Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

С ХРИСТИАНАМИ ВЕДЕМ ДИАЛОГ

Денис Казанцев,
«Вечные ценности», 21 марта 2008


Ответственный за связи с общественностью в Центре обществ сознания Кришны в России Радха Дамодар прабху дал очень содержательное интервью нашей газете во время фестиваля в Кринице. Надеемся, что читателям оно будет интересно.

– Какова история отношении представителей Движения сознания Кришны в России с властными структурами.

– Официально Движение сознания Кришны в России существует около 20 лет. 19-го мая 1988 года Госсоветом по делам религии при совете министров СССР в Москве была зарегистрирована первая община. До этого были попытки зарегистрироваться. В 1981 году была подана заявка, но тогда было еще доперестроечное время, и эта заявка была отправлена в КГБ. Начались репрессии, которые длились пять или шесть лет, примерно с 1981 по 1987 год. Каких-то официальных поводов для репрессий не было, и поводы были изобретены...

– Какие, например, поводы?

– Учение философии вайшнавизма было незнакомо гражданам СССР, и поэтому строились какие-то страшные догадки и предположения о том, чему следуют вайшнавы. Это был конец времен застоя, слова «религия» и «проповедь» практически не употреблялись. Проповедовать было запрещено, это был основной повод для преследования. Его трудно было внести в какие-то законодательные рамки, поэтому «притягивались за уши» такие аргументы как: вегетарианство, тунеядство, проповедь (это называлось «агитация» и «пропаганда»). Но в 1991 году в России вышел Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», и мы попали под этот закон. Преданные, которые пострадали, были реабилитированы. Многие из них были в тюрьмах, в психбольницах... С этого момента государство, как бы «извинилось» перед Движением сознания Кришны за незаконные действия, и начался период его легального существования в России.

Радха дамодар прабху. Фото: Денис казанцев – А как они были реабилитированы?

– Выдавался документ о реабилитации, то есть были проведены расследования Генпрокуратурой, прокуратурами городов, и выдавались удостоверения реабилитированных. Некоторым даже выплатили компенсацию за незаконное содержание. Кому-то крупную сумму, а мне, например, выплатили сумму из расчета семь рублей в день.

– Семь рублей в день?! За что?

– За сидение в тюрьме.

– И сколько вы там просидели?

– Я провел там два с половиной года.

– Приличный срок

– Но там учитывалось не все. Вычиталось время предварительного следствия. В общем, рублей двести-триста мы получили. Смешно, конечно, но как таковая реабилитация была. Был акт на документальном уровне, была какая-то компенсация.

– Вы не могли бы немного рассказать о том времени, которое вы провели в тюрьме. Каково было отношение к вам как к кришнаиту?

– В тюрьме я находился с 1983 по 1985 год. В 1981 году в КГБ была создана группа «Поиск», которую возглавлял полковник Белопотапов. Их цель была такая: дискредитировать Движение сознания Кришны в России, посадить людей и запугать этим примером других, то есть фактически это была политическая репрессия. Был такой известный зампредседателя КГБ Цвигун, ему принадлежит крылатая фраза о том, что СССР угрожает несколько вещей: ансамбль «Beatles» и Харе Кришна. «Beatles» у нас сейчас показывают. И Харе Кришна тоже из разряда угроз перешло в разряд динамично развивающегося духовного движения, которое зарегистрировано официально и сейчас имеет статус нормальной религиозной организации со всеми атрибутами.

– Извиняюсь, мы ушли в сторону. Расскажите про тюрьму.

– Это были все виды: предварительное заключение, потом следственный изолятор, потом Бутырская тюрьма, потом зона в Мордовии... Потом химия. Это работа на стройках народного хозяйства, там людям, которые не нарушали режим, давали возможность трудиться на строительных работах, но при этом они содержались в закрытом помещении. Это форма полуограниченной свободы.

– Как к вам как к кришнаиту относились?

