Как только мы появляемся на свет, мы начинаем постигать окружающий нас мир на ощупь, на вкус, читая книги, размышляя, задавая вопросы и получая ответы на них. Такова природа человеческого существа. На этом этапе жизни мы учимся у множества учителей. Конечно же, первыми являются наши родители, затем сверстники, друзья, учителя в школе и так далее. Более того, для разумного человека нет никаких препятствий, он может учиться практически у каждого - даже у птиц и зверей. Но есть вопросы, ответы на которые нельзя получить с помощью чувств, ума, разума или став великим ученым; ответы на них можно получить только у духовного учителя, который постиг Абсолютную Истину. Это рекомендуют все священные писания мира.
Пришло время задавать вопросы об Абсолютной Истине: кто такой Бог, кто я, что происходит после смерти, какова цель жизни? На все эти вопросы можно получить ответы, обратившись к духовному учителю. Беседу ведет Куатбай Таджимуратов.
Итак, сегодняшняя наша тема: духовный учитель. Кто такой духовный учитель? С этим вопросом мы обрати-лись к Александру Хакимову, который является философом, практикующим науку самоосознания на протяжении 20 лет. Он имеет духовного учителя и также является наставником для многих людей как в России, так и в СНГ.
- Кто такой гуру?
- Это очень глубокий вопрос, гуру - это учитель. Но не всегда это соответствует нашим понятиям или общему представлению. Мы имеем представление об учителях в школе, в институтах, учебных заведениях. Иногда учителем становится мудрый человек, который дает мудрые наставления. Это также относится к концепции гуру, но не полностью. Гуру определяют именно знания, количество знаний. Например, гуру должен обладать, прежде всего, полнотой знания. Полное знание означает знание об Абсолютной Истине, вмещающее в себя все энергии живого существа, понимание всех энергий живых существ. Затем гуру может обладать какими-то детальными знаниями, какими-то детальными практическими науками, но это уже не суть важный момент. Например, если я выучу, что 2 х 2 = 4, то это не означает, что я стал гуру по математике. Подобным образом, даже если весьма образованные ученые люди могут понимать какие-то вещи, но не знают конечного смысла жизни, ничего не знают об Абсолютной Истине, они не смогут стать гуру. Они играют роль учителей, они дают какие-то знания, но это не гуру, потому что другое значение гуру - это значит "тяжелый". Т.е. это знание, которым обладает гуру, возлагает ответственность, оно ложится бременем на того, кто слушает. Почему? Потому что человек получает очень глубокие переживания и впечатления. Глубина и тяжесть этого знания означает, что человек начинает думать, что что-то не то с моей жизнью, я должен улучшить свою жизнь, я должен изменить себя к лучшему. Это естественный продукт слушания истины.
Человек пытается изменить свою жизнь под влиянием того, что он слышит от гуру: гуру не требует, он не говорит: "Стань таким или делай для меня то-то и то-то или иди работай для меня". Так иногда мошенники могут воспользоваться положением гуру и требовать что-то от людей, эксплуатировать их.
Прежде всего гуру дает знания, и вот это самое знание обладает необходимым могуществом изменять людей, входя в их уши и сердца. Гуру дает вкус наставления, и люди становятся лучше, они сами принимают этот путь для себя. Вот это и означает гуру.
Например, я могу с мороза зайти в комнату и сказать: "Ох! Как там холодно!" - и вот этот звук перенесется. По звуку люди поймут, как холодно на улице (я только что что-то ощущал и могу передать это эмоционально). Гуру также может эмоционально иметь знание о Боге и передавать его. Если мы слушаем из истинного источника, слушаем истинного духовного учителя, то мы непосредственно можем ощутить присутствие Бога. Итак, гуру означает полноту знания, он находится в этом знании, переживает, живет этим знанием, т.е. его жизнь подтверждает это знание. Практическое существование, слова, ум, поступки - они соответствуют тому, что он говорит, чему учит. Вот это означает гуру. Т.е. здесь исключается элемент эксплуатации. Принятие гуру - это процесс сокровенный, и многие люди спонтанно хотят найти такую личность. Эта тенденция выбрать лидера, выбрать какого-то вождя, выбрать гуру - она есть у человека. Но самый важный момент - найти гуру из верного источника.
