Чайтанья Чандра Чаран прабху: В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ Я БЫЛ ХУДОЖНИКОМ
Бхакта Дравида, «Вечные ценности», 21 марта 2008
Чайтанья Чандра Чаран прабху - один из двух русскоговорящих духовных учителей в нашем движении. Его пример – пример антифанатизма и практичности философии сознания Кришны. Когда я начинаю думать, что сознание Кришны – неработающая философия, я говорю себе: «Но ведь он ее принимает». А он не фанатик. Он разумный человек. Он очень разумный человек. И раз он ее выбрал, значит, она того стоит. Почему бы мне не последовать примеру разумного человека?
Чайтанья Чандра Чаран прабху – один из лучших русскоязычных проповедников. Говорю это, основываясь на собственном опыте: его проповеди я слышал предостаточно. Во многом благодаря ему я воспринимаю сознание Кришны как науку.
Чайтанья Чандра Чаран прабху любезно согласился ответить на мои вопросы во время прошлогоднего фестиваля в Кринице.
– Ваша милость, вы – опытный преданный. Не могли бы вы сравнить преданных 80-х годов, которые жили в советское время, и нынешних преданных.
– В 80-е годы было все то же самое. Просто было меньше возможностей. Не было храмов. Почти не было книг Шрилы Прабхупады. Только-только появилась «Бхагавад-гита». Но Харе Кришна мантра была, принципы были, прасад был. Было несколько лекций духовных учителей. Был вайшнавский песенник, который нам также прислали из-за границы. Так что та же самая практика существовала. Мы встречались, воспевали «Харе Кришна», очень серьезно практиковали чтение Харе Кришна мантры. Повторяли больше шестнадцати кругов: 50 кругов, 64 круга.
Обвинения в шпионаже
– И вы лично тоже?
– Я лично тоже повторял 64 круга мантры, 32 круга мантры. Воспевать святое имя – это была наша главная цель. Мы очень хорошо это усвоили, приняли как квинтэссенцию, как вывод шастр и практиковали. Поэтому я не думаю, что была какая-то качественная разница. Преданность была у всех. Желание распространять было у всех. Преданные шли на любой риск ради распространения. Я думаю, это происходило благодаря акценту на святое имя. Ну и сама ситуация в стране была опасная, нестабильная. Перестройка, диссиденты поднимались, начинался хаос, и было непонятно, что будет с будущим России. Сознание Кришны предлагало альтернативу. И многие люди обращали на него внимание как на мудрость Востока и помогали Движению. Разница было лишь в том, что у нас было меньше ведической информации. Сейчас очень много книг, много общения со старшими преданными, а мы «варились в собственном соку» и учились на собственных ошибках. Поэтому отношения между преданными, между лидерами иногда складывались сложно. Трудно было понять: как действовать совместными усилиями. Легче было в одиночку, когда отвечаешь только за себя. Если поймают – так в тюрьму именно тебя и бросят. Были особенности времени. Мы были в подполье, но не хотели там находиться. Преданных сажали за вегетарианство, обвиняли в шпионаже в пользу ЦРУ. То есть отличались обстоятельства, но сам фактор преданного служения был тем же самым.
Ультиматум властей
– Бытует мнение, что в то время преданные были более серьезными в практике…
– Были и несерьезные преданные, но они сразу уходили. Как только они видели, что это опасно для жизни, для работы, для семьи, они уходили. Очень много людей ушло. Я не думаю, что это были стопроцентные преданные. Просто люди привлекались какой-то эзотерикой, получали посвящение, не видя гуру, не обладая пониманием... Конечно, это был большой риск – предлагать гуру таких учеников. И многие из них быстро уходили: кто в христианство, кто – куда-то еще. Но серьезные преданные, которые понимали весь риск и всю ответственность, оставались. Они были бесстрашными. Кроме того, мы же были воспитанниками коммунистических идеалов. Мы считали, что риск и даже смерть за правое дело – это почетно, хорошо. Мы принимали это, потому что мы были воспитаны на героях гражданской войны, на революционерах, на Павлике Морозове. Это все – тип бунтарей. И мы в этом же духе проповедовали сознание Кришны.
– Вы говорите о несерьезных преданных, которые приходили и сразу уходили, потому что не могли долго оставаться в Движении. Получается, что сейчас в Движении несерьезные преданные могут находиться долгие годы?!
