Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

Мадана Мохан прабху:
ПУТИН ХОРОШО ОСВЕДОМЛЕН
О НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

Бхакта Дравида,
«Вечные ценности», 22 июля 2008


Мадана Мохан прабху – один из лидеров Движения сознания Кришны в России. Долгое время он отвечал за связи с общественностью, принимал участие в различных межрезигиозных диалогах, общался с разными высокопоставленными людьми России и Индии. Начиная с 2005 года, этот смиренный вайшнав живет во Вриндаване на Говардхане и изучает санскрит под руководством Гопипаранадханы прабху. Во время своего визита в Казань он делился с преданными своим глубоким духовным опытом. Корреспонденту газеты «Вечные ценности» также удалость получить общение с этой возвышенной духовной личностью.

Мадана Мохан прабху на встрече с Владимиром Путиным. Фото: предоставлено Мадана Моханом прабху

- Расскажите немного о себе.

- Я родился в 1972 году в семье военного, и поэтому я много путешествовал с родителями по России. С преданными я познакомился, будучи студентом Санкт-Петербургского Университета в 1991 году. Они меня покорили своей непохожестью на других людей. Меня очень поразило то, что у них отсутствовало желание эксплуатировать других. Самым сильным аргументом в пользу сознания Кришны стали качества преданных. Я увидел в них доказательство успешности этого пути. А когда я познакомился с «Бхагавад-гитой», я увидел, что в ней нет догматизма, который просто нужно принять на веру. «Бхагавад-гита» отвечала на все мои вопросы.

- Каким служением вы стали заниматься, когда присоединились к преданным?

- Я был молодым студентом. И у меня возникло желание бросить учебу. Но, к счастью, мой духовный учитель Мукунда Госвами, президент храма Васудама прабху и моя мама смогли меня отговорить от этого. На самом деле очень важно, чтобы преданные имели высшее образование. Оно позволяет им встать на выгодную платформу для общения и проповеди. Люди уважают успешных личностей, которые имеют образование, положение в обществе, возможности, и при этом занимаются преданным служением. Люди убеждаются, что сознание Кришны – не оторванная от жизни философия, напротив – оно практично. Поэтому преданным, которые хотят бросить учебу или работу, я советую не делать этого. Господь Чайтанья в беседе с Рамананда Раем сказал, что нужно оставаться в том месте, где ты живешь и просто слушать о Кришне, ничего не меняя. И эта тяга к слушанию о Кришне сама собой расставит все по местам в нашей жизни. То есть, нет необходимости перекраивать свою жизнь, идти на жертвы и лишения. Этого не хочет ни Кришна, ни Шрила Прабхупада. Просто следует принять принципы святой жизни, повторение Святых Имен и чтение книг Прабхупады. Все остальное, за исключением откровенно греховных действий, может присутствовать в нашей жизни: и семья, и учеба, и работа. При этом они будут одухотворяться. Лишь небольшой процент людей может вдохновиться жизнью брахмачари. Для большинства людей образцом для подражания являются преданные-грихастхи, у которых есть семьи, дети и так далее. Они удачно совмещают то, что называется материальной стороной жизни с успехом в духовной практике. Они счастливы и гармоничны. Именно такие преданные становятся мостиками для людей, которые стоят на распутье и думают: как жить дальше. Возвращаясь к вопросу, могу сказать, что в то время я жил в ашраме и под руководством Сутапы прабху занимался общественными связями, проповедью в СМИ, а также принимал участие в программе «Пища жизни». В 1995 году меня забрал в Москву Бхакти Вигьяна Махарадж – тогда еще Вайдьянатх прабху. Я принимал участие в различных кампаниях по защите нашего Движения. Тогда это было актуально. У нас было много недоброжелателей, которые, к сожалению, были вооружены нашими же неправильными действиями. Наши методы тогда расходились с нашими целями. И Вайдьянатхе прабху пришлось взять на себя руководство Движением в России, чтобы защитить его фактически от краха. У нас были внешние проблемы – нападки недоброжелателей, и внутренние – отсутствие образования и подготовки преданных. И Вайдьянатх прабху, получив полномочия от Харикеши Махараджа, собрал команду из преданных разных городов, в которую вошел и я.

- Что было дальше.

- Большую часть времени я провел в Индии, налаживая отношения с индийским правительством. Там я увидел, что видные политики, бизнесмены и общественные деятели относятся к нашему Движению с большой симпатией. У нас сложились очень теплые отношения с ними. Многие открыто выступили в поддержку нашего проекта – строительства Храма Кришны в Москве.

- Расскажите о вашей встрече с Владимиром Путиным.

- Эта встреча произошла в 2000-м году в Дели в Посольстве России в Индии. Это был первый визит Владимира Путина в Индию в качестве президента России. На эту встречу нас пригласил посол России в Индии господин Кадакин. На этой встрече различные индийские деятели награждались орденами Российской Федерации. В ходе встречи мне удалось получить небольшое общение с президентом. Он продемонстрировал хорошую осведомленность о деятельности нашего Движения, а также о том, что мы пытаемся внести свой скромный вклад в развитие отношений между Россией и Индией.

Мадана Мохан прабху в гостях у Владимира Соловьева. Фото: телеканал НТВ

- Несколько лет назад вы участвовали в передаче Владимира Соловьева «К Барьеру», которая выходит на НТВ. Вы отстаивали позицию нашего Движения по поводу строительства Храма Кришны в Москве. Вашим оппонентом был Валентин Лебедев - представитель организации, которая позиционирует себя как христианская.

- Нам очень повезло с оппонентом. Люди со стороны потом говорили, что он выступил слабо. Хотя сам по себе он очень хороший человек. Мы общались с ним после съемок, и он не проявлял той агрессии, которую он демонстрировал во время передачи. Видимо таковы законы жанра. А вообще из этой ситуации мы можем извлечь такой урок: преданным нечего стесняться. Нам есть чем гордиться. У нас есть Шрила Прабхупада, глубокая философия, древние традиции, множество святых, у которых мы можем учиться поведению и отношению к людям. И если мы учимся, мы успешно представляем наше Движение. Шрила Прабхупада сказал однажды, что преданные – это совершенные благовоспитанные люди, в которых никто не может найти ни одного недостатка. И когда мы ведем себя по отношению к людям с уважением, не пытаясь нарушить их права, данные им самим Кришной, в результате у них возникает естественное желание познакомиться с преданными поближе. И подобная симпатия становится для них первым шагом в духовную жизнь. Есть два вида проповеди. Первый позволяет небольшому числу людей приблизиться к Кришне на большое расстояние. Второй позволяет многим людям сделать небольшой шаг к Кришне. И нам надо использовать и то, и другое. Говоря о втором виде проповеди, следует отметить, что главным для преданных должно быть их собственное поведение. Оно не должно расходиться с нашей философией. Во многих Священных Писаниях говорится, что отличительной чертой человека, который служит Кришне, является уважение ко всем живым существам. Махарадж Парикшит просил три благословления у мудрецов, собравшихся в лесу Наимишараньи. Первое – преданность Верховной Личности Бога. Второе – общение с преданными Бога. Третье – дружелюбие ко всем живым существам. Эти три просьбы представляют собой полную программу духовного развития. И ни одна из этих трех вещей не может быть самодостаточной без двух других. Смирение, уважение, скромность, твердая приверженность своим принципам – все это вызывает расположение людей. Даже у так называемых «демонов». Скажем, не все хотят быть смиренными и целомудренными. Но смирение и целомудрие вызывают уважение у всех. Один христианский богослов, отвечая на вопрос, почему люди не становятся христианами, сказал, что в этом нам некого винить кроме самих себя, значит люди не нашли в нас Христа. Точно также и мы можем винить себя в том, что люди не становятся преданными, глядя на нас.

- Вернемся к передаче «К барьеру». Как Соловьев отнесся к вам как кришнаиту?:

- Мне кажется, Владимир Соловьев очень разумный человек. Он старается быть максимально объективным. Это делает ему честь. Насколько я мог понять, он человек принципов, и он пытается выяснить, насколько участники передачи следуют своим принципам. Он не смотрит на внешние обозначения. Все люди равны перед Законом, имеют равные права. И в этой передаче при всех своих симпатиях и антипатиях, он пытался поддержать ту сторону, которая говорила об этом равенстве. Да он вел себя как судья, но ему импонировало то, что наша позиция заведомо неконфликтна. Он сам отметил, что мы не пытаемся ни от кого ничего получить. Мы не нарушаем ничьих прав. Я думаю, если философия не учит ничему плохому, она вызовет уважение у любого разумного человека.

- То, что жюри признало вас победителем дуэли, стало для вас неожиданностью?

- Для меня неожиданностью стало само участие в передаче. Я никогда не смотрел ее раньше. Я не знал, что она является такой популярной. Если бы знал, может быть, испугался и не пошел бы (улыбается). Нам позвонили буквально накануне и попросили принять участие. Когда я узнал, что мне придется представлять позицию нашего Движения, я стал молиться духовному учителю и Шриле Прабхупаде, чтобы ничего не испортить и не возгордиться. Так и получилось: вроде бы ничего не испортил, но и гордиться особенно нечем. Может быть, кто-то другой на моем месте выступил бы гораздо лучше.

- В группе вашей поддержки сидел Святослав Ещенко. Вы постоянно предъявляли в качестве аргументов разные документы. Получается, что вы были хорошо подготовлены.

- У нас в день съемок передачи в Доме Журналистов проходила пресс-конференция, поэтому мы заранее подготовили документацию.

- И все-таки как вы объясните симпатии жюри к вам.

- Я чувствовал поддержку с их стороны. Наша одежда и вообще внешний вид может вызвать у людей шок, но, слава Богу, встречают по одежке, а провожают по совсем другим критериям. И то, что мы говорили, к тому же приводя слова Шрилы Прабхупады, я думаю, убедило этих людей в правильности нашей позиции. И я чувствовал их теплоту, хотя не слышал, что они говорили в телекамеры.

- Ваши рекомендации: как преданному вести себя в межрелигиозном диспуте?

- Все зависит от того, какую аргументацию принимают наши оппоненты. Большинство людей, с которыми нам приходится дискутировать, не принимает Веды как авторитет. Прабхупада в таких случаях апеллировал не к Ведам, а к здравому смыслу. Например, он просил своих учеников доказать ему, что Бог создал этот материальный мир. Они говорили, что так написано в Ведах. Он отвечал: «Я ничего не знаю о Ведах и слышать о них не хочу». И он добивался от учеников ясного, разумного, логичного и самое главное –не узкоконфессионального объяснения. Поэтому преданные должны научиться переводить ценности, термины и понятия нашей философии на язык тех людей, с которыми они общаются. Все должно быть понятным. Прабхупада говорил: «Я потею, из меня выделяется вода. Немного воды. А Бог может выделить много воды. И она становится причинным океаном». Прабхупада часто использовал метод аналогии. Он был гением проповеди людям, которые ничего не знали о Ведах и не хотели знать. Изучая стиль проповеди Прабхупады, мы можем использовать его в нашей жизни. Очень важный принцип – сохранить уважение к позиции человека, не атаковать его самого. Врач, лечащий человека, различает пациента и саму болезнь. Когда стоматолог заглядывает к нам в рот и видит испорченные зубы, у него не возникает отвращения к нам. Он знает: что это временные проблемы, и все можно исправить. Точно также преданный должен относиться ко всем как к преданным. Суть в том, что мы не даем людям что-то новое, а напоминаем им то, о чем они забыли. Только в таком случае мы сможем не нарушать их право на выбор. В противном случае – внутренней основой нашей проповеди будет желание переубедить людей, навязать им что-то, дать им то, чего у них никогда не было. И наши методы будут соответствовать этому неправильному убеждению. Прабхупада говорил, что повторение Харе Кришна маха-манты – это не что-то навязанное умом, это естественное состояние живого существа. Поэтому желание преданного видеть преданного в другом побуждает человека к духовной жизни.

- Есть люди, которые в процессе диалога ведут себя достаточно агрессивно: апеллируют к трудам Дворкина, называют нас сектой. Что можно ответить таким людям?

- К сожалению, большому количеству людей нужна не правда, а определенность. Им хочется, чтобы кто-то решил за них: как к чему относиться. У них нет времени, сил, желания и способностей рассматривать вещи объективно. Поэтому таким людям нужны специалисты, которые за них решают. Им гораздо легче жить, когда им говорят: «Кришнаиты – это секта. Думайте о них так». И они начинают так думать, потому что им самим лень разбираться. Или же они просто не могут этого сделать. Им не нравится не знать: кто такие кришнаиты, что о них думать. Но Дворкин им говорит: «Относитесь к ним так!» – и они начинают следовать его советам. К счастью, Дворкин не единственный специалист, изучающий нашу организацию. Есть те, кто имеет объективное представление о нас, разбирается в различных тонкостях. Поэтому если люди достаточно открыты для знакомства с нами, если они не хотят получать пережеванную информацию, есть много различных источников. Нам нечего стесняться. Книги Прабхупады есть во многих российских домах. И если кто-то хочет составить о нас мнение, может взять их и почитать. Нужно только потратить немного времени. Зачем прислушиваться к мнению человека заведомо ангажированного? Мы можем смело сказать: каждый человек в России и во всем мире, может составить свое мнение о нас, обратившись к первоисточнику: прочитав наши книги, познакомившись с нами лично.

- Я сам ознакомился с трудами Дворкина и отметил для себя две вещи. Первая – он нападает на нас как на организацию. Вторая – он нападает на нашу философию. То, что он пишет по поводу нашей философии – это конечно полная чушь, которая не соответствует действительности. Но он также приводит какие-то негативные факты из прошлого нашей организации.

- Международному обществу сознания Кришны более сорока лет. И естественно люди приходят в наше Движение не из духовного мира. Они приходят к нам с улиц, из плохих компаний, с багажом вредных привычек. И человек, который хочет понять: несет ли наша организация благо или нет, должен сравнить общий уровень проблем в обществе с уровнем тех же проблем в нашем Движении. Люди приходят к нам, принося с собой свои недостатки. И не все эти недостатки в себе изживают. И если бы у нас действительно был тотальный контроль над членами организации, как нам приписывают, то все эти вещи мы могли бы пресекать на корню. Зачем нам портить свою репутацию? Но мы не можем этого делать, потому что каждый человек свободен. И то, что члены нашего Движения совершали противоправные действия, является отражением этого же явления во всем обществе. Мы ничему плохому своих последователей не учим. Это факт. Это противоречит нашей философии. Но, к сожалению, из-за неправильного подхода к духовной практике некоторым людям не удается искоренить в себе дурные привычки. Мы учим людей жить чистой жизнью в соответствии с законами Бога и природы, уважительно относиться к каждому человеку. Рассмотрев наше Движение в какой-то отдельной стране, мы увидим, что уровень аморальности людей входящих в наше Движение гораздо ниже, чем в целом по стране. Но если какие-то члены нашего Движения совершают плохие поступки, кто может обвинить нас в том, что мы их этому научили? В российских тюрьмах сидит очень много людей, которые крестились в Православных Церквях. Но это не значит, что они совершали преступления благодаря Православию. Не благодаря, а вопреки. Точно также и у нас, люди делают что-то дурное вопреки нашему учению. Все потому, что каждый человек свободен. В какую бы организацию он не пришел. Я бы хотел добавить, что наше Движение занимает позицию нулевой терпимости по отношению к людям, преступившим закон. Мы не прячем таких людей. И на протяжении всей своей жизни они не имеют права быть наставниками или духовными лидерами в нашем Движении, они лишаются права давать публичные лекции. Такие случаи были, и я видел, что принимались очень строгие решения в отношении таких людей.

- На форуме сайта krishna.ru часто возникают споры между преданными и людьми, которые представляются членами тех или иных религиозных конфессий. Бывает так, что эти люди ведут себя достаточно агрессивно и нападают на преданных. Как вести себя в таких ситуациях.

- Если мы не можем переубедить человека, который настроен оскорбительно по отношению к нам, лучше не общаться с ним. Иначе мы будем поощрять его на совершение оскорблений, провоцировать его, и тем самым станем соучастниками. К тому же преданные сами должны удерживаться от оскорблений в адрес других. В комментарии к 24-му стиху 4-й песни «Шримад Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Преданные не должны критиковать другие религии. Различные религиозные системы находятся под влиянием разных гун материальной природы. Религии в гунах невежества и страсти не могут быть столь же совершенными, как религия в гуне благости. […] Когда люди находятся под преобладающим влиянием гун страсти и невежества, те же качества будут присущи и религии, которую они исповедуют. Вместо того чтобы критиковать такие религиозные системы, преданный должен призывать их последователей строго следовать принципам своих религий, чтобы со временем они могли подняться на уровень религии в гуне благости. Критика таких религий приводит лишь к тому, что ум преданного возбуждается. Поэтому мы должны быть терпимыми и учиться подавлять возникающее в уме беспокойство». Если мы чему-то научились в сознании Кришны, мы должны воплощать это в наших делах. И пока мы не способны на это – значит, мы еще не до конца поняли того, чему мы учимся. Значит, нам нечего проповедовать, вся наша проповедь – лишь умозрительные догмы. И в этом смысле мы ничем не лучше других людей. Когда Кришна в 12-й главе «Бхагавад-гиты» говорит Арджуне о знании, он не имеет в виду информацию. Он имеет в виду поведение. Он говорит о скромности, отказе от насилия, чистоте и так далее. Если мы правильно практикуем, все эти качества должны проявиться в нас. И пока они не проявляются, наша проповедь, особенно тем людям, которые не принимают авторитет Вед, будет безуспешной.

- Бывает, что преданные в спорах с людьми далекими от сознания Кришны часто ссылаются на «Бхагавад-гиту», требуют принять ее авторитет…

- Мы не можем ожидать от людей того, что они сразу примут авторитет «Бхагавад-гиты». Они могут это сделать, только убедившись в его действенности, на примере преданных. Если я прихожу к врачу и вижу, что люди уходят от него здоровыми и счастливыми – это внушает мне доверие. Если же люди уходят от него больными, я задумаюсь: «А стоит ли мне идти к нему?» Мы – наша жизнь, слова, поступки – являемся единственным проповедническим аргументом для таких людей. Даже ту же «Бхагавад-гиту» можно представить человеку так, чтобы он согласился со здравым смыслом, логикой и научностью лежащими в ее основе. В этом нет ничего сложного. Нужно глубоко понять суть Священных Писаний, чтобы потом суметь представить их суть своими словами, любому человеку. Совсем необязательно даже ссылаться на «Бхагавад-гиту», чтобы говорить с людьми о ее принципах. Как поступил Антоний Сурожский со своим оппонентом, который не признавал индуизм. Он выбрал цитаты из упанишад, принес их своему оппоненту и сказал: «У меня есть цитаты святых отцов церкви. Не мог бы ты определить: кому какая цитата принадлежит?» Тот довольно быстро раскидал цитаты по отцам, на что Антоний ответил: «Извини, но это цитаты из упанишад!» Такой подход очень важен. Личность, применяющая его, называется мадхьяма-адхикари. Она понимает суть Священных Писаний. Гораздо важнее цитат передать послание из «Бхагавад-гиты». В этом цель. Смысл нашей проповеди не в том, чтобы приводить цитаты из «Бхагавад-гиты», а в том, чтобы передать «Бхагавад-гиту» так, чтобы люди ее приняли.

- Что полезного делают преданные для российского общества?

- Самое главное, что мы можем сделать для общества – это быть здоровыми в моральном, духовном и физическом отношении, и быть счастливыми людьми. Материальный мир может дать людям что угодно, кроме счастья. Счастье – это продукт духовной жизни. Любой преданный, живущий, к примеру, обычной семейной жизнью и работающий на работе, может своим примером доказать, что Бог и счастливая духовная жизнь существуют. Счастье достигается простыми вещами, о которых говорил Прабхупада. Это - безоскорбительное повторение Святых Имен Бога. Это чтение духовной литературы, которую дал нам Прабхупада, и которая содержит бездонную мудрость и практические советы на каждый день. Это общение с вайшнавами.

- Ваше отношение к различным общественным программам, к так называемой «косвенной проповеди».

- Социальные и образовательные программы, кружки йоги – это лишь экспансия того счастья, которое испытывают преданные. Они должны проводить их из-за полноты счастья в служении Кришне, а не из-за неполноценности. Если преданные будут устраивать их из-за того, что им чего-то не хватает в духовной жизни, тогда они никому не помогут.

- Скажем, если преданный принимает участие в программе «Пища жизни», но у него есть проблемы в духовной жизни, получается, ему нужно все бросить?

- Не нужно путать проблемы со страданиями. У нас есть трудности в духовной жизни. Пока мы не поднялись до уровня ништхи – это нормально. И все эти трудности – преодолеваемые, причем в процессе их преодоления мы испытываем счастье. Каждая преодоленная трудность становится источником вдохновения и энтузиазма. Однако если преданный считает, что ему в духовной жизни чего-то не хватает и эту нехватку можно восполнить йогой, Аюрведой или астрологией – это опасно. Мы должны выполнять наши обязанности по отношению ко всем: родственникам, государству, обществу – из чувства долга. Это означает, что мы не ожидаем счастья от выполнения этих обязанностей. Но мы счастливы, служа Кришне, поэтому нам хватает счастья на все эти обязанности. Но общение из чувства долга, скажем, с родителями, не означает, что мы ведем себя как роботы. В фильме Спилберга «Искусственный разум» был мальчик-робот, которому отдавали команду «любить», и он поступал соответствующим образом, но не из чувства любви, а потому что в него была заложена такая программа. И мы иногда думаем, что общаться с родственниками из чувства долга означает: отвечать казенными фразами, заготовленными заранее и ничего больше. Но истинное понимание состоит в том, что мы не стараемся извлечь наше счастье из этого общения. Мы делимся с ними своим счастьем. В этом наш долг по отношению к ним.

- А что вы скажете по поводу работы.

- Работа не является источником счастья для души. Это способ поддержать свое существование в этом мире. Это способ дать тем людям, с которыми мы соприкасаемся на работе счастье, которое мы испытываем в духовной жизни. Но когда преданный переносит центр тяжести своей духовной жизни на работу или какие-то другие вещи, тогда возникает дисбаланс.

- А если преданный уже не чувствует вкуса к духовной жизни…

- Но раньше-то он его чувствовал! Вкус остался там же. Он в Святом Имени, книгах, киртане, но преданный не может его воспринимать. Может быть, что-то не так из-за наших ошибок, из-за оскорблений, из-за того, что мы утратили веру, из-за того, что мы потеряли общение тех людей, которые этот вкус испытывают? Вкус заразителен. Тот, с кем мы общаемся, дает нам свой вкус к жизни. Говорится, что общение с материалистичными женщинами опасно для преданных, но еще опаснее общение с людьми, которые привязаны к таким женщинам. Потому что нам передается вкус таких людей. Наше общение определяет наши устремления. Если мы испытываем нехватку вкуса, самое лучшее решение такой проблемы – общаться с теми, у кого он есть. Прабхупада говорил, что самое главное: внимательно повторять Святые Имена. И тогда Святое Имя даст нам силы на правильное общение, на твердую садхану. И еще очень важный момент. То, каким вкусом мы заряжаемся, зависит не от того, с кем мы соприкасаемся, а от того, с кем мы хотим соприкасаться. Главное: наши намерения, мотивы. Важно то, чего я сам хочу. Поэтому, приходя на работу, мы можем оставить сердце у Кришны, на нама-хатте. И тогда у нас не будет инструмента для общения с другими людьми – сердце ведь осталось в другом месте. Иисус Христос говорил, что где сокровище ваше – там и сердце ваше. Поэтому сокровище должно быть там – в обществе преданных, в Святых Именах, в книгах Прабхупады. Тогда мы сможем ездить по всему миру, пребывать в самых материалистических местах – они не повлияют на нас.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz