Харе Кришна!   Харе Кришна!   Кришна Кришна!   Харе Харе!   Харе Рама!   Харе Рама!   Рама Рама!   Харе Харе!

Пишите мне
dnk81@mail.ru


Rambler's Top100


 

ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ЗДОРОВЬЯ

«ЗНАЙ больше» №0, 2006

Сегодня часто говорят о здоровом образе жизни. Стало модным иметь красивое тело, свободное от болезней. Люди стремятся к этому любыми средствами, в надежде стать счастливыми. Безусловно, физическое здоровье - это очень важно. Но многие ли задумываются о том, что телесное здоровье не является целью жизни? Что это лишь средство для достижения истинного здоровья. Это объясняется в Аюрведе, традиционной ведической науке о здоровье, науке определяющей и устраняющей источник болезни. Нередко, когда мы заболеваем, мы спрашиваем себя: - Почему именно я? За что? Болезнь является очень действенным средством, способным заставить человека задать себе глубокие вопросы. И Аюрведа дает ключ к пониманию скрытых причин болезни, предлагает уникальные по простоте и действенности методы лечения. Поэтому Аюрведа сегодня очень широко распространена и высоко ценится, как истинная медицина. О том, что такое истинное здоровье, с точки зрения Аюрведы, рассказывает наш сегодняшний гость, специалист в области Аюрведы, врач Андрей Головинов.

Головинов Андрей Юрьевич. Окончил Московский Медицинский Университет по специальности терапия. Имеет диплом Научного Центра Хирургии при Российской Академии Медицинских наук, свидетельствующий об его квалификации в области восточной медицины.


Аюрведа является наиболее древней медицинской системой, известных ныне человечеству. Аюрведа зародилась на территории Индии и сейчас она известна всему миру. Она имеет очень большую популярность в западных странах. Слово Аюрведа означает – наука о полноценной и здоровой жизни. «Аюр» – означает жизнь, полноценная жизнь, жизнь наполненная смыслом и счастьем, а слово «веда» - означает наука или знание.

Сегодня мы поговорим с вами о здоровье с точки зрения Аюрведы.

Всемирная организация здравоохранения описывает состояние здоровья и определяет как состояние полного физического, социального, психоэмоционального и духовного благополучия. Интересный факт состоит в том, что Всемирная организация здравоохранения взяла это определение из очень древнего аюрведического трактата, который называется сушута-самхита. Это определение говорит о том, что здоровье слагается из четырех составляющих.

Первая составляющая здоровья называется на санскрите арогья. Арогья – это когда у человека отсутствуют физические страдания, физическая боль, т.е. это состояние физического здоровья, физического благополучия. И ситуация в современном мире состоит в том, что люди думают, что здоровье как раз заканчивается на этом аспекте. Когда мы идем к врачу, мы жалуемся на что? Врач спрашивает: - На что вы жалуетесь? Мы жалуемся на какие-то физические боли, на головную боль, на боль в животе или на более серьезные проблемы. Все это связано с телом. Но никто не жалуется, например, на то, что он завидует, что он жадный или что он находится в страхе.

Если вы придете к врачу и начнете жаловаться на подобные вещи, то это будет выглядеть довольно-таки странно в современной ситуации. И не каждый врач способен будет вам помочь в этой ситуации. Но Аюрведа говорит о том, что здоровье – это более широкое понятие.

Второй аспект Аюрведа называет сукха. Сукха – это здоровье на уровне социального благополучия, т.е. это то состояние, когда человек удовлетворен следующими моментами: он удовлетворен той работой, которую он выполняет, он удовлетворен той профессией, он удовлетворен зарплатой, которую он получает, он удовлетворен семьей и детьми, т.е. семейным положением, он удовлетворен местом, в котором он живет, правителем этого места – это социальное благополучие, социальное здоровье. Человек должен быть удовлетворен на этом уровне. Он должен испытывать счастье в этом аспекте. Только тогда его можно считать социально здоровым.

