Заметки с фестиваля "Садху-Санга"-2009 ученицы Чайтанья Чандры Чарана прабху
Лакшалата бхакти деви даси (Псков), «Вечные ценности», 28 февраля 2010
Когда наступает август, и все в природе исподволь говорит о приближении осени, в жизни преданных начинается ажиотаж особого рода. Покупаются билеты, формируются группы, в общем, все ждут праздника - нашего ежегодного вайшнавского фестиваля "Садху-Санга".
Удача побывать там мне лично выпадает один раз в два года. Но зато каждый раз - на новом месте. В этот раз фестиваль проводился на берегу Азовского моря, в курортном поселке Кучугуры. Такое счастье увидеть всех, кого люблю и о ком скучаю, хотя бы чуть-чуть пожить "вриндаванской" жизнью с мангала-арати, утренними лекциями по "Шримад-Бхагаватам", прасадом в обществе преданных. А главное, "Садху-Санга" - это одна из немногих возможностей в году лично увидеть и хотя бы немного послужить духовному учителю - Его Милости Шри Шриману Чайтанья Чандре Чарану прабху…
* * *
Моя первая встреча с Гуру Махараджем состоялась более восьми лет назад. До нее я уже слушала лекции Гуру Махараджа и удивлялась: "Надо же, прямо обо мне говорит!" А увидела я его 29 октября 2001 года в Санкт-Петербурге, на нама-хатте. Я подумала, что сейчас зайдет кто-то великий и важный, и слегка побаивалась. Но когда я увидела его, меня просто поразило: на краю кушетки сидел высокий красивый человек, с четками в руках, очень скромный.
Потом была лекция, в которой я почти ничего не поняла. После прасада я думала, как же предложить ему пожертвование, как-то предложила и снова поразилась.
Летом следующего года он приехал к нам в Псков. Я возила его на машине, куда было нужно. Уезжая, Махарадж сказал мне: "Спасибо вам за вашу ягью!" Мне стало смешно: "Ну что Вы! Какая ягья! Это был праздник!"…
* * *
И вот мы приехали на фестиваль! Пандал стоял, напоминая огромную белую теплицу, и вмещал неимоверное количество людей. Вечером он светился как фантастический фонарь. Сначала дул ветер, но постепенно затих, спрятавшись под обрывом на морском берегу. Выглянуло яркое солнце и засияло, приветствуя всех нас. Программа фестиваля и время семинаров уже были известны, нам только оставалось погрузиться в садху-сангу и вайшнава-севу!
Ранним-ранним утром, в непроглядной темноте несколько машин с преданными выехали в Анапу, встречать поезд, на котором приехали Гуру Махарадж и его супруга матушка Гоуричандрика. Прямо на перроне мы устроили танцы и киртан. Мне вдруг вспомнилось, как мы встречали Гуру Махараджа у себя в Пскове, и как будто ветром понесло меня вдоль вагона в поисках нужного купе. Гуру Махарадж услышал мой стук в окно, и, увидев, как окно в одну секунду было облеплено руками и лицами всех преданных, кажется, очень изумился. Гуру Махарадж и матушка Гоуричандрика были в пути целых три дня, выглядели очень уставшими, но для каждого из нас у них нашлось приветливое слово и теплый взгляд….
* * *
Из домика, где размещали почетных гостей Гуру Махараджа переселили в уютную новую гостиницу, подальше от штормящего моря и сильных ветров.
Его семинар назывался "Духовный прогресс". Кто был на лекциях Гуру Махараджа, тот знает, что это такое, а кто не был… ну, тому следует побывать! Много лет слушаю лекции Гуру Махараджа и не перестаю удивляться его проповедническому гению, его человеческим качествам и непостижимости его личности. Ни одного случайного, ненужного, неосторожного слова, пустого, неверного выражения. Благодаря его лекциям, для нас с легкостью раскрываются сложнейшие темы. Сколько людей становятся преданными благодаря им! Он проповедует всю жизнь. Вся его жизнь отдана Богу и людям, и теперь вот, еще и нам - ученикам.
Перед каждой лекцией матушка Гоуричандрика садилась на сцене за гармонь, рядом с вьяса-асаной, и они пели вдвоем. На лекциях много говорилось о взаимоотношениях Гуру и ученика: "Квалифицированный ученик не ждет, когда Гуру обратит на него внимание, даст наставления лично ему. Такой ученик уже читает мысли своего духовного учителя, и знает, чего Гуру хочет от него".