- Что ценного дает гуру?
- Это уже вопрос развитости вкуса человека. Есть вкусы низшие, есть вкусы высшие. И высшие вкусы ведут человека к совершенству, а низшие ведут к деградации. И суть духовного развития - развитие высшего вкуса в человеке, чтобы он ощутил вкус духовного счастья, который превосходит все уровни материального существования.
И вот человек выбирает какого-то лидера как гуру, он находит его среди представителей культуры, искусства. Например, это могут быть актеры, и человек выбирает их для себя через впечатления. Впечатление - это тоже форма гуру: эта тяжесть ощущений, глубина впечатлений. Да, мы видим актеров, получаем впечатления и хотим следовать тому, что актер говорит, хотим подражать тому, что он говорит. Это качество тоже есть в гуру - он должен оставлять глубокие впечатления. Но Веды говорят, что суть в том, что эта способность (если она есть в человеке) должна служить Богу, тогда это уже гуру. Вот когда я оставляю впечатление своим талантом и связываю это с Богом, то это впечатление имеет развитие в вечности. Например, любые актеры, любые книги постепенно забываются, с течением времени они стираются из памяти. А здесь другое - когда впечатления соединены с Абсолютной Истиной, то это можно сравнить с растением, которое имеет вечное развитие в человеке. Жизнь за жизнью можно развивать и углублять это понимание: человек подобен ростку, который развивается, расширяется в огромный сад, из маленького семечка - в огромный цветущий сад. Иисус Христос говорил, что Царствие Божие - это как семечко, его посадил - и вдруг оно разрослось и все заполнило собой. Это и есть духовное знание. Оно способно войти во все сферы жизни человека и одухотворить его.
- Как узнать гуру?
- Прежде всего человек должен знать теоретически, кто такой духовный учитель.
Например, если я хочу позвать милицию, но раньше я никогда не видел милиционера, то теоретически я должен знать, какая у них форма (погоны, фуражка, кобура), какие у них обязанности; тогда я хотя бы могу догадаться, что, скорее всего, это милиционер. Я должен иметь хотя бы теоретически правильное представление, тогда я хоть как-то могу ориентироваться. Это внешний момент. Я могу узнать его по внешности.
Допустим, это одежда святого. Многие думают, что у гуру большая борода, этакий седой старец: длинные одежды, ходит с палочкой, пронзительный наэлектризованный взгляд. Но откуда эти представления? Они часто не из священных писаний, они из неправильного источника.
Мы должны обратиться к священным писаниям, чтобы понять, кто такой гуру. А гуру - это тот, кто обладает качествами гуру. Первое его качество - смирение - это качество ученика. Он ученик своего гуру, он преданный своему гуру, вот это его делает уже духовным учителем. Если человек думает, что мне не нужен гуру, я сам гуру, то это мошенник, он не может быть гуру. Поэтому если кто-то действует от имени гуру, как гуру, то мы должны спросить: "Кто твой гуру?" Если у него нет такого, то это не гуру. Если у него есть гуру, то нужно спросить: "А у твоего гуру кто гуру?" Он должен это знать тоже, он должен знать, кто изначальный гуру. А кто изначальный гуру, самый первый гуру? Это Бог. Единственный гуру - это Бог, а все остальные гуру передают Его послание, поэтому они гуру.
Слово "гуру", прежде всего, относится к Богу. Есть ученическая преемственность (цепь), а гуру - это звено цепи, который, как почтальон, передает послание. Качество гуру - не искажать смысл, иметь чистое сердце, бескорыстные желания. Он должен иметь уже сформированную любовь к Богу, к своему духовному учителю, чтобы чисто передавать Его послание. Таким образом мы уже можем ориентироваться.
