с момента обретения независимости от Английской королевы, не было войн и междоусобиц. Кенийцы любят петь и танцевать, их местная музыка похоже на рэгги и очень мелодичная. Шрила Прабхупада приехав однажды в Кению, сказал своим преданным, чтобы они организовывали киртаны и кормили всех прасадам, а философию местным жителям сложно будет понять, они получат ее в своих следующих жизнях. Ну прямо как настоящие вайшнавы: смиренные и покорные, что ни шаг – то танец, что ни слово – то песня.
В Кении живет много индусов, в основном гуджарати. Большинство из них родились здесь. Гуджарати – это одна из самых набожных и благочестивых наций в Индии. Гуджарати очень искусны в торговле. Вы можете приехать в любую точку земного шара, и встретив там общину индусов, будьте уверены – половина из них гуджарати. Также они преуспели и в Кении, они основные работодатели для местного населения и налогоплательщики для государства. Они верят в Кришну, но с небольшой интерпретацией, в свойственной для гуджарати манере. Их основное религиозное течение носит название «Свами Нараян» и в отличии от ИСККОН они говорят Хари Кришна, а не Харе Кришна.
Благодаря индусам, в каждом городе Кении существует храм «Свами Нараян», храмы для поклонения Лакшми-Нараяне, Господу Шиве и Хануману. И конечно же они любят ходит в храмы ИСККОН. В наши храмы они приходили бы большим числом и чаще, если бы мы им обещали только материальное процветание, поэтому в другие храмы они ходят чаще. Так или иначе, их благочестия достаточно чтобы понять, хочешь чего-то для души - без всяких примесей - иди в храм Харе Кришна. Благодаря индусам, в Кении (откровенно говоря, это не только в Кении, повсюду) существуют красивые храмы ИСККОН и программа «Пища жизни».
В Кении живет народ масаи. Это очень простой народ и вследствие своей простоты, другие местные пересказывают про них анекдоты точь-в-точь как в России про чукчу. Они в большинстве своем ведут кочевой образ жизни и живут вдали от городов. Они пасут коров и любят за ними ухаживать. При переезде из одного города в другой, их часто можно увидеть в саванне пасущими коров и облокотившимися на палку, в точности как пастухи Вриндавана. Все поголовно, они носят шафрановые одеяния напоминающие одежду санньяси. Кто они? Бывшие или будущие жители Враджа? Так или иначе, глядя на них я всегда погружаюсь во Вриндаван.
Ежегодно, с периодичностью в несколько месяцев, преданные устраивают Ратха-ятру в Найроби, Момбаса и Кисуму. Организацией Ратха-ятры занимаются преданные из общины прихожан. Джай Джаганатх!
В Кении все знают про Харе Кришна. Благодаря FFL, Ратха-ятре и еще одной программе, которую много лет назад начал ученик Шрилы Прабхупады, Трибхуванатха прабху. Пару лет назад он оставил тело и один из его последователей, Гиридхари прабху, продолжает эту важную для проповеди программу. Каждую зиму (декабрь, январь и февраль – самое жаркое время в Кении, экватор пересекает страну пополам и три основных города расположены в южном полушарии) преданные из Европы, в основном из Лондона, прилетают и начинают «Фестиваль Харе Кришна».
На грузовике переоборудованным под автобус, они путешествуют по Восточной Африке (Кения, Танзания, Уганда). Из года в год к ним присоединяется Махавишну Свами. Приезжая в какой-нибудь город, они раскладывают сцену со светотехникой и музыкальной аппаратурой, и вечером начинают «Фестиваль Харе Кришна». Индийские танцы, спектакли, песни про Кришну в стиле рэп в исполнении местных черных гурукулят, киртан и в завершении праздника - прасадам. Куда бы они ни приехали, везде их встречают на ура.
Стараниями Трибхуванатхи прабху, был записан альбом «Little Go-kool» на английском языке в стиле рэп в исполнении гурукулят из Кисуму. Все было сделано профессионально, и когда я привез несколько дисков в Москву, преданные были в экстазе. К моему сожалению я не застал Трибхуванатхи прабху вживую, но он ярко ощущается в преданных, которые приезжают на Фестиваль.
Когда наши программы пересекались, а я занимался FFL, я наслаждался общением с преданными, пропитанными духом проповеди. Каждому из них можно посвятить целую книгу. Упомяну лишь Махавишну Махараджа. Ему около 60-70 лет, и у него постоянно на плечах его фирменный аккордеон. Он поет Харе Кришна всегда и везде, подыгрывая себе на аккордеоне. Во время переезда из города в город, если он видит большое скопление людей возле дороги, он немедленно останавливает машину, возглавляет киртан, и местные жители с удовольствием ему подпевают. В таком ритме Махарадж путешествует по всему миру круглый год.
Эта страна на берегу Индийского океана, достаточно интенсивно пропитывается сознанием Кришны. Как-то я отпустил немного длинные волосы, и после этого никто не верил что я кришнаит. А когда ты идешь в дхоти, все кричат – Харе Кришна, Харе Рама. Сюда приезжают Гопал Кришна Госвами, Махавишну Свами, Радха Говинда Свами, Мадхава Махарадж. Единственное что бросается в глаза, здесь мало вайшнавов из местного населения, в основном все индусы. Говорят, что африканцам, сложно соблюдать целибат и не принимать интоксикаций. Так или иначе, в Африке не так уж много мест, где столь интенсивно проливается милость Господа Чайтаньи.
На берегу озера Виктория в Кисуму, ученица Радха Говинды Махараджа много лет назад открыла гурукулу для местных сирот и бездомных. Можете себе представить: маленькие черные дети в дхоти с тилаками и поют Харе Кришна. Альбом «Little Go-kool» был записан в их исполнении. Они живут как в храме: мангала-арати, джапа, гуру-пуджа, прасадам, уроки, гаура-арати. Иногда туда приезжает кто-нибудь из Европы или Америки на полгодика, в качестве преподавателя.
Местные африканцы очень неприхотливы в еде. Вареный рис и вареные бобы их обычная пища, и в отличии от индусов они не любят специи. В их кухне много вегетарианского, но также едят мясные блюда. Именно в Кении я пристрастился к кукурузе, они запекают ее на углях. Момбаса считается манговым раем на земле. Его там много, разных сортов, и практически круглый год. Каждое утро в храме дают манговый салат в манговом соке, и сок не жидкий, а густой как сметана.
Меню FFL тоже простое – вареный рис и бобы в подливе. Готовят местные преданные. Божествам не предлагается, зато есть аккуратненький алтарик с Панча-таттвой. Каждый день, кроме воскресенья, прасад развозится по школам. У каждой школы свой день недели для преданных. Перед раздачей собираются дети, пару раз повторяют всю маха-мантру, и Шри Бхагавад-прасадам ки, джай!