– Это был своего рода опыт. Интересный в том смысле, что у меня было время многое обдумать, размышлять, проповедовать. Как ни странно, там большие возможности, потому что люди никуда не спешат, у них есть время. Там люди слушают с интересом, сочувственно. Негатива особого не было, в то время там было много религиозных людей. Легко сажали за любую религиозную пропаганду. Допустим, в Бутырской тюрьме я познакомился с одним человеком – католиком-христианином. Его посадили за то, что он купил Библию и читал ее детям своих знакомых. Вот такая простая вещь! И это называлось «подпольным религиозным образованием детей»... Конечно, там были тяжелые условия... Были сложности с питанием, но мяса там практически не было. В Бутырской тюрьме содержатся неограниченные запасы соленых овощей типа капусты, и эти овощи тушат. Такое стандартное блюдо – соленая тушеная капуста, но, по крайней мере, овощное.

– Без мяса.

– Да, мяса практически не давали... Главное, там была проповедь. Там были другие религиозные люди. До меня в этой камере сидел один православный священник, потом при мне был вот тот католик, и других людей я тоже встречал в разных местах. То есть, в принципе, в тюрьмах у людей есть интерес к пониманию философии. Он развивается, потому что там не на чем остановиться. Деятельности нет.

– Каковы отношения с властью у преданных в России сейчас?

– После освобождения я еще два года жил в другом городе. Потом вернулся в Москву и начал процесс регистрации. Мы подали новую заявку на регистрацию, это был восемьдесят шестой – восемьдесят седьмой год. Встретили честных людей в Совете по делам религии, которые начали процесс регистрации. Они серьезно взялись за регистрацию: стали изучать нас, наши программы, посещать лекции. В то время девять научно-исследовательских институтов дали свои заключения о целесообразности регистрации вайшнавов в России. И на основе этих экспертиз в 1988 году Совет по делам религии зарегистрировал первую общину вайшнавов России. Это был своего рода прорыв, потому что за семьдесят лет Советской власти ни одна религиозная организация не была зарегистрирована раньше, из тех, кого раньше не было на территории России. Начиная с этого момента, за очень короткое время во многих городах России были зарегистрированы общины. Буквально в течение месяца или двух появилось пять-десять организаций по СССР, в частности: в Москве, в Петербурге, в Киеве, в Тбилиси, в Ереване, в Екатеринбурге, во Владивостоке – то есть в самых разных частях.

В 1992 году был зарегистрирован Центр обществ сознания Кришны в России – организация, которая объединила все эти общины в единую систему. А в 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», и общины перерегистрировались. Сейчас вайшнавы есть практически во всех регионах России. В частности, в ста восьмидесяти городах. Всего их около ста тысяч человек.

В России охвачены разные формы связи с философией сознания Кришны: есть люди сочувствующие, интересующиеся, читающие, практикующие. Из них примерно около десяти тысяч человек в активном состоянии, то есть они приняли какие-то обеты: следовать принципам, регулярная практика и т.д..

– Какие шаги предпринимаются для того, чтобы наладить отношения с представителями власти сейчас?

– Взаимоотношения строятся. Прежде всего, мы как организация действуем очень активно, и мы не игнорируем легальные взаимоотношения с государством. Участвуем во всех предложениях, которые к нам поступают со стороны государства, в частности: в разных конференциях, собраниях, советах, в том числе выходим и на местные органы власти со своими предложениями. У нас есть планы заключить договора о сотрудничестве с различными структурами государственной власти. Сейчас идет обсуждение договора с Министерством Внутренних Дел. Наши представители входят в состав Экспертного Совета Общественной Палаты при Президенте РФ. У нас есть контакты с Министерством Здравоохранения, с Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, с Министерством Культуры. Во многих городах мы проводим благотворительную программу «Пища жизни». Заключены договора с представителями власти на муниципальном, городском уровне. Программа предполагает помощь людям – мы кормим вегетарианской пищей малоимущих людей. Это могут быть пенсионеры, дети, инвалиды, студенты, беженцы. Что касается культурно-просветительской деятельности, то проводятся концерты и спектакли на духовно нравственные темы, раздаются какие-то просветительские материалы, то есть мы несем в массы культуру древней Индии.