Общаясь с таким человеком, мы можем уже догадываться, что он действительно не искажает знания, так как это подтверждается писаниями. Наблюдая, мы увидим, что он живет так, как говорит. И постепенно, постепенно мы можем осознать, что то, что говорит гуру, полностью откликается в моем сердце, и придет понимание того, что я хочу стать учеником этого человека!
- А можно ли обойтись без гуру?
- Цель любой духовной практики - это понимание Абсолютной Истины и понимание Бога. Очень сложно, практически невозможно понять Бога, обратившись к Нему непосредственно, потому что по определению Бог непостижим. Даже если мы увидим Его непосредственно, то мы не сможем понять, осознать, воспринять Его. Он безграничный…
Например, солнце. Мы можем посмотреть на него, но мы не увидим его, сиянье скроет его. Подобно этому примеру, Бог ослепителен в Своем великолепии, в Своих качествах. Человек может воспринять Бога лишь как какую-то частичку Его энергии. Солнце светит, но Земля получает лишь миллионную часть его энергии. Это все, что мы знаем о солнце, всю энергию солнца мы понять не можем. Здесь необходим другой процесс познания, должна быть другая точка зрения.
Мы говорим о Боге, у Него есть окружение, и это окружение уже нам открывает, кто такой Бог. К Богу можно приблизиться, понять Его, видя Его отношения с очень близкими для Него спутниками. Вот таков общий подход к этому традиционному вопросу. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Таким образом, все связано.
Прежде всего мы учимся общаться с людьми, которые преданы Богу, привязаны к Богу. И вот по этой модели мы начинаем понимать до какой-то степени, кто такой Бог. Мне нужно приобрести определенные качества, определенное понимание жизни. Откуда я это возьму? Мне нужен учитель. Мне нужно необходимое общение. Когда я вступаю в общество преданных Богу, то я автоматически приобретаю эти свойства, эти желания, видя, как другие это делают. Это естественно. Мы все так обучаемся любым наукам.
Сейчас, конечно, любой человек может обратиться к Богу непосредственно, потому что Бог в сердце каждого живого существа. Но как люди спрашивают? Что люди просят у Бога? Они просят деньги.
Одна старушка пошла в лес за хворостом. Хворост ей положили на голову, чтобы она отнесла его домой. И уронив хворост в лесу, она расплакалась, потому что не могла поднять вязанку на голову, и подумала: "Ну вот, Боже, помоги мне". Она обратилась к Богу, и Бог появился перед ней лично: "Ну что же ты теперь хочешь? Я теперь перед тобой".
- "О, спасибо Тебе, Господи, положи мне эту вязанку снова на голову, и я пойду домой". Вот и все. Это все, чем могут ограничиться наши встречи с Богом.
- Как обратиться к гуру?
- Это тоже описывается в священных писаниях. Также описывается, каков этикет во взаимоотношениях с гуру. Скажем, пока я не обучен, очень важно знать эти правила, затем это станет нашим естественным существованием. Подчеркиваются три момента в отношениях с гуру: смирение, служение и вопрошание.
Почтение, служение - мы выполняем просьбы гуру. Наставления - спрашиваем его об Абсолютной Истине, интересуемся Богом. Такой человек становится хорошим кандидатом в ученики, т.е. он проявляет интерес к Богу и культивирует правильное отношение к Нему.
За обращением к духовному учителю ученика стоит культура отношений. Все это имеет очень глубокий смысл, потому что духовные знания - это нечто ценное. И, соответственно, чтобы получить его, нужно заплатить достойную цену. Поэтому необходимы смирение, этикет, культура обращения.