Существует, также третья составляющая здоровья, называется она на санскрите самстха, в переводе на русский язык это означает самодостаточность или самостоятельность. Что это означает? Это означает, что человек здоровый в этом аспекте должен уметь ответить на вопрос: кто он, для чего он живет и какова цель его жизни? Если он не способен ответить на эти вопросы, то Аюрведа считает такого человека больным.
Существует, также четвертый, самый высший аспект здоровья, который называется свамбхава или ананда – это означает духовное блаженство, это то состояние, когда человек возобновил свое отношение с Богом, и счастлив в своих отношениях с Ним.

Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого возраста и пола был человек, который вошел ко мне в кабинет. У нее было очень грузное тело, грубый, властный голос. И она пожаловалась, что у нее приступы гипертонии и начинающиеся приступы астмы. Единственное чего она хотела – это излечиться от этих болезней. Эти болезни были на физическом уровне. Когда я пытался вывести ее на уровень причин, когда я спрашивал ее: – Удовлетворена ли она своей работой, все ли хорошо у нее в семье – она очень странно реагировала. Она говорила: - А зачем вам это, доктор? Лечите меня от астмы, лечите меня от гипертонии – вот этим я и страдаю, а все остальное вас не должно волновать. Дайте мне таблетки, и я пошла.

Мне потребовалось много усилий, для того чтобы доказать ей, что кроме таблеток нужны еще многие-многие методы, в т.ч. правильно питаться, вовремя ложиться спать, пройти курс очистительных процедур, а не только таблетки.

Несколько месяцев мы лечили ее в нашем центре и, в принципе, мы достигли успеха: ушла гипертония, прекратилась астма. И очень довольная она ушла.

Через некоторое время пациентка вернулась. Я был слегка удивлен, что она вернулась, потому что это нетипично для современной ситуации, когда человек приходит именно с такими вопросами, с которыми она пришла ко мне. Она сказала: - У меня нет теперь гипертонии, у меня нет приступов астмы, но что же дальше доктор? Что же мне дальше теперь делать со всем этим? Я здорова, но я не чувствую счастья.

Тогда я стал задавать вопросы, которые касались более глубоких аспектов ее жизни. Я спросил, любит ли она свой труд. Она сказала, что ненавидит свою работу. Пациентка рассказала, что работает главным бухгалтером в крупной организации, что начальник не ценит ее и не уважает, что работает она только за зарплату, потому что муж ее давно пьет. Мужа она называла «козлом вонючим». Дочь ушла, как только она вышла замуж, и перестала общаться с родителями, потому что ей надоели постоянные размолвки. Внука она видит редко. В общем, вот такой сыр-бор. И когда пациентка говорила – она была очень печальна. Она говорила очень печальные вещи.

Интересно, что Аюрведа способна работать с человеком на этом уровне, способна дать здоровье на социальном уровне. Она имеет методы, с помощью которых можно дать человеку социальное здоровье.

Я спросил, любит ли она своего мужа, остались ли хоть какие-то чувства и были ли они когда-то. Она сказала, что чувства были, но построили они свои взаимоотношения на телесной привлекательности друг друга. Время шло, они старились. Постепенно они начали ругаться, что-то прокралось в их отношения. Муж стал выпивать, жена стала его за это ругать, от этого он стал еще больше пить; бросил работу, стал лежать на диване, ходил к друзьям «на гараж», как она говорила; выпивал, приходил домой, ложился на диван и больше ничего не делал. Естественно это жену не удовлетворяло.

Я предложил ей, в первую очередь, разобраться в отношениях с мужем. Это было достаточно абсурдное предложение для нее. Она спросила: - Как можно помочь безнадежному алкашу? Невозможно помочь ему. Я предложил посмотреть ей на своего мужа как на человека несчастного, который попал в ситуацию, из которой ему надо помочь найти выход. Нужно отнестись к нему как к больному человеку, как к человеку, который страдает. Ей было предложено кормить его. Аюрведа предлагает именно такие методы, т.е. очень простые методы. Путь к сердцу лежит через желудок, особенно путь к сердцу мужчины лежит через желудок, это известное изречение.

Когда я спросил, как давно она готовила для мужа, она, грустно опустив глаза, ответила: - Давно. На самом деле, она забыла, когда в последний раз готовила для мужа.