– Спасибо за исчерпывающий ответ. А как строятся отношения с другими религиозными организациями?

– Вайшнавизм, как традиция, по своей природе очень терпим и приемлет возможности развития отношений с другими религиозными направлениями. Не так давно, лет восемь назад, руководящим советом нашего Движения была принята Декларация об отношении к людям других вероисповеданий. И мы опираемся на эту Декларацию. Она является руководством по взаимоотношениям с другими традициями. В ней говорится о том, что ISKCON представляет собой древнюю монотеистическую традицию – вайшнавизм, который берет свое начало в Ведах. И он уважает и ценит любые проявления религиозности. Любовь к Богу считает главным принципом религии и уважительно относится ко всем традициям, которые пытаются развиваться в этом направлении. Также вайшнавы почитают тех, кто ищет Абсолютную Истину, в том числе там, где нет принципов персональной формы Бога. Положительно вайшнавы относятся к организациям, которые развивают гуманистические моральные и экологические принципы, которые могут принести благо обществу. Другим основополагающим принципом для взаимодействия с иными традициями является то, что диалог с другими конфессиями является важной формой развитий взаимоотношений. То есть мы не провозглашаем единственно истинную религию и не пренебрегаем другими учениями. Мы считаем, что диалог важен, ценен. И он может быть средством обогащения духовным опытом, если он проводится в уважительной политической манере. Ни одна религиозная организация в мире не должна монополизировать право на Божественную Истину, откровение и взаимоотношения человека и Бога. Мы считаем, что ни одна организация в мире не имеет полноты этого откровения. Эта полнота остается за Богом, то есть Господь не может уместиться в какой-то организации во всех ее проявлениях. А зачастую бывает, что такое пропагаддируется! И если организация монополизирует Бога, нередко она становится врагом других организаций, она считает других врагами. То есть в этом смысле у нас широкое видение: мы не считаем другие религиозные течения какими-то врагами, но мы считаем, что мы – коллеги, с которыми можно сотрудничать для блага общества и для прославления Бога. Например, для решения таких задач, как проблемы межнациональной, межрелигиозной розни, голода, наркомании, преступности, падения нравственности. Такие контакты могут приносить пользу.

– Тогда более уточняющий вопрос: есть какие-то положительные контакты с христианами и мусульманами?

– Мы взаимодействуем с другими особо крупными религиозными организациями в России. Мы встречались с католиками, протестантами, иудеями, буддистами, с представителями Православной Церкви – в целом отношения складываются благоприятно. Наиболее успешное взаимопонимание присутствует в отношениях с христианами-протестантами и христианами-католиками, с иудеями. С представителями Русской Православной Церкви мы проводили диспуты. Они проходили в весьма корректной и теплой атмосфере. И в результате трех-четырех диспутов в разные годы выяснили, что есть еще много явлений, которые требуется понять нашим оппонентам, чтобы как-то ориентироваться в философии вайшнавизма. То есть существует огромная неинформированность об учении и практике друг друга. Вот такого рода неведение является препятствием для конструктивного обсуждения. Выяснилось также, что в отношениях с православными у нас есть резерв для преодоления каких-то трений. В одном из диспутов мы выяснили, что наши теологические отношения близки друг к другу, и что у нас, по сути дела, особых антагонистических, принципиальных противоречий нет. Кроме того, что у них не проявлен принцип реинкарнации в явном виде. А так – многие принципы на одном уровне. Если формулировать их в общих категориях, то они могут быть созвучными.

– Вы можете привести какой-нибудь пример?

– Допустим, они говорят: «Мы стремимся развивать любовь к Богу, стараемся служить Богу», «Бог – это личность».

– Это же есть и в сознании Кришны!

– Да. То есть если отвлечься от каких-то терминов, есть очень много такого, что подталкивает нас не к оспариванию позиции друг друга, а к сотрудничеству. Мне кажется, что нужно продолжать общаться. Мы считаем, что наше время – пора открытых границ коммуникаций, когда практически все духовные достижения человечества могут быть представлены в любой стране. Сейчас нет границ, которые существовали раньше. Каждый человек имеет доступ к учениям, практике, философии через информационные сети. Он имеет возможность знакомиться, выбирать и осмысленно сопоставлять. То есть это то время, когда должна быть другая концепция, не игнорируя при этом традиционные понятия.

– Что вы можете ответить тем, кто причисляет ISKCON к сектам?

– Понятие «секта» отсутствует в правовых документах, в Конституции, то есть это изобретенное, больше внутрицерковное теологическое понятие. Раньше существовало понятие «доминирующей церкви», и отклоняющиеся от этой церкви течения, считались сектами или ветвями. Раньше в этот термин не вносилось негативного содержания. Сейчас путем целенаправленных кампаний из этого термина сделали ругательство. То есть «секта» - это некая уничижительная характеристика – искусственно взращенное представление. Вайшнавы существовали задолго до появления церкви в России, и понятие «секта» не имеет к этой организации никакого отношения. И другой момент: вайшнавизм дает предельно широкое и открытое, а не какое-то ограниченное сектантское видение мира. Поэтому люди называют нас сектой, когда они просто не информированы, или сами хотят сознательно дезинформировать других. Это уже политика, в целях дискредитации. Сейчас, к сожалению, слово «секта» используется в самых разных смыслах, даже политические организации называют сектами. Коммерческие, торговые, просветительские – все, что угодно! Это слово не имеет сейчас определенного содержания. Я считаю, что бессмысленно его использовать и особенно с какими-то там особыми эпитетами. Больше всего его используют антикультовые, антирелигиозные организации, которые были созданы на Западе для борьбы одних религий с другими. Это терминология антирелигиозных организаций.

– Что вы можете ответить тем людям, которые почему-то считают, что ISKCON переманивает к себе представителей других конфессий?

– В 1996 году, в год столетия Шрилы Прабхупады, руководством Центра сознания Кришны в России было принято обращение к лидерам традиционных российских конфессий, в котором фиксировалась наша позиция. Мы уважаем существующие главные религии России: и Православную Церковь, и Ислам, и другие организации. И мы не ставим своей целью переманивание кого-либо куда-либо. Цель вайшнавизма заключается не в том, чтобы к нему присоединился человек какой-то организации. Цель вайшнавизма более глубокая. Она подразумевает развитие человека в тех исторических традициях, в которых он находится. Просто вайшнавизм дает более полное понимание концепции Бога – понимание личностного аспекта Бога. Дается представление о возможности личностных отношений с Богом. И человек может развиваться в рамках своих исторических традиций. Шрила Прабхупада говорил: «Христиане могут собираться в храме и прославлять Бога, прославлять его имя. Задействовав принцип «Не убий», можно уменьшить количество насилия и убийств». И в Декларации об отношениях с представителями других конфессий говорится о том, что мы не занимаемся прозелитизмом (переманиванием) или присоединением к себе членов какой-либо организации. Мы стараемся, чтобы человек просто развивался, углублялись его духовные ценности – в этом цель. Поэтому мы можем проповедовать людям разных традиций, вер. В рамках вайшнавизма мы практикуем веру в контексте религии, как природу души, а не как атрибут какой-то географической местности, где кто-то родился, имея начало и конец во времени, то есть религия – это вечное состояние души. Религия – это связь с Богом. В этом отношении мы можем универсально говорить о таком состоянии, когда душа может прогрессировать на протяжении многих жизней, восстанавливая отношения с Богом до состояния любви к Богу, и, как мы считаем, по сути дела это – цель всех религий.

– Закроем тему других религий. Какова ситуация в Туле, где представители Движения сознания Кришны подверглись давлению со стороны местных христиан?