Поэтому не смущайтесь, когда на каких-то видеосъемках вайшнавских праздников и церемоний вы увидите, как встречают духовного учителя. Когда он приезжает с мест паломничества или проповед-нического тура, ученики окружают духовного учителя, садят его на удобное место, омывают его стопы водой, осыпают лепестками роз, цветов, обрызгивают водой. С материальной точки зрения это кажется странным. Считается, что ноги - это нечистое место у людей, есть такое представление, что это нечистое место. Тогда как у гуру стопы очень чисты - это проводники духовной энергии. Даже то место, где гуру стоял, считается священным. Мы не будем объяснять эти тонкости вглубь, но нужно еще увидеть внутренний смысл этой церемонии.
Можете заметить, что ученики не чувствуют себя подавленными, разочарованными, выполняя это. Наоборот, они радостные, они сияющие, они осветляются этой церемонией. И гуру не гордится, когда ему это делают, наоборот, выглядит очень смиренным.
Кто такой гуру? У него нет ничего, кроме миссии. Это не какой-то богач, который приехал с Запада с деньгами. Гуру проповедует. Обычно ему дают какие-то пожертвования, иногда не дают.
Как живут гуру в святых дхамах? Жизнь их проста: они ходят в набедренных повязках, едят очень простые блюда. Все свое время они погружены в бхаджан, в размышление о Боге. Так они проводят свое время в святых местах. Сюда они приезжают с целью, чтобы передать эту науку.
Тело гуру считается духовным, священным, а стопы - это предмет медитации для ученика. Через медитацию он становится смиренным. Иисус Христос омывал стопы ученикам. Они протестовали, смущались: "Как же так? Это мы должны делать". На что Он отвечал: "Я пришел, чтобы послужить вам. И вы теперь так же служите друг другу". Служите гуру, служите вайшнавам, служите всем людям. Вот так мы привыкаем быть слугой гуру.
- Чему учит гуру?
- Настоящий духовный учитель учит только одной вещи, в которой есть все необходимое для его жизни, для его совершенствования. Он учит, кто такой Бог, обучает этому принципу, этому пониманию, т.е. всю нашу жизнь мы должны изучать Бога. И гуру помогает нам в этом: как понять Бога через деятельность, через философское познание, через глубокое размышление, медитацию, через преданное служение, в итоге, через любовь. Это наука, в которую обращает гуру. Если он не знает этой науки, то он не гуру. Он может быть учителем каких-то отдельных учений, но не является гуру. Концепция гуру другая - гуру связан с Богом.
- Гуру - это духовный учитель?
- Да, верно. Отношения с Богом - это духовные отношения. Тот, кто обучает нас таким взаимоотношениям, называется духовный учитель. Если я имею духовного учителя, то я имею духовные знания, т.е. я могу установить духовные отношения с кем угодно: с человеком, с животным, с растением, с этим миром. Почему? Потому что есть отношения с Богом. А все это есть энергии Бога. Таким образом, мне открывается знание взаимоотношений с этим миром. Таков гуру, он учит жить с Богом.
Заключение
Духовный учитель - это тот, кто может нас вызволить из круговорота рождений и смертей. Он является носителем Истины, исцеляющий этот мир от болезней, лжи, лицемерия и невежества. Обманывать себя и других - неизменная черта обусловленной души. Обычно человек не может осознать или не желает признавать свою неспособность уловить подлинный смысл духовных истин, запечатленных в священных писаниях. Но у осознавших себя душ нет другого занятия, кроме того, как помочь нам вернуться в свое духовное сознание. До тех пор пока мы будем сохранять привязанность к материальным ценностям этого мира, у нас не будет склонности верить словам святых и подлинному смыслу духовных писаний. Но чтобы действительно понять послание священных писаний, необходимо слушать их объяснение из уст людей, обладающих реальным духовным знанием. Тема духовного учителя очень сокровенна и глубока. Невозможно исчерпать ее в одной статье. Мы надеемся продолжить эту тему в одном из наших будущих номеров.