Пища может передать чувства, особенно чистая пища, неоскверненная убийством, вегетарианская пища. Она способна передать чувства повара, чувства человека, который готовит для другого человека.

Мы с ней обсуждали этот вопрос, как раз в передаче чувств: что мужу не хватает любви, ласки, нежности, заботы. И он ищет это в водке.

У нас в центре проводятся специальные курсы по ведической кулинарии. Это особое искусство в управлении эмоциями мужчины, через пищу. Женщина была очень способной ученицей, очень быстро усвоила уроки и начала практику.

Каждое утро она вставала очень рано, садилась в чистом месте и прикрыв глаза желала своему мужу здоровья и счастья. Она мысленно представляла его и желала ему здоровья. После этого она красиво одевалась, шла на кухню и старалась вложить как можно любви (давалось ей это очень трудно) в приготовление пищи. Несколько раз она срывалась, прибегала к нам в центр и говорила: - Я больше не могу так. Она лила слезы, мы ее успокаивали и говорили, чтобы она продолжала. Она готовила с любовью, стараясь вложить самые лучшие чувства в пищу.

Муж сначала был очень обеспокоен, ругался, называл ее нехорошими словами, но, тем не менее, через какое-то время он стал есть эту пищу.

Ведическая кулинария предлагает блюда, которые удивительны и на вкус, и на запах, и на цвет. Муж почувствовал вкусы, он почувствовал, что о нем заботятся, он почувствовал какую-то любовь. Через какое-то время он сломался: заплакал, стал говорить ей удивительные слова, что на самом деле он ее давным–давно любит, страдает и хотел бы возобновить эти отношения. Вот такая была красивая интимная сцена.

Результат этой истории нас очень порадовал. Жена смогла открыть его сердце, она смогла каким-то образом наладить с ним взаимоотношения.

Интересно, что после того как у них наладились взаимоотношения, она бросила работу. На самом деле, в тайне, эта женщина мечтала воспитывать внука. Так как в семье у них все уладилось, то и дочь стала чаще ходить к ним в гости. Муж дочери стал хорошо относиться к ее родителям, внука стали отдавать бабушке. И бабушка была счастлива и забыла о том, что ей нужно работать! И муж, которого когда-то она называла «козлом вонючим», а теперь стала называть его самыми лучшими словами, муж, вдруг вспомнил, что когда-то он был хорошим телемастером. Он нашел своего старого друга, с которым они работали. В то время его друг уже был директором торговой сети бытовой техники. И друг взял его на работу начальником цеха гарантийной мастерской...

Можно было бы остановиться на этой прекрасной ноте.

Женщина пропала. Около года мы ее не видели, и вдруг как-то под Рождество у меня дома раздался телефонный звонок. Я снял трубку и услышал ее голос. Она сказала: - Мне срочно нужно с вами встретиться. Я подумал, что-то случилось. На следующий день она пришла. Глаза были грустные. Глубина этой грусти была еще глубже. Она сказала: - Странное дело, у меня теперь все есть: у меня есть хорошие семейные отношения, у меня есть любимые занятия, я чувствую себя прекрасно. Но я чувствую где-то глубоко боль. На самом деле, я только теперь чувствую, на сколько все зыбко, на сколько все временно. Время летит на столько быстро, каждый миг все короче и короче. День за днем летят как секунды. И я понимаю, что когда-то это все закончится. Как мне быть? Как мне уложить все это внутри себя?

Она вдруг стала задумываться, что счастье и страдание идут рука об руку, что счастье - оно мимолетно, что жизнь когда-то кончится смертью. У нее возник вопрос, что с этим делать? Эта идиллия, которая ее окружает, – что с этим делать? Возник более глубокий уровень вопроса. И здесь наступает момент, когда врач должен стать для пациента духовным наставником.

Все древние традиции говорят о том, что врач является духовником, является наставником. Пациент на данном этапе должен стать философом. Только философское отношение к жизни может спасти от ощущения боли именно в этом аспекте. Это также лечение, это оздоровление – третий аспект здоровья.

Материальный мир полон двойственности: страдание сменяется счастьем, счастье сменяется страданием, черная полоса сменяет белую, качели жизни качаются. Но человек должен выйти за пределы этой двойственности. Он должен понять, что он никаким образом не касается материальной энергии, потому что по своей природе человек является душой. Душа полна вечности.