– В Туле существует община вайшнавов и существует Миссионерский отдел епархии Православной Церкви, который активно занимается тем, что называется «контрмиссионерская деятельность». То есть представители этого отдела сами, может быть, и не проповедуют, но они занимаются блокированием каких-то других религиозных организаций. На мой взгляд, это чистой воды провокационная деятельность, и это было выявлено в ходе расследования! В Туле проходят наши регулярные харинамы, и этот Миссионерский отдел поставил задачу противодействовать им, изыскивая разные поводы, в том числе надуманные. Допустим, в прошлом году представители епархии сказали, что Ратхаятра у нас прошла с различными нарушениями. Прокуратура проверила заявление, и выяснилось, что в ходе Ратхаятры нарушений не было! Поэтому я рассматриваю это как попытку оказывать психологическое давление на представителей другой традиции с целью их подавления людьми, которые не ведут диалог. Нет диалога – нет понимания!

– Давайте рассмотрим 2008-2009 годы. Что значат эти цифры для преданных? Какие планы у ISKCON, и что преданные должны делать? Ваши рекомендации вокруг этого периода.

– 2008 год – это год России в Индии; а 2009-й – год Индии в России. Это два великих государства, которые сейчас находятся во взаимоотношениях политического партнерства. Россия и Индия никогда не воевали, их культуры очень близки. Это два многонациональных, многорелигиозных государства, у которых нет каких-то геополитических противоречий. И между ними хорошо налажены торговые отношения, сотрудничество. ISKCON, как международное духовное движение, выполняет функцию культурного моста между Россией и Индией. Фестивали индийской культуры и искусства в России воспринимаются с большим интересом, а российские выступления, в свою очередь, также популярны в Индии. Можно более интенсивно взаимодействовать: приглашать актеров из Индии; приглашать какие-то коллективы; проводить какие-то конференции, встречи, концерты, фестивали – для этого существуют большие возможности.

С нашей стороны предполагается огромная программа в Индии. Допустим, в Джаганнатха Пури в 2008 году пройдет масштабный российско-индийский фестиваль, организованный Российским представительством ISKCON. И сейчас там готовится большая культурная программа: концерты, номера. И мы надеемся, что эти годы дадут возможность усовершенствовать отношения культур России и Индии. Мы планируем провести много выставок, много концертов, много фестивалей в эти годы. Преданные в этот период могли бы реализовать свой потенциал знакомства с аспектами индийской культуры в России. Культура Индии неразрывно связана с духовностью, различными религиозными аспектами, и можно было бы более подробно, в нейтральном контексте, передать какие-то представления, мировоззрения. Это способствовало бы лучшему взаимопониманию. Васту-шастра, астрология, Аюрведа, йога, вегетарианство, Ведическое кулинарное искусство – могут быть восприняты. Самые разные аспекты, могут быть представлены в контексте этих фестивалей.

– Как российские преданные сотрудничает с посольством Индии в России и с индийскими группами и организациями?

– Мы тесно общаемся с посольством – посол регулярно бывает на наших праздниках и выступает в Москве. Мы поддерживаем отношения с атташе по культуре, нас приглашают на национальные праздники, на приемы. У нас есть много преданных, которые посещают культурный центр при посольстве. Там преподают индийские танцы, игру на музыкальных инструментах, йогу. Уже около десяти лет существует Ассоциация индийцев в России, которую возглавляет Санджит Кумар Джха, и мы поддерживаем тесный контакт с ней. В частности, строительство культурного центра и храма Кришны в Москве – это плод совместных ходатайств с Ассоциацией индийцев в России. Индийская община в Москве проводит свои дни в нашем храме Кришны: праздники, фестивали, общинные мероприятия. Многие индийцы принимают сознание Кришны в России – это факт! Они получают инициации, активно участвуют в жизни общества, проводят выставки – здесь происходит довольно интенсивное взаимодействие. И это не только в Москве, а в ряде городов. Например, во Владимире есть фонд Российско-индийской дружбы, который проводит Ратхаятры. И в этом году заместитель мэра Владимира лично подметал территорию перед колесницей Божеств, как это по традиции положено царю!.. Хорошо было бы организовывать такие российско-индийские общества и в других городах – это способствовало бы более естественному восприятию культуры и того, что делают вайшнавы.

- Сменим тему. Какие проблемы есть сейчас у Движения сознания Кришны в России?

– Начиная с 1971 года, с визита Шрилы Прабхупады в Москву, начали появляться первые преданные. Начались какие-то процессы, проповеди на полуподпольном уровне. С 1988 года начался этап легального развития, а сейчас период направленного осмысленного развития в России. На первых этапах, в основном, развивались храмы и активная миссионерская деятельность, а сейчас одним из приоритетов вайшнавского движения в России является формирование общин. 90 % и более последователей Движения сознания Кришны составляют грихастхи - семейные люди, поэтому актуальны проблемы восстановления и развития грихастха-ашрама. В некоторых городах есть проекты, связанные с формированием семей, культурным развитием, обучением и воспитанием детей, возникновением и развитием общения. То есть проблемы связаны в основном с культурно-духовно-социальной темой... У нас создалось и активно развивается движение наставничества – духовная помощь в общинах грихастх со стороны старших вайшнавов. Движение достаточно быстро развивается, и духовные учителя физически уже не могут обхватить тот состав людей, иметь такое достаточно продолжительное общение. Поэтому эта наставническая линия помогает в развитии взаимоотношений «Гуру - ученик». Она играет существенную роль во многих регионах и ее развитию также уделяется внимание. У нас нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы кадры для Движения. Нет профессиональных образовательных структур по подготовке священников, проповедников, персонала, управленческих лидеров – это одна из существенных линий развития. Интерес представляет и развитие общин, образовательных центров, прикладных культурных моментов в нашей традиции. Например, многие люди сейчас получают образование по Аюрведе, йоге – осваивают эти прикладные сферы и получают возможность представлять культуру в обществе и одновременно как-то поддерживать себя. Также мы пытаемся более осмысленно представлять нашу духовную философию в социальной сфере, и поэтому сейчас разрабатывается социальная концепция развития ISKCON в России. И я надеюсь, в конце этого года - в начале следующего будет представлена одна из версий такого документа, который описывал бы видение развития вайшнавского движения в социальной сфере.

– Что значит «в социальной сфере»?

– Шрила Прабхупада сказал: «Я сделал половину той задачи, которую поставил: я написал книги, создал храмы, установил Божества, создал гурукулы. Но я хотел бы, чтобы было создано общество, которое живет по духовным принципам». Эта часть инновационна во времени, она не может создаваться быстро. Она связана с взаимодействием нескольких поколений, формированием династий, традиций. Мы хотим строить общество, которое живет по духовным принципам. То есть не отдельные люди, практикующие просто в свободное время, а люди, которые всю жизнь работают на духовные цели общества! Это одухотворенное общество, социум. Мы ведь сейчас живем в социальной среде, которая находится в хаотическом состоянии – потеряны и культура, и нравственность, и какие-то благочестивые традиции. Поэтому вайшнавы, пытаясь выжить в этой среде, пытаются создавать социальную структуру: поселки, объединения, общины, в которых можно было бы сформировать благоприятную среду для развития духовной культуры.

– Чего полезного делает ISKCON для рядовых россиян?