Как-то так получалось, что после каждой лекции Гуру Махараджа на сцене оказывалась целая толпа преданных - кто с пожертвованием, кто с вопросом. Каждый хотел услышать что- то важное для себя, перехватить взгляд, дающий силы для духовной жизни и служения. Потом еще долго целая процессия сопровождала Гуру Махараджа до машины, а то и до гостиницы…
* * *
Хозяева домика, где мы жили, оказались гостеприимными людьми совершенно потрясающей доброты. Они пребывали в настроении служения и даже просили записать, если у кого-то будут какие-то пожелания, что нужно улучшить на будущее.
На общем даршане, обращаясь к тем, кто готовился к инициации, Гуру Махарадж говорил о самых простых вещах. О повышении стандартов чистоты, о том, как мыться, как одеваться…. Видимо, есть причины для таких наставлений: Гуру Махарадж ездит по разным городам, и многое видит. "Без повышения стандартов чистоты не разовьются брахманические качества", - это его слова.
Вопросы задавались самые разные. Мне запомнился один: как создать вайшнавскую семью? Гуру Махарадж сказал, что этот вопрос в настоящее время самый насущный…
* * *
Мне посчастливилось готовить для Гуру Махараджа и Гоуричандрики в течение целого дня. Гостиница, где они жили, была в 10 минутах ходьбы от моего дома. Помню, шла в темноте по каким-то лужам и очень волновалась. Как будто не было той, поездки трехлетней давности с Гуру Махараджем по тринадцати городам Урала, Сибири и Алтайского края, когда готовила ему каждый день с утра до вечера, и даже в поездах, на ресторанных вагонных плитах, на огне…
Поставила варить гречку с большим куском гхи. Тогда она получается рассыпчатой и вкусной. Рядом - рисовую кашу на молоке. Нужно, чтобы она получалась жидкой, разваренной, сладкой и без пенки. Почистила несколько морковок, натерла их на мелкой терке. Сделала несколько бутербродов с маслом и сыром. Фрукты уже стояли на столе. Пока варились каши, успела еще приготовить мягкое картофельное пюре и компот из малины и винограда. Служба доставки у нас работала отменно. Ом биджа кара прабху и Арунадхвадж прабху на двух джипах "летали" по поселку, привозили, что нужно!
Когда Гуру Махарадж с матушкой вернулись, все было готово. Гоуричандрика предложила все блюда Гирираджу, Который путешествует с ними, и они приступили к завтраку. Гуру Махарадж съел всю предложенную ему рисовую кашу, половину гречки, половину морковки, пару бутербродов и выпил компот. "Брусника?" - спросил Гуру Махарадж у меня, помня, что на все фестивали я приезжаю с банкой брусники для него. Я не ожидала, что он вспомнит об этом, и мысленно надавала себе подзатыльников за то, что в этот раз приехала без брусники...
Когда Гуру Махарадж принимал прасад, успевал расспрашивать меня о родственниках, о делах в ятре. Мы даже согласовали меню на обед. "Почему-то никто не может приготовить хорошее сабджи. У всех получается или очень густое, или сухое. Нужны обычные овощи: картошка, капуста, морковка. Не надо баклажан. Да, и помидор немного. Без цветной капусты. Сделаете?"
Они уехали, и я занялась обедом. Сабджи получилось очень симпатичным, разноцветным. Одновременно готовилось кичири из гороха и риса. Еще было много зелени. Редьку-дайкон просто порезала длинными дольками - Гуру Махарадж любит есть ее с солью. Или редиску - он очень по-детски как-то хрумкает ей. Отварила рис, сделала салат из огурцов.
Чай у нас был копорский. Он готовится из цветков и листьев иван-чая (кипрея) по особой технологии. Это не просто высушенная трава. Такой чай еще царская Россия экспортировала в Европу. Я привезла с собой немного, и каким-то мистическим образом Гуру Махарадж почувствовал это и сказал, что хочет чая из иван-чая.
"Вкусное сабджи", - удовлетворенно сказал Гуру Махарадж и добавил: "Хороший прасад!"
На ужин договорились ничего не готовить, только молоко и хлеб. Зная, каким голодным может быть Гуру Махарадж после всех встреч, заседаний, даршанов, я предложила приготовить овощную икру, она очень нравится Гуру Махараджу. Так и закончился мой "поварской" день…
* * *
На фестивале мы учились друг у друга служению, благости, терпению и любви. О каждом преданном можно написать целую поэму, каждый преданный, он как удивительный редкостный цветок. Чтобы узнать поближе человека, полезно пожить с ним рядом какое-то время. Как говорит Гуру Махарадж, мы все разные, но Святое Имя нас объединяет и сближает.
…Солнышко посветило и скрылось. Ветер снова начал гонять сорванную листву и лепестки петуний по дорожкам. Море шумело и неприветливо катилось на берег мутными волнами. Кое-кто пытался загорать и даже плавать. Не сезон и… не Черное море. Но на это уже никто не обращал внимания.
Прасада было очень много. До ночи работали два кафе, общий прасад в пандале, продажа с лотков и "Пища жизни" на улице. Очень вкусно, очень разнообразно и душевно!
На лекции Гуру Махараджа одна девушка прислала записку: "Приехала первый раз с мужем-преданным. Все хорошо, но чего-то все равно не хватает". Гуру Махарадж ответил: "Не ждите чего-то особенного от фестиваля. Просто, когда сядете в поезд, почувствуете разницу". Весь пандал весело зааплодировал, соглашаясь с Гуру Махараджем и поддерживая ту девушку…
* * *
Атмосфера курортного поселка напоминала Вриндаван, несмотря на холод. Совершенно беззлобные лица местных жителей, привыкших к разного рода публике, улицы совсем немноголюдные, несколько магазинов, небольшой рынок у самого моря, сады и виноградники во дворах и много-много цветов.
Учеников и кандидатов в ученики Гуру Махараджа приехало так много, что иногда казалось, будто весь фестиваль состоит из них. Мои духовные братья и сестры приехали из Сибири, Урала, Дальнего Востока, Казахстана, Украины, Беларуси, одна матаджи даже из Бельгии. 27 человек получили инициацию, и почти столько же - пранама-мантру. Перед обрядом посвящения Гуру Махарадж говорил об оскорблениях Святого Имени, о важности принятия Духовного Учителя. Не перестаю удивляться: столько уже было инициаций, и каждый раз он говорит об этом по-новому.
На фестивале получили посвящение 150 человек. Это ученики Бхакти Чайтаньи Свами, Бхакти Вигьяны Госвами, Локанатхи Свами и нашего Махараджа. Целое море нарядных и взволнованных преданных с гирляндами на шее. Гуру Махарадж первым принял своих учеников и ушел на заседание Совета Джи-Би-Си. Даже не смог остаться на церемонию жертвоприношения…
* * *
Как себя чувствует мой дорогой духовный учитель, я всегда понимаю по его внешнему виду и цвету лица. Скажу только, что чем дольше Гуру Махарадж находится на одном месте, без переездов, тем лучше ему удается отдохнуть и восстановиться. При этом он всегда говорит, что лучший отдых - это киртан и общение с преданными. А потом - снова дороги.
А между тем окончание фестиваля приближалось. Нам пора уже было собираться в дорогу, домой, где у каждого преданного есть свое служение.
Благодаря наставлениям Чайтанья Чандры Чарана Прабху в Пскове мне удается заниматься программой "Пища жизни". Гуру Махарадж как-то сказал, что счастлив оттого, что в Пскове есть "Пища жизни", и нужно просто продолжать. И что успехи в служении его учеников дают ему новую жизнь. Самая трудная задача - это оправдать надежды Гуру Махараджа на то, что я смогу что-то сделать для проповеди сознания Кришны в своем городе. Но он сказал: "Все мои благословения - вам". И в каждом его слове столько силы.
….В день отъезда шел дождь. Небожителям не жалко было сыпать цветы на Кучугуры и превращать их в потоки воды. Значит, ягья удалась…
* * *
Так вот и проходит жизнь - от фестиваля, к фестивалю, от встречи до встречи. Они, вайшнавские праздники, нанизываются, как бусинки на нить, и, оглядываясь назад, представляешь свою жизнь, как ожерелье из таких вот праздничных самскар. И еще фестивали ценны возможностью послужить духовному учителю лично.
А без гуру в духовной жизни тяжело. Да просто - невозможно! Представьте себе: земная ось накренилась, и все пошло как-то наперекосяк. Вот и для меня жизнь без гуру- катастрофа. Ведь как бы мы порой ни сопротивлялись, духовный учитель всегда заботится о своих учениках и он очень дорог им. Духовные учителя знают все про своих учеников и все равно любят их! Джай Шри Гуру Махарадж!