В нашей жизни бывают моменты, когда мы остро осознаем, что являемся существом духовным. Например, когда мы теряем близких. Когда мы потеряли близкого человека, мы видим, что его тело - вот оно, здесь, но… Посмотрите, как причитают женщины – они говорят: - На кого же ты нас покинул? Кого покинул? Нужно задать себе этот вопрос: - Кто покинул тело? Где он сейчас и кто это? Нет никого сомнения, что в момент смерти человек жив, что он рядом с нами, что он просто перешел в какую-то другую, иную реальность. Становится ясно, что человек является существом вечным.

Плохо то, что мы не можем сохранить это осознание достаточно длительное время. Проходит несколько недель или месяцев и этот опыт забывается нами. То состояние тихой грусти и такой красивой печали, которые мы ощущаем в тот момент, на самом деле это духовное состояние. В тот момент мы осознаем, что мы являемся духовными существами, и тот человек, который нас покинул, является духовным существом.

Нужно перестать отождествлять себя с телом и с атрибутами этого тела. Это значит, что человек должен перестать видеть других личностей, других людей: как их финансовое положение, воспитанность или невоспитанность, их образованность или необразованность и т.д. Это взгляд с позиции двойственности. За пределами двойственности человек видит, что перед ним находится душа, и общается с ним на этом уровне. Это определяет психоэмоциональное равновесие. Соответственно, психоэмоциональное равновесие на прямую определяет психофизическое равновесие, то что Парацельс называл гомеостазом. Гомеостаз - это полная гармония с внешним и внутренним пространством, с внешним и внутренним миром.

Одна из трех причин болезней - это праги-апхаратха. Праги-апхаратха, в переводе с санскрита означает преступление против собственной внутренней мудрости. Например, она включает в себя оскорбительное отношение к людям и к Богу - оценка личности с точки зрения каких-то внешних атрибутов. Это называется джива-апаратха - преступление против души, оскорбление духовной природы человека. Внешняя материальная природа так устроена, что она как личность, как мать воспитывает нас. Если мы не гармонично существуем, то она наказывает нас с помощью болезни. Если человек осознал свое истинное духовное я, то он черпает радость, удовлетворение в этом понимании. Это дает ему силы перед лицом величайших трудностей. Он способен выдержать их очень стойко.

Есть удивительная история о том, как человек превзошел свою телесную природу. Этот человек был еврем по национальности. И он во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Нацисты всячески издевались над ним, но он нашел где-то внутри своего сердца источник радости, источник счастья, который не зависел от того, как над ним издеваются. Это очень сильно впечатлило нацистов, и они отпустили его. Они поняли, что с ним нечего делать. Пленный не реагировал на все то, что с ним делали.

Это очень интересная иллюстрация. На самом деле, если человек найдет в себе этот источник радости и счастья, то он получит большую свободу от материальных страданий.

Другими словами, четвертый аспект здоровья называется счастье, полное счастье. Русское слово счастье означает «быть частью». Корень в этом слове «часть», часть Бога. Душа является фрагментарной частицей Бога, мельчайшей частицей, неделимой частицей. Меньше души нет ничего, больше Бога нет никого. И эти взаимоотношения между самым большим и самым маленьким дают огромное наслаждение, то, что называется ананда. Это и есть четвертый аспект. Если человек испытывает счастье от этих взаимоотношений с Богом и с окружающими его живыми существами, которые также являются частицами Бога – это и есть четвертый аспект здоровья, высший аспект здоровья.

Жизнь – это энергия души. Этот феномен подробно раскрывает Аюрведа – наука о естественном наполненном счастьем существовании, о Жизни с большой буквы. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни и, осознав в себе духовное существо, человек перестает испытывать отрицательные эмоции, и болезни его больше не беспокоят. И задача Аюрведы как живой личностной науки заключается в постепенном возвращении человека к его уникальной духовной природе, а значит и к здоровью, в самом высшем понимании этого слова.

Назад в раздел     Ваш комментарий

 

Hosted by uCoz