– Несерьезный преданный – означает, что он, может быть, еще не понимает значения этой культуры, этой практики сознания Кришны. Поэтому он несерьезен. Но он привлекается. И сейчас у таких людей есть возможность быть поблизости, посещать программы и праздники без страха и риска. Это тоже возможность развития, но постепенная. В то время мы не могли так постепенно развиваться, потому что нас сразу замечали власти и предъявляли ультиматум: либо в тюрьму, либо ты отказываешься. Поэтому сразу приходилось предаваться. Человек, который повторял 16 кругов, сразу был заметен.
Пистолет ко лбу
– В качестве штриха к портрету того времени, расскажите историю санкиртаны.
– В те годы из Владивостока в Санкт-Петербург приехала одна женщина. Она услышала, что там есть большая ятра. В то время городами, где было больше всего преданных, были: Киев, Москва и Санкт-Петербург, а также города Прибалтики. И в то время мы уже имели регистрацию в Санкт-Петербурге и только-только добились разрешения распространять книги со столиков. И когда она увидела, что прямо на улице в открытую распространяют «Бхагавад-гиты», она была в таком восторге, что тоже захотела попробовать. Она напрочь забыла об опасности, одела сари, встала у столика и начала проповедовать в открытую. Люди подходили, слушали, покупали книги. Подошел один серьезный человек. Молча встал и начал внимательно смотреть. Она продолжала проповедовать, но почувствовала, что в этом человеке было что-то странное, от него исходила какая-то угроза. И вот этот человек достает нож, причем такой профессиональный нож и приставляет его к ее животу. Вплотную, на глазах у всех, без всякого страха. И начинает вращать нож с нажимом. Она смотрит на него и повторяет «Харе Кришна». Он говорит: «Не боишься?», она отвечает «Нет». И дальше повторяет. Он убрал нож. Люди вокруг тоже напряглись. Она снова начала проповедовать. Тогда он достал пистолет и приставил ей ко лбу. В это время люди, которые были у столика, разошлись подальше. Человек жестоко и хладнокровно смотрел на нее и держал палец на курке. Она снова стала повторять «Харе Кришна», глядя на него. Он говорит: «Не боишься?» Она опять отвечает «Нет!» Тогда он убрал пистолет и достал фотоаппарат. Это была мини-модель, каких раньше ни у кого не было. По его хорошему оснащению стало очевидно, что этот человек из каких-то спецслужб. Он в упор сделал снимок, сказал: «Мы тебя обязательно найдем!», – и ушел. Такой вот случай на санкиртане. Она продолжала распространять книги, потом еще выходила много раз, но этого человека больше не было. Эту матаджи звали Нанди Мукхи...
Решимость и фанатизм
– Переходим в наше время. Вы много ездите по городам. Как меняется жизнь преданных в последние годы?
– Жизнь преданных, как мы сказали, в принципе, не меняется, но меняется их отношение к миру, к обществу преданных. Сейчас в Движении сознания Кришны в России есть устойчивая тенденция среди преданных: брать на себя ответственность, руководить. Еще несколько лет назад положение было везде одинаковым. Каждой ятре не хватало всего одного человека – того, кто мог бы управлять и быть лидером. Сейчас об этом преданные уже не вспоминают, они начинают брать инициативу на себя. Это большой шаг вперед.
– Какая проблема наиболее характерна для жизни преданных, на ваш взгляд?
– Проблема в том, что преданные часто бывают разрозненны. Тех, кто не живет в ашраме, а живет семейной жизнью – подавляющее большинство. Брахмачарьев почти не осталось. В грихастха-ашраме люди начинают заботиться о своей семье, беспокоиться о работе. Как правило, они «разбросаны» по всему городу, и им трудно общаться.
– Насколько вы довольны проповедью в России?
– Россия – одно из самых лучших проповеднических мест в мире. Россия и еще Украина. Россия всегда будет лидировать в плане интереса к духовной жизни. В России до сих пор не иссяк интерес к философии сознания Кришны. В начале, понятно, была новизна. Потом люди почувствовали угрозу со стороны сознания Кришны, поскольку там были решимость и фанатизм. А теперь на сознание Кришны обращают внимание интеллектуальные ученые люди.
– На мой взгляд, судя по вашим лекциям, вы человек, у которого нет ни капли фанатизма, который широко смотрит на многие вещи в духовной практике, избегая их узкого понимания.
– То, о чем вы говорите, скорее всего, изошло из моего образа жизни, потому что я всю жизнь путешествую. В поездах у вас нет такой строгой садхана-бхакти, вы тесно переплетаетесь с кармическими людьми. Когда вы живете в ашраме, в чистоте, вы занимаетесь регулируемым преданным служением, вы здоровы. Но если вы путешествуете, вы не можете так хорошо себя регулировать. Это очень сложно. Сложно поддерживать здоровье, сложно восстанавливать силы. Поэтому я опираюсь на этот фактор в своей практике.