– Вклад в социальную сферу в России со стороны Движения сознания Кришны можно ощутить в ряде направлений. Это – религия, образование, благотворительность. В религиозной сфере развиваются храмы, центры. Это поднимает нравственность людей, меняется их жизнь. Фактом своего существования ISKCON формирует социальный слой людей, которые не употребляют наркотики, алкоголь, которые следуют принципу ненасилия, активно создают крепкие и устойчивые семьи. Это то, чего реально во многом не хватает в России. Разрушение семей, отсутствие воспитания детей, пьянство, наркотики, насилие – в огромных количествах это ведет к деградации. Поэтому Общество сознания Кришны взращивает социум, который является неким оазисом для общества, это пример для других людей во многом. Вклад есть и в культурной сфере: праздники, фестивали, выставки – проводится огромная культурно-просветительская работа. Например, идет процесс распространения книг Шрилы Прабхупады в огромных количествах. В России распространено уже порядка одиннадцати миллионов книг – это самый крупный вклад в культурно-просветительскую сферу из всех религиозных организаций, и это делается регулярно. Книги Шрилы Прабхупады есть во многих библиотеках, в ряде вузов. Сейчас проводится обучение по этим книгам по специальностям: культурология, религиоведение. Это вклад в осмысление культуры жизни. Шрила Прабхупада дал возможность нашим современникам осмыслить современную жизнь на основе древней Ведической культуры, которая живет в рамках Движения, развивается и реально помогает людям. Сейчас у нас развита благотворительность в больших размерах, в частности, программа «Пища жизни». Например, в Москве в течение прошлого года было роздано около пятидесяти тысяч порций вегетарианской пищи людям, которые нуждаются в этом. В Барнауле за год раздается около ста тысяч порций, поскольку там действуют пять точек. Во многих городах местные администрации заключили договора с «Пищей жизни»: идет помощь в плане транспорта, возможностей, условий для приготовления. То есть эта деятельность находит отклик в ряде городов России. Также можно отметить, что в таком важном направлении, как борьба с наркотиками, есть большие возможности в плане просветительской деятельности. Здесь вайшнавы представляют уникальную традицию, в которой эти явления преодолеваются на самом тонком уровне – на уровне желания, стремления. И с помощью этого люди могут отказываться от привязанности к наркотикам. Это реальный вклад!

– Можно несколько ваших советов преданным плане построения цивилизованных отношений с людьми вообще.

– Когда Шрилу Прабхупаду спросили: «Кто является вашими последователями?», он ответил: «Это люди безупречного поведения, у которых невозможно найти недостатков». То есть он задал очень высокий стандарт поведения. Преданные - это возвышенные, благородные люди, у которых нет недостатков в поведении, в культуре, в отношениях с обществом. Надо просто понять, что требования, которые заложил Шрила Прабхупада должны реализовываться. Мы не должны отгораживать себя от общества, а активно с ним взаимодействовать, давая возможность людям приобщиться к этой культуре. Преданные должны быть примером в плане выполнения своих обязанностей, быть более ответственными в отношении семьи и воспитания детей, в отношении поддержания взаимоотношений с другими людьми: соседями, представителем других культурных направлений. Сотрудничество не так сильно как хотелось бы. Мы часто видим более пассивную позицию, какое-то отгораживание, узкое видение. Шрила Прабхупада был человеком очень широких взглядов. Встречался с людьми разных религий, традиций, образования, социального статуса, национальности, и умел найти подход к ним. Хотелось бы, чтобы лидеры были такими же людьми, или такими, которые имели бы этот идеал.

– Спасибо. Если бы вы присоединились к ISKCON сегодня, в наши дни, что бы вы для себя отметили?

– Я бы, вероятно, отметил, что здесь собирается очень много людей, которых интересует смысл жизни. Люди изучают священные писания, регулярно практикуют, то есть у них строгие отношения духовного развития, у них есть тенденция реализовывать ценности священных писаний в жизни. Я бы отметил, что они оживленны, дружелюбны, активно представляют свои взгляды. И что это здоровая часть общества. Что у них много благородных намерений. Они выделяются своей одеждой. Они строят храмы, а в некоторых городах уже построили. У них развитые отношения с какими-то властными структурами на своих местах. Эти люди настроены миролюбиво.

– И в заключение, ваше пожелание нашим читателям?

– Я бы хотел пожелать нашим читателям серьезного вдумчивого отношения к вайшнавской традиции. И, не смотря на трудности, которых не отнять, посвятить свою жизнь очень серьезному изучению и воплощению этих традиций в жизнь. Это было бы благом для всех людей! Спасибо.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz