Порой мы говорим: "Мое служение Кришне", "Я это делаю для Кришны", но кто стоит за этими фразами? Каким я представляю себе Кришну? Часто за нашим Кришной не стоит никакой яркой, осязаемой личности, мы толком не представляем, как же этот наш дорогой Кришна выглядит, во что сегодня одет, как Он живет, кто Ему сегодня служит, и что Он вчера ел на обед.
Вот и выходит, что, несмотря на то, что Шрила Прабхупада в своих книгах борется с имперсоналистами, мы, по инерции все также обращаемся к концепции "безличного Кришны".
И, тем не менее, мы ищем отношений с Богом. И господь, видя наше настроение, проявляет к нам беспричинную милость. Он приходит в этот мир. Сам, лично. Так, чтобы мы могли Его видеть и не ломать голову над вопросом, какие же у него стопы и руки. Эта инкарнация называется арча-виграха. Во время церемонии прана-пратиштха преданные просят Господа принимать через эту форму их поклонение и обещают, что будут внимательны к Нему. Приход арча-аватары не случаен, Бог всегда идет только туда, где его очень ждут и где очень нуждаются в Его милости. В "Чайтанья Чаритамрите" описывается, как Адвайта Ачария молился, чтобы Господь низошел на землю Бенгалии, и Махапрабху пришел в ответ на его горячие молитвы.
После пришествия же Господа обычно начинается самое интересное - Его игры. Конечно, невежественный человек не может видеть игр Господа, вернее, видеть может, но не может понять, что все происходящие события являются частью лилы Бога. Но смиренный преданный слушает ачарьев, а они говорят ему: "Вот он - Бог, поклоняйся ему так-то и так-то, даже если ты и не вполне веришь, что это Бог". И искренний человек делает то, что ему говорит гуру и так входит в лилу Бога.
Хотя все мурти Чайтаньи являются одной личностью - Шри Кришна Чайтаньей, все же каждая форма Божества находится в Своем особом настроении и обладает Своими уникальными качествами. К нам в Казань пришли Шри Шри Нитай Гаура Сундара - прекрасные Чайтанья и Нитьянанда. По прошествии многих лет стало видно, что они собрали вокруг себя удивительную команду вайшнавов. Многие жители храма - приехали из других регионов России, да и среди прихожан их не мало. Случайно ли это? Нет. Все происходит о воле Господа и для каждого Своего преданного Он создал причину для переезда в Казань - к лотосным стопам Шри Шри Нитай Гаура Сундары. Эта сплоченная ятра образовалась благодаря Их желанию. И именно Шри Шри Нитай Гаура Сундара стоят за всеми происходящими здесь событиями: еженедельными харинамами, распространением прасада, фестивалями, такими как вьяса-пуджа Бхакти Бхринга Говинды Свами, фестиваль Бхакти Викаши Свами и т. п.
Эти Божества - центр нашей общины. Им нужно молиться перед началом любого дела, а не надеяться на "свои" силы. Их нужно благодарить и просить принять наше служение. И не следует присваивать плоды нашей деятельности себе. Тот Кришна, к которому мы обращаемся, вовсе не безличен, по Своей беспричинной милости к нам Он принял прекрасный образ Шри Шри Нитай Гаура Сундары! Он пришел принимать наши подношения, ведь нам гораздо легче служить тому, кого мы можем видеть. Он пришел именно в этой форме, а не в какой-то иной, и служить мы должны именно Ему. Так мы сделаем свои отношения с Богом более близкими. Проще всего почувствовать эту связь через личное служение Шри Шри Нитай Гаура Сундаре. Можно покупать для Них продукты, готовить пищу (причем не обязательно в храме, можно приготовить что-то дома, например, сладости, и принести для предложения Их Светлостям), выращивать и собирать (покупать) для Них красивые цветы, делать гирлянды, шить Им одежду, убирать храм (это же Их дом!), служить Им в алтаре. Благодаря доступности арча-аватары, мы можем сразу и надолго сосредоточить ум на Господе, занимаясь при этом самой простой деятельностью.
Для начала нужно просто придти в храм, подойти к алтарю, внимательно посмотреть на Божеств и сказать: "Харе Кришна! Дорогие Шри Шри Нитай Гаура Сундара, я пришел к Вам, я рад вас сидеть. Вижу, вы сегодня очень красивые! Спасибо, что даете мне возможность служить Вам. Что я могу еще для вас сделать!?" - "Надо же, живет в кали-югу и хочет мне служить!", - подумает Господь и пошлет кого-нибудь, кто нам скажет: "А не могли бы вы?.." так Бог отвечает на нашу просьбу о служении, и даже если мы не хотим служить, а просто хотим исполнения своих желаний, то и тогда не нужно далеко ходить. Он сам уже пришел к нам в Своей самой милостивой форме - Гаура-Нитай.
Приходите в храм, молитесь, и Бог исполнит ваше желание в той степени, в которой вы заслужили. Эта форма - Нитай Гаура Сундара - ближе всего к нам, и именно через нее Бог хочет с нами общаться. Конечно, в сердце есть еще Параматма, но тут нужно буть осторожным: не перепутать Ее с умом. Поклонение же Божеству - авторитетный процесс. Царь Амбариша делал простые вещи: мыл храм, вдыхал аромат цветов и благовоний, почитал прасад и прославился как тот, кто получил милость Господа.
В ведической традиции вся жизнь города или деревни строилась вокруг центрального Божества, например: Баладжи, Ранганатхи. Рано утром до восхода солнца прихожане спешили в храм на даршан своего ишта-дева и молились Ему, чтобы Он направлял их действия в течение дня. Днем, выполняя свои обязанности, люди помнили о Божестве, а вечером, после трудового дня они снова приходили в храм на сандхья-арати и предлагали Божеству плоды своего труда.
Находясь целый день под влиянием гуны страсти, очень приятно зайти в алтарную комнату и получить большое облегчение и умиротворение, которые приходят в результате созерцания церемонии арати с благовониями, светильником и чамарой.
Безупречная цивилизация устроена так, чтобы мы не забывали о том, кто же является владельцем плодов нашего труда. Господь Кришна говорит в "Бхагавад-гите" (2.47): "Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей".
Своим присутствием Господь в форме Божества как бы говорит: "Я уже пришел к тебе, сделал наг навстречу, теперь ты шагай ко мне, так и встретимся". Сам Махапрабху, когда Он жил в Джаганнатха Пури, по нескольку раз в день приходил в храм Господа Джаганнатхи на даршан и со слезами на глазах смотрел на Божество. Шри Чайтанья не говорил: "Бог всегда с вами, не нужно никуда ходить!" Нет. Он учил нас приводить свое тело к Богу и петь перед ними киртан.
Бывает, что мы мечтаем увидеть далеких Божеств, которым поклоняются в храмах Индии, Божеств Госвами Вриндавана и т. п., забывая о том, что по таттве Нитай Гаура Сундара не отличны от Них. Наши Божества ничуть не менее могущественны, чем те, которым служил Гауридас Пандит. Если человек не видит Бога в Божестве, которое пришло к нему само, то как же он сможет увидеть Бога в какой-то другой форме? И так называемые "домашние" Божества, тоже не отличны от Самих Чайтаньи и Нитьянанды. Все Гаура-Нитай, которые живут в домах прихожан, являются экспансией храмовых Божеств. Зрелый преданный никогда не допустит такого оскорбительного отношения: "Только в храме - настоящие Божества, а установленные дома - это не совсем Божества!" Кроме того инсталляция Божеств должна быть санкционирована духовным учителем или старшими вайшнавами, потому что все, что делается по собственной прихоти, не является служением. А если ваш духовный учитель говорит, что вам еще рано приглашать Бога в форме арча-виграхи к себе домой, это не значит, что вы не можете поклоняться Божествам. Храмовые Божества - это личные Божества каждого члена общины. Поставьте дома на алтарь фотографию Нитай Гаура Сундары и служите Им, предлагая "листок, цветок, плод и немного воды". И при любой возможности приходите в храм на даршан!