Вайшнавский бард или бард-вайшнав – именно так можно окрестить преданного из Нижнего Тагила, ученика Рохини Суты прабху – Нату прабху. Его песня «Караван Прабхупады» очень популярна среди русскоговорящих преданных. Однако ей одной его творчество не ограничивается. Он уже выпустил несколько авторских альбомов. На последних двух вайшнавских фестивалях в Кринице многие преданные приходили послушать его песни. Однако сам он вовсе не гордится своими музыкальными достижениями. Как истинный вайшнав, он предлагает плоды своего труда Верховной Личности Бога – Кришне…
– Как вы начали заниматься музыкой?
– Музыкой я начал заниматься еще в глубоком детстве. Начиная с шести лет, в музыкальной школе я изучал струнные инструменты. Я ее не закончил, но занятия музыкой продолжил в обычной школе. Друзья научили меня игре на гитаре. У нас в школе была своя группа, она называлась «Солидарность». После школы мы продолжили. В составе очень замечательной группы «Будни» мы играли американский кантри, ирландский фольклор, но тексты писали на русском языке.
– У вас, если можно так сказать, «бардовский» стиль исполнения песен. Почему он вам так нравится?
– Потому что это возможность рассказывать, он близок многим. Вообще бардовское движение в России не следует привязывать к шестидесятым годам прошлого века. Барды были всегда. Стиль рассказа истории, то есть того, что со мной или с кем-то случилось, этот балладный стиль – очень древний. На самом деле, когда рассказывается какая-то история, иногда она рассказывается в песне. И поэтому кажется, что стиль похож на манеру исполнения каких-то конкретных бардов, например, Окуджавы или Высоцкого. Но это даже не их стиль, они его тоже заимствовали у кого-то! Это просто древний самобытный стиль, и он не умирает, потому что он позволяет многим говорить в кратком формате, в рамках короткой песни. Когда есть история, можно просто рассказать ее – и люди сами делают выводы. И Чаплин, например, пользовался таким же подходом. Он говорил: «Суть моего творчества - это рассказывать истории, а люди сами все поймут, если они глубокомыслящие, они задумаются. Даже если не поймут, история на неосознанном уровне проникнет в сердце». Нам всем в детстве рассказывали какие-то сказки и истории. Здесь присутствует воспитательный фактор. Не нужно поучать. Следует просто рассказать о том, что с таким-то персонажем случилось то-то, пошел он туда-то, сделал то-то и получил за это вот то-то. Дети сами делают выводы.
– У вас есть песня про «Бхагавад-гиту». Расскажите, как произошло ваше знакомство с этой книгой, и что она значит в вашей жизни сейчас?
– В первый раз я увидел «Бхагавад-гиту» на Невском проспекте в Петербурге. Это было еще до девяносто первого года. Она лежала на одном прилавке вместе со многими книгами. Я ее не купил, но подумал: «Какая-то очень сложная книга!» Не знаю почему, но такая была мысль. А уже потом, когда я познакомился с преданными, моей первой книгой была «Совершенные вопросы, совершенные ответы». Она дала мне такую свежесть! Я почувствовал, что это нечто очень чистое, без всякой «мути». До этого я прочитал много философских книг: и Шри Аурабиндо, и Гессе, и разных философов. Но везде присутствовала какая-то неясность, какая-то «мутная вода», некая недосказанность. Как будто авторы хотели запутать людей. Или же сами были запутаны. А то, что дает Прабхупада – очень кристальное. Ленин, кстати, говорил, что тот, кто ясно мыслит, умеет ясно говорить. И я зачитывался, даже занятия в институте пропускал. Сидел и просто читал «Бхагавад-гиту». Меня даже преданные попросили переложить «Бхагавад-гиту» на стихи. И я пытаюсь. Для меня переписывание «Бхагавад-гиты» – это еще один способ медитации на нее.
– А потом стихи вы положите на музыку?
– Нет, не на музыку. Стихами легче учиться. Например, если стих запомнить легко, то фразу запомнить иногда сложнее. И Кришнадас Кавирадж меня тоже просил о подобном. Он сказал, что если такие-то тексты переведешь в стихи, их легче будет выучить.
– Раз уж вы упомянули и об организаторе харинам в Москве, Кришнадасе Кавирадже прабху, расскажите насколько сильно ваше творческое сотрудничество с ним.
– Познакомились мы на Грушинском фестивале, это был, по-моему, две тысячи второй год. Там мы просто вместе участвовали в харинамах. А когда что-то делаешь вместе, то сближаешься. Ему попался в руки диск с моими песнями, потом он позвонил мне и предложил сделать совместную запись песни «Сосед-кришнаит», снять клип на нее. Он организовал финансирование этого проекта. Совместно с профессиональными звукорежиссерами в Екатеринбурге мы сделали запись. Он спел два куплета – первый и последний. И хотя я был не очень доволен качеством работы кармических режиссеров, но все равно многим понравилось. Мой друг, с которым мы вместе учились, тоже преданный, даже начал снимать клип в Москве. Но в силу разных обстоятельств съемки не были завершены. Но это был интересный проект и, может быть, он даже будет закончен. Проблема в том, что там присутствует мультипликация, а она очень затратная. Это мультфильм с живыми лицами, то есть тела героев и все события - нарисованные, а лица персонажей - настоящие.
– Вы продолжаете сотрудничать с Кришнадасом Кавираджем прабху?
– Я знаю, что он поет мои песни, использует их в разных мероприятиях. У нас дружеские отношения. У него свой стиль, который не совсем соответствует моему исполнению. Но я знаю, что многим нравится то, что он делает. И я не против этого, потому что убежден, что нельзя загнать творчество в какие-то рамки. Если песня сама по себе живет, то нельзя ее контролировать. Когда кто-то ее запоет, нельзя говорить: «Ты так не пой, пой только так как я». Это уже будет каким-то безумием.
– Вы слышали, как ее исполняют белорусские преданные? Они читают рэп.
– Я слышал, что есть такое, но саму запись не встречал.
– Как эта песня родилась? В ее основе лежит реальная история?
– На самом деле это придуманная песня. Я просто хотел выразить отношение к преданным не словами вайшнавов, а словами постороннего человека. У меня есть целая серия таких песен, которые поют соседи, знакомые, какие-то прохожие. Например, даже когда распространяешь на улице книги, очень часто сталкиваешься с интересной реакцией на сами книги, на преданных. И люди такое говорят! Иногда они, даже сами того не понимая, проповедуют преданным. Причем прохожие говорят им истинные вещи, которые даже сами преданные пока не осознали. Кришна сам начинает действовать через прохожих.
– Хорошо, вернемся к вашей музыке. Вы не хотели бы сыграть в более жестком стиле?
– Ну, у меня немножко другие гуны, чтобы жесткую музыку играть. Но у нас с Бхагаваном Пандитом, который живет в Березниках, был один проект в Екатеринбурге. Я тогда еще был учеником Харикеши Свами, меня звали Ягьянта Крит. Мы играли уральский рок в стиле «Наутилуса Помпилиуса». И эти записи до сих пор где-то хранятся. Они по-своему мощные, пробивные, но мне такой стиль не близок. Потом мы сотрудничали с группой «Овод» в Нижнем Тагиле. Это были друзья преданных. Один из них, гитарист, потом стал православным монахом. Сейчас его зовут отец Клемент, он живет на Русском острове, в монастыре. Там тоже было несколько записей, исполненных в стиле хард-рок. Отлично было сделано! В некоторых вариациях хард-рок очень хорошо звучит, даже, на мой вкус, очень классно.
– А вы выступаете на каких-нибудь кармических концертах, в клубах?
– В клубах не доводилось, хотя если доведется, я не буду против. Просто для этого надо подбирать своеобразный репертуар. А в кармических фестивалях я участвовал. Например, в Нижнем Тагиле у нас проводился региональный фестиваль «Живой звук». Мы там выступали в девяносто восьмом году и сразу стали лауреатами. Потом был фестиваль «Афганский ветер», и тоже мы получили призы. Так было практически всегда, люди говорили, что у нас другая энергия. Сознание Кришны дает другой поток энергии, люди это чувствуют, и как-то отмечают это. Потом были фестивали: «Двадцать первый век без войны», различные бардовские фестивали, в том числе и Грушинский. Я не против участия, если есть повод.
– В некоторых ваших песнях улавливается сходство с музыкой Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».
– Я слушал его, мне нравился БГ, но я могу объяснить это с другой точки зрения. Она заключается в том, что я подсознательно что-то перенял у него, хотя и не хотел. Я интересовался кельтским и европейским фольклором, и он тоже им интересовался. У него много музыки просто перепетой с этих европейских мотивов. Он тоже берет и заимствует, как любой автор. Например, Высоцкий любил Шарля Азнавура и в чем-то подражал ему, а в чем-то – цыганским песням. Каждый автор перенимает что-то из прошлого опыта. И поскольку мы интересуемся похожими культурными слоями, похожими музыкальными темами, то и получается сходство. Мы ведь все равно все живем в России, поэтому мы все в чем-то вот такие – «одним молоком вскормлены».
– Вообще привязанность к музыке, просто к музыке, это хорошо или плохо?
– В Рамаяне говорится, что привязанность к музыке – это одно из чувственных наслаждений. Причем это может быть очень сильным чувственным наслаждением. Все любят музыку, эта привязанность идет из духовного мира. Там «что ни шаг – то танец, что ни слово – то песня». Там все поэтизировано. Кришна «Бхагават-гиту» рассказал стихами. Вьясадева записывал стихами то, что говорили другие, а другие тоже говорили стихами. Когда высокий уровень культуры, речь людей поэтизируется, и все становится музыкальным, так как это другой уровень сознания. Как говорят йоги «раскрывается чакра». Дхрува Махарадж говорил стихами. Когда господь Вишну коснулся его раковиной, он спонтанно произнес сто молитв – и все в стихотворной форме! Или возьмем, например, Кешаву Кашмири, который поклонялся Сарасвати. Он также мог говорить стихами. То есть подобные явления – реальность, просто мы с этим не соприкасаемся. Поэтому раз уж мы проповедуем, почему бы не проповедовать в музыкально-стихотворной форме? Надо использовать талант в служении Кришне, иначе это будет просто чувственным наслаждением, а любое удовлетворение чувств приносит страдания. Мы можем видеть, что многие музыканты сильно страдают. Вообще все творческие люди страдают, у них наступают депрессии, их не понимают... В итоге они не находят удовлетворения…
– Ваши пожелания преданным, которые начинают заниматься музыкой.
– Один из главных советов – это иметь благословление опытных преданных. Если мы делаем что-то без благословления, то мы будем только увеличивать дух наслаждения в музыке. Будет расти гордость, и потом будет тяжело. Но если ваше служение востребовано, то есть если есть просьба со стороны вайшнавов: «делай это, у тебя получится», «мы хотим», «нам нравится» – то стоит взяться за это служение. Оценка вайшнавов – это критерий. Если опытные вайшнавы подтверждают, что «да, это твое, и ты можешь так служить» – тогда проблем особых не будет, и все будет получаться. Если это просто «своя блажь», то лучше это бросить. Заняться чем-нибудь другим.