Национальная кухня
– Каков ваш распорядок дня во время ваших путешествий?
– Сейчас в каждом городе я провожу две программы в день: утром и вечером. Всегда есть встречи в течение дня. Это занимает еще несколько часов. Также у меня должно быть отведено время на джапу.
– Утром и вечером?
– Да, когда успеваю, потому что в поездках все бывает сложно. Если я сильно устаю, например, когда я приезжаю, мне нужен отдых. После ночного поезда я завтракаю, и еще мне нужен сон, хотя днем я спать не люблю. И за день-два я восстанавливаюсь. Я уже могу снова вставать в 4.30, повторять все круги сразу. Но это длится 3-4 дня. Потом нужно ехать дальше, и снова тут же выходишь из колеи. Таким образом, я живу, как могу.
– Как вы решаете вопрос с питанием?
– С питанием самый сложный вопрос. Везде сейчас готовят хорошо. Преданные научились готовить. Но везде готовят по-разному.
– У вас есть своя диета?
– У каждого есть своя диета. Это та привычная пища, на которой человек вырос. Преданные пытаются осваивать ведическую кулинарию, но здесь в России они не умеют готовить ведическим способом. Редко кто умеет. Поэтому здесь я предпочитаю национальную кухню.
– Так что же для вас более привычно?
– До 16 лет я жил на севере Сахалина. Я там вырос. Там самой привычной пищей была капуста, морковка, картошка. Пили сырое молоко...
Мир цвета и форм
– Раз уж мы коснулись вашего детства, не могли бы вы рассказать о каком-нибудь своем духовном опыте, полученном в детстве.
– Сложно назвать это духовным опытом, но в детстве, если я смотрел на звездное небо, меня это очень сильно тревожило. Я жил на берегу Охотского моря. Луна, закат и просто стихия производили на меня сильное впечатление. Меня не покидало чувство, что кто-то смотрит на меня сверху. Кто-то следит за мной. И я думал, что есть какой-то разум. Не Бог, я Богом его не называл. Мне казалось, что все живое: деверья – живые, океан – живой. Как будто было присутствие какой-то личности. Это чувство всегда появлялось, когда я видел стихию или открытое небо. Не знаю, насколько это было духовно, но это было. И также было очень обостренное восприятие красоты, поэтому я ушел в мир живописи, цвета, форм. Когда я видел, как весной распускаются листья, все эти линии, нежные цвета – меня охватывала дрожь. Я это все рисовал, медитировал. Может быть, все это мне тоже помогло в сознании Кришны.
– А сейчас вы рисуете?
– Да, конечно, это моя врожденная природа. Когда моя тетя ездила в Москву, она купила мне в подарок акварельные краски в тюбиках. Сейчас в этом нет ничего необычного, но в то время такие краски были большой редкостью. В основном краски были как камешки – их приходилось растирать, а кисти были щетинные. Она привезла мне беличьи кисти, с острыми наконечниками, а в тюбиках была настоящая жидкая акварель. И вы не поверите, я задрожал, когда увидел эту коробку и почувствовал запах краски. Я спрятал эти краски и несколько лет их не вынимал, пока они не высохли до каменного состояния. Я ими не пользовался, для меня главным было – сохранить их! Это была для меня такая ценность. А потом позже астролог сказал мне, что в прошлой жизни я был художником-живописцем. Поэтому цвет, живопись – это моя врожденная природа. Иногда я этим занимаюсь, когда отдыхаю или болею.
– Вы ведь были пионером и комсомольцем…
– Я не понимал, что такое быть комсомольцем или пионером, хотя носил все атрибуты. Мы платили комсомольские членские взносы. И все. Нам привили сильную любовь к Ленину, и я ее чувствовал. Чистое и бескорыстное бхакти. Я помню, как в детском саду мы сидели перед портретом Ленина, и все дети плакали. Это был идеальный образ. Нам преподносили Ленина как самого доброго человека, который любил детей, рабочих, крестьян, всех людей. И ради них он пожертвовал своей жизнью. То есть была идея бескорыстия. И она имела воздействие. Поэтому мы чувствовали это искаженное бхакти к личности, которая была доброй, как Бог. Такое было, но я не видел этого отражения в мире. Я не встретил ни одного человека, который был бы похож на Ленина. Остальные коммунисты были жесткими, устанавливали жесткие дисциплинарные нормы. Многие были пьяницами, а в конечном итоге все стали пьяницами, поэтому я не понимал, что это за организация. Ленина я понимал – это был хороший человек, но что такое все остальное – я не знал.
Ленин не знал о душе
– Для контраста к образу Ленина. Опишите теперь образ духовной личности – Шрилы Прабхупады.
– Шрила Прабхупада – это духовная, трансцендентная личность. Его образ проникает в сердце помимо убеждений. В нас же закладывали идеологию в форме убеждения. Но в сознании Кришны все происходит по-другому. Мы просто читали о примере Шрилы Прабхупады и воплощали то, что Прабхупада давал на практике. И мы чувствовали его присутствие. Буквальное присутствие. Это не был просто какой-то портрет. Это была личность всегда: в книгах, в изображениях, в нашей деятельности. Он был живым. Ленин все равно был мертвым. Хотя и провозглашалось, что «он жил, жив и будет жить», мы понимали, что это больше аллегория. А здесь можно понимать буквально, что вайшнав присутствует в том, что он говорит. Это не какая-то догма – это живое знание. И, конечно же, Ленин ничего не знал о душе, о Боге. Он занял место Бога не по праву. А Шрила Прабхупада по праву занимает это место как представитель Бога.
Свободное время мне не нужно
– Что меняется в вашей жизни с марта 2006 года, когда было объявлено, что вы можете принимать учеников как гуру?
– Увеличивается ответственность. Требуется больше самоотречения. Я настраивался принимать учеников, потому что были преданные, которые общались со мной, как с духовным учителем, которые чувствовали зависимость от меня, которые на меня направляли веру. Я почувствовал, что они – дети, которых преступно обманывать. Ребенка или человека, который полностью зависит от вас, обманывать преступно! Необходимо оправдывать такие отношения. Я должен быть тверд в сознании Кришны, подавать пример, не искажать и еще серьезнее относиться к проповеди философии Шрилы Прабхупады. Все то же самое, просто поднимается ответственность за свои слова, поступки и практику сознания Кришны.
– У вас, наверное, в связи с этим стало меньше свободного времени.
– Я не знаю, что такое свободное время.
– То есть раньше его тоже не было?
Нет. И я, в принципе, не задумывался об этом. Если уж говорить прямо, свободное время мне и не нужно. Если только для отдыха, чтобы лечь и расслабиться. Режим сознания Кришны: всегда есть, чем заняться, любое время для преданного служения.
– Каким вы видите Движение сознания Кришны в России через 15 лет?
– Через 15 лет мы увидим, что будет большое развитие. На мой взгляд. Я не пророк, и не вижу такими глазами. Но я чувствую это как проповедник, поскольку все эти годы я нахожусь в России и наблюдаю, как развивается проповедь, как меняются люди, каково отношение к духовности. И я вижу, что в России серьезные предпосылки для развития и установления принципов сознания Кришны именно в народном, национальном масштабе. Есть все возможности для этого. Через 15 лет у преданных уже будут свои поселения и общины, свой социум. И люди начнут этим сильно привлекаться, поскольку мы осуществим это практически. Сейчас они все принимают философию, но не все практикуют. Они не видят примеров, как это можно применить сейчас. Они привязаны к работе, к пенсии, к социуму – к чему угодно. Поэтому не рискуют менять свою жизнь. Но если мы подадим пример того, как с этим знанием можно жить, люди, несомненно, будут делать то же самое.
Продолжение книги будет
– Если бы вы сегодня присоединились к сознанию Кришны, что бы вы для себя отметили.
– Я бы отметил, что в сознании Кришны проводятся хорошие фестивали. И также отметил бы, что этим людям очень трудно жить в социуме со своими убеждениями. Мне кажется, я бы это заметил. Но важно то, что люди, даже испытывающие такие трудности, которые противопоставляют свои идеалы материальным, при этом очень жизнерадостны, когда воспевают «Харе Кришна». Это бы меня впечатлило. При всей аскезе и трудностях жизни, они очень радуются, когда собираются вместе. Этот фактор очень важен.
– Я слышал, вы хотите издать еще одну книгу на тему «Как я пришел в сознание Кришны»?
– Мы планируем сделать это в конце десятилетия. Издать книгу-продолжение с историями за десяток лет. Преданные могут писать мне. Эти истории мы будем собирать и готовить новое издание.
– Ваше пожелание нашим читателям?
– Преданным можно пожелать, чтобы они были увереннее в проповеди полезных вещей. Они должны проповедовать то, в чем они уверены, убеждены сами. То есть нужно быть не теоретиками, а давать людям полезные вещи, актуальные. А всем остальным людям я желаю заинтересоваться Абсолютной Истинной. Тогда все в жизни встанет